Как констатируют американские эксперты по вопросам безопасности, за последние полтора месяца европейские города захлестнули протесты, как в поддержку Израиля, так и Палестины. Тем временем координатор Европейского союза по борьбе с антимусульманской ненавистью предупредил, что исламофобские и антисемитские высказывания растут по всему континенту. Государства-члены Европейского союза (ЕС) аналогичным образом разделились, о чем свидетельствуют многочисленные публичные мероприятия и протоколы голосования. Хотя все государства-члены однозначно осудили террористическую атаку ХАМАС на Израиль 7 октября, государства-члены по-разному реагируют на действия Израиля в секторе Газа. В Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ГА ООН) ЕС, похоже, разделился по этому вопросу на три блока: те, кто поддерживает призыв к прекращению огня; те, кто воздерживается при голосовании, разочарованные отсутствием в предлагаемых резолюциях четкого осуждения террора ХАМАСа и упоминания права Израиля на самооборону; и те, кто голосует против резолюций, которые, по их мнению, недостаточно подчеркивают права Израиля. Недавно принятая резолюция ES-10/21 на Генеральной Ассамблее ООН, призывающая к немедленному и устойчивому гуманитарному перемирию, была поддержана большинством стран ЕС, включая Францию, в то время как другие страны, включая Германию и Италию, воздержались. Из 14 стран, проголосовавших в общей сложности против резолюции, четыре были государствами-членами ЕС, включая Чешскую Республику и Венгрию. В то время как государства-члены имеют разные протоколы голосования в Ассамблее, отчет о трехкратном голосовании по резолюции ES-10/21 Генеральной Ассамблеи ООН приходится на момент выработки Европейским советом общей позиции по обострению палестино-израильского конфликта.
Большая часть различных подходов государств-членов ЕС к конфликту может быть объяснена их особыми историческими отношениями с израильтянами и палестинцами, а также внутренней политикой. Например, страны, которые исторически сочувствовали бедственному положению палестинцев, такие как Ирландия, Бельгия и Испания, стали более громко критиковать действия Израиля в Газе. В Ирландии, например, ирландские националисты десятилетиями сочувствовали палестинскому делу и сплотились вокруг него, что нашло отражение в политике правительства. В Германии все партии, включая партии левого толка, решительно осудили нападение ХАМАСа в своих заявлениях. Некоторые обвиняют твердую поддержку Германией Израиля — даже несмотря на обвинения в нарушениях прав человека в Газе — в проявлении вины и чувства ответственности за Холокост. Напротив, испанская левая партия «Сумар», которая готова стать частью правящей коалиции страны, подверглась критике за отказ охарактеризовать ХАМАС как террористическую организацию. Эти различные реакции нашли отражение и на наднациональном уровне.
На институциональном уровне ЕС две отдельные ошибки еще больше поставили под сомнение его единство в конфликте между ХАМАСом и Израилем. После того, как комиссар ЕС в одностороннем порядке решил опубликовать на X сообщение о том, что выплаты помощи ЕС палестинцам будут приостановлены, Жозефу Боррелю, верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности / вице-президенту Европейской комиссии (HR / VP), пришлось отказаться от этого заявления. Тем временем президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подверглась критике со стороны Борреля и других высокопоставленных европейских дипломатов за то, что предложила премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху «безоговорочную поддержку» ЕС в ответ на теракт 7 октября. Боррель повторил, что ЕС поддерживает право Израиля на самооборону, но это ограничено международным правом и международным гуманитарным правом. Поскольку официальные лица в высших эшелонах институтов ЕС, по-видимому, расходятся с официально принятыми общими позициями, концепции европейского единства наносится дополнительный репутационный ущерб и возникают сомнения в каком-либо решительном, коллективном внешнеполитическом ответе ЕС на войну между Израилем и ХАМАСом.
Отсутствие европейского единства в отношении политического ответа на конфликт между ХАМАСом и Израилем является частью более широкой проблемы, связанной с Общей внешней политикой ЕС и политикой безопасности. Брюсселю было трудно добиться того, чтобы общие позиции (общая внешняя политика ЕС и политика безопасности требовали единогласного утверждения), изложенные на бумаге, впоследствии выполнялись на национальном уровне государств-членов. Некоторые предполагают, что даже если ЕС введет голосование большинством голосов во внешней политике, политики, не связанные с США, никогда не достигнут большинства. Кроме того, мешая решительным действиям, Договор о Европейском союзе предусматривает, что национальная безопасность является исключительной ответственностью государств-членов. Это может повлиять на то, как некоторые страны рассматривают резолюцию и содержащееся в ней отсутствие поддержки права Израиля на самооборону, отражая ситуацию с точки зрения их собственных соображений внутренней безопасности. Частично это может быть заметно по тому, что страны голосуют против резолюций ООН, призывающих к перемирию, подчеркивая право на самооборону, как это сделала, например, Чешская Республика. Тщательный баланс между защитой национального суверенитета и интересов и сотрудничеством в интересах общей безопасности, таким образом, привел к путанице в решительных коллективных действиях.
Как и в текущем конфликте между ХАМАС и Израилем, Европа, как правило, не располагает дипломатическими рычагами, которыми обладают США для смягчения конфликта, и дипломатическими усилиями в более широком арабо-израильском конфликте. В то время как Европа направляет значительную помощь в целях развития и гуманитарную помощь Палестине, США ежегодно направляют Израилю почти 3,8 миллиарда долларов военной помощи, а также 344 миллиона долларов Агентству Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ, агентству ООН, которое предоставляет гуманитарные услуги палестинским беженцам. Кроме того, европейские дипломатические инициативы в регионе годами угасали. Таким образом, некоторые утверждают, что ЕС слишком маргинализирован на Ближнем Востоке, чтобы вносить какой-либо значимый вклад в смягчение последствий конфликта.
Основные выводы
За последние полтора месяца Европейскому союзу (ЕС) не удалось выступить единым фронтом в отношении конфликта между ХАМАС и Израилем, вопроса, который был особенно заметен в результате трехкратного голосования государств-членов ЕС в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.
Государства-члены ЕС поддерживают разные исторические отношения с израильтянами и палестинцами, что привело к расхождениям в предлагаемых направлениях действий, связанных с конфликтом, в то время как внутренняя политика также существенно повлияла на различные позиции.
Различные официальные лица Европейского Союза нарушили официальный протокол и стратегию, что потенциально наносит ущерб институтам ЕС и идее единого европейского ответа на конфликт в Газе.
Брюссель изо всех сил пытался обеспечить, чтобы общие внешнеполитические позиции, одобренные всеми государствами-членами, воплощались в национальную внешнюю политику; более того, Договор о ЕС предусматривает, что национальная безопасность является исключительной ответственностью государств-членов, что, вероятно, усложняет отношение стран к конфликту между ХАМАС и Израилем.