О развитии военно-политического кризиса в Судане

Несмотря на относительное затишье в информационном поле, военно-политическая ситуация в Судане продолжает развиваться по наиболее неблагоприятному сценарию, практически не оставляя шансов на примирение противоборствующих сторон в обозримой перспективе. После проведенного весной 2023 года водораздела,  лидеры обеих враждующих группировок не оставляют большого пространства для маневра и переговоров, несмотря на активную посредническую вовлеченность в миротворческие усилия ведущих глобальных и региональных игроков. Обе стороны рассматривают любую даже несущественную уступку как неприемлемую, считая данное противостояние экзистенциональной борьбой за власть. В этом плане, большинство международных экспертов склоняются к мнению, что высокий уровень нестабильности и угроза дальнейшей эскалации в Судане могут сохраняться на длительный период, а риск перерастания конфликта в продолжительную гражданскую войну весьма велик.

Уже можно констатировать, что предпринимаемые при посредничестве Саудовской Аравии, США и Африканского союза международные усилия по достижению мира в Судане, включая проведенную в начале ноябре в Саудовской Аравии встречу между суданской армией и Силами быстрой поддержки (СБП), терпят неудачу. За исключением небольших подвижек по вопросам гуманитарного содействия и гуманитарного доступа, принципиальных решений политического разрешения конфликта достигнуто не было. Напомним, на ноябрьской встрече в Джидде стороны договорились участвовать в совместном механизме по координации гуманитарного содействия под эгидой ООН, в основные функции которого входят вопросы доставки гуманитарной помощи и перемещения и доступа сотрудников гуманитарных организаций. Важным прорывом в переговорах стала договоренность о возобновлении прямых коммуникаций и контактов двух сторон конфликта. Однако, думается, что ввиду отсутствия значимого прогресса по принципиальным политическим пунктам, ожидать интенсивного продолжения усилий посредников в ближайшие месяцы не стоит. Кроме того, предыдущие соглашения о временном прекращении огня и сохранении безопасности гуманитарных коридоров были впоследствии нарушены, что подрывает доверие между сторонами.

Таким образом, при сохранении нынешних трендов внутриполитического развития и при отсутствии новых сильных факторов внешнего воздействия, можно констатировать, что на ближайшие два-три года вооруженное противостояние в стране между суданской армией и СБП сохранится, особенно в наиболее чувствительных и взрывоопасных провинциях, таких как Дарфур и Кордофан.

Одновременно, в обозримой перспективе сохраняется угроза перерастания суданского кризиса в более широкое региональное противостояние с частичным вовлечением в него соседних государств. Это станет возможным, в частности, в случае продолжения неконтролируемого массового перемещения суданских беженцев в соседние страны, которое может повлечь за собой труднопредсказуемые последствия и защитную реакцию других стран. Кроме того, суданский конфликт может стать серьезным триггером для обострения региональной ситуации с учетом различий в позициях крупных игроков, поддерживающих противоположные стороны конфликта. В частности, в СМИ были обнародованы не подтвержденные документально данные о поставках вооружения со стороны ОАЭ Силам быстрого поддержки, а Египет вооружает суданскую армию. Кения также традиционно симпатизирует лидерам оппозиции, поэтому ее роль в посреднических усилиях была минимизирована.

Таким образом, к сожалению приходится констатировать, что в нынешних условиях без достижения явного военного преимущества одной стороной и военного поражения другой добиться сближения позиций вряд ли получится. Страна по сути разделена пополам между двумя противоборствующими силами, с минимальными шансами на устойчивый мир. Суданская армия уверенно контролирует государственный аппарат и стратегически важный Порт-Судан на Красном море, превращенный по сути в новый центр управления и администрации. При этом СБП контролируют критически важные регионы на юге и западе страны, а также большую часть Хартума.

Отсутствие с обеих сторон явного интереса к достижению компромисса будет вести к отсрочке политического урегулирования. Назначенные на середину 2025 года всеобщие выборы, с большой долей вероятности, будут отложены, поскольку контуры политического урегулирования пока отсутствуют. Значительный экономический потенциал и ресурсная база Судана будут способствовать тому, что война на истощение может продолжаться достаточно долго. Основными источниками пополнения бюджета будут служить добыча золота и других металлов, экспорт нефти, а также сельское хозяйство и животноводство. Наряду с рядом экономических мер, включая свободное плавание курса национальной валюты с марта с. г., эти доходы позволят обеспечить относительную устойчивость суданской экономики и удержать суданский фунт от серьезной девальвации. По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет в случае сохранения сегодняшней военно-политической ситуации и внешних трендов развития, суданская экономика будет медленно стагнировать, но сможет избежать серьезных потрясений.

55.95MB | MySQL:116 | 0,686sec