По материалам Центра Генри Л. Стимсона, США[i]
Роль и место Иордании во внешней политике Китая
Иордания уже давно является точкой пристального внимания китайского правительства, включая международную безопасность, долгосрочное развитие, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление. Ее принципиальные особенности – геостратегическое положение и внутриполитическая стабильность – сделали Иорданию центром притяжения инвестиций. Это принесло стране репутацию «оазиса мира» в ближневосточном регионе среди чиновников министерства иностранных дел Китая[ii].
С момента обнародования инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) Китай увидел возможность использования Иордании как ворот в регион Леванта[iii]. Хотя Амман мало что предлагал Китаю в плане материальных ресурсов, стабильность Иордании, подкрепленная в основном прочными военными связями с Соединенными Штатами, обеспечила платформу, с помощью которой Пекин мог преследовать свои политические, дипломатические и экономические интересы в соседнем Израиле, Сирии, Ираке и Персидском заливе. Множество региональных инвестиций, проектов межотраслевого взаимодействия и экономических проектов Пекина либо затрагивали Иорданию, либо, по крайней мере, зависели от ее внутриполитической стабильности. И хотя Иордании традиционно не хватает доступа к нефти, воде и другим важным ресурсам своих соседей, эта ближневосточная страна остается одной из немногих, кто обладает надежной и предсказуемой стабильностью и политическим руководством, готовым улучшить отношения с великими державами (США, Россия, Китай).
Китайско-иорданские двусторонние отношения во многом строятся на прочных двусторонних торговых отношениях. Китай является вторым по величине партнером Иордании по импорту и третьим по величине торговым партнером после Саудовской Аравии и США. За последние 25 лет китайский экспорт в Иорданию ежегодно рос в среднем на 13,5%, увеличившись со 135 млн долл. в 1995 году до более 3 млрд долл. к 2020 году[iv]. В последнее время основной объем экспорта Китая в Иорданию состоит из одежды, машинного оборудования и электроники, что позволило китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei закрепиться на иорданском рынке благодаря партнерству с крупнейшим иорданским телекоммуникационным провайдером Zain. Между тем, за тот же период иорданский экспорт в Китай, в основном химикатов, текстиля и металлов, ежегодно рос на 14,1 % с 20,5 млн долл. в 1995 году до примерно 426 млн долл. в 2020 году[v].
Иордания как шлюз
При короле Абдалле II китайско-иорданские отношения добились прогресса за последние два десятилетия. Во время своей первой поездки в качестве короля Иордании в Пекин в 1999 году король Абдалла II и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Совместное китайско-иорданское коммюнике», которое заложило основу для двусторонних политических, дипломатических, экономических, культурных связей и связей в сфере безопасности[vi]. В основе коммюнике лежат три основных вопроса, которые определяют долгосрочные отношения Китая с Иорданией: израильско-палестинский мирный процесс, региональная безопасность и стабильность, а также внутреннее развитие, стабильность и безопасность Иордании[vii]. На протяжении двух десятилетий Китай признавал роль Иордании в израильско-палестинском мирном процессе и оказывал риторическую поддержку палестинскому народу. В свою очередь, Иордания временами стремилась к тому, чтобы Китай играл более сильную роль в израильско-палестинском мирном процессе[viii]. Китай также рассматривал Иорданию как влиятельный голос умеренности в регионе и партнера по обеспечению регионального мира и безопасности[ix].
После «арабской весны» и до прихода к власти Си Цзиньпина Китай изо всех сил пытался найти «точку опоры» на Ближнем Востоке. Пекин с тревогой наблюдал, как революции свергали режимы по всему региону и дестабилизировали его. Политика невмешательства Китая позволила Пекину прагматично развивать отношения с новыми правительствами во всем арабском мире. Но в разгар кризиса Пекин не видел особого стимула ввязываться в сложную политическую среду и вместо этого ждал, пока обстановка нормализуется (за исключением Ливии и Сирии)[x].
Китай во многом полагался на свои отношения с Лигой арабских государств (ЛАГ), чтобы маневрировать в политических кризисах в регионе. Китай не стремился ввязываться в политику региона и рассчитывал на ЛАГ, как на главный представительный орган арабского мира, для консультирования или информирования своей собственной позиции в Совете Безопасности ООН по делам Ближнего Востока. В Ливии по указанию ЛАГ Китай проголосовал за то, чтобы воздержаться по резолюции ООН 1973, которая дала зеленый свет интервенции НАТО в Ливию и подготовила почву для свержения президента Муаммара Каддафи. Китай под руководством Ху Цзиньтао, столкнувшись с негативной внутренней реакцией за свою роль в Ливии, попыталось скорректировать свой курс с началом сирийской гражданской войны в конце 2011 года[xi].
В ноябре 2011 года ЛАГ приостановила членство[xii] сирийского правительства и инициировала масштабные санкции, направленные на оказание давления на Б.Асада в ответ на жестокое подавление протестов по всей Сирии. Затем, в феврале 2012 года, государства-члены Лиги арабских государств представили проект резолюции, призывающий к международным карательным санкциям против Сирии. Разорвав отношения с ЛАГ, Китай наложил вето на резолюцию СБ ООН, выступая против Лиги арабских государств, что послужило началом периода напряженных политических отношений[xiii]. В течение следующих двух лет политические отношения Китая и Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) ухудшались из-за сирийского вопроса кульминацией которого станет отказ Саудовской Аравии от своего места в Совете Безопасности ООН в 2013 году. В свою очередь, Иордания была избрана в СБ ООН вместо Саудовской Аравии[xiv].
После своего прихода к власти в марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин поставил приоритетом восстановление отношений Китая с арабским миром посредством расширения инициативы «Один пояс, один путь» и укрепления энергетического сотрудничества с регионом. Иордания, по сравнению со своим соседом Саудовской Аравией, была более охотным партнером. Несмотря на собственное противодействие Иордании растущему насилию Б.Асада, из-за которого сотни тысяч сирийских беженцев сбежали в Иорданию, Китай и Иордания видели друг в друге прагматичных партнеров на мировой арене, имеющих десятилетний опыт хороших отношений. Для короля Абдаллы председатель Си представлял потенциального геополитического союзника и посредника в региональных делах, а именно в израильско-палестинском конфликте и гражданской войне в Сирии. На их первой встрече в 2013 году король Абдалла II требовал от Си Цзиньпина, чтобы Китай, как «друг Иордании и Ближнего Востока», сыграл активную роль в разрешении сирийской войны и израильско-палестинского конфликта[xv]. Между тем, с точки зрения Си, король Абдалла II был проверенным лидером, который выдержал «арабскую весну» и чья страна стала воротами, через которые Китай мог бы получить политическую поддержку, когда начал процесс восстановления связей с остальным арабским миром.
[i] https://www.stimson.org/2022/jordan-chinese-relations-taking-stock-of-bilateral-relations-at-45-years/
[ii] Chinese Ministry of Commerce, «Jordan Guide for Foreign Investment and Cooperation,» 2018. Веб-страница: https://www.gdqy.gov.cn/attachment/0/24/24003/1333284.pdf (дата обращения: 12.06.2022)
[iii] Alice Su, «Jordan: China’s Gateway to the Middle East», The Atlantic, 25 сентября 2013. Веб-страница: https://www.theatlantic.com/china/archive/2013/09/jordan-chinas-gateway-to-the-middle-east/279988/ (дата обращения: 21.11.2023)
[iv] Данные получены из профилей The Observatory of Economic Complexity по Иордании и Китаю, а также из программы Всемирного интегрированного торгового решения (WITS) Всемирного банка. Дополнительные данные за 2020 год были получены на основе интервью и заявлений посла Китая в Иордании Чэнь Чуандуна, «Jordan Keen for more Chinese Investment», China Daily, 8 августа 2021. Веб-страница: https://global.chinadaily.com.cn/a/202108/16/WS6119c091a310efa1bd668f8f.html (дата обращения: 21.11.2023)
[v] https://global.chinadaily.com.cn/a/202108/16/WS6119c091a310efa1bd668f8f.html (дата обращения: 21.11.2023)
[vi] People’s Daily, «China and Jordan sign Joint Communique», 7 декабря 1999. Веб-страница: https://en.people.cn/english/199912/07/eng19991207D104.html (дата обращения 10.06.2022)
[vii]People’s Daily, «President Jiang, Jordanian King discuss bilateral relations», 7 декабря 1999. Веб-страница: https://en.people.cn/english/199912/07/eng19991207A103.html (дата обращения: 03.06.2022)
[viii] «King Abdullah calls for China role in Syria, [Middle East] peace process», Times of Israel, 18 сентября 2013. Веб-страница: https://www.timesofisrael.com/king-abdullah-calls-for-china-role-in-syria-peace-process/ (дата обращения: 21.11.2023);
Jerusalem Post, «Jordan’s king urges stronger role for China in ME peace process», 30 октября 2007. https://www.jpost.com/international/jordans-king-urges-stronger-role-for-china-in-me-peace-process (дата обращения: 21.11.2023)
[ix] China’s Ministry of Foreign Affairs, «Jordanian King Abdullah meets with Foreign Minister Li Zhaoxing», 20 июня 2005. Веб-страница: https://www.mfa.gov.cn/ce/cgsf//eng/xw/t200601.htm (дата обращения: 04.06.2022)
[x] Mordechai Chaziza, «The Arab Spring: Implications for Chinese Policy», Middle East Review of International Affairs, Vol 17, no. 2 (2013): 73-83. Веб-страница: https://ciaotest.cc.columbia.edu/journals/meria/v17i2/f_0029657_23972.pdf (дата обращения: 23.11.2023)
[xi] Jesse Marks, «China’s evolving conflict mediation in the Middle East», Middle East Institute, March 25, 2022. https://www.mei.edu/publications/chinas-evolving-conflict-mediation-middle-east;
UN Security Council, «Security Council Approves ‘No-Fly Zone’ over Libya, Authorizing ‘All Necessary Measures’ to Protect Civilians, by Vote of 10 in Favour with 5 Abstentions», SC/10200, 17 марта 2011. Веб-страница: https://www.un.org/press/en/2011/sc10200.doc.htm (дата обращения: 23.11.2023)
[xii] https://www.washingtonpost.com/world/syria-suspended-from-arab-league/2011/11/12/gIQAvqGxEN_story.html
[xiii] UN Security Council, «Security Council Fails to Adopt Draft Resolution on Syria as Russian Federation, China Veto Text Supporting Arab League’s Proposed Peace Plan», 4 февраля 2012. Веб-страница: https://www.un.org/press/en/2012/sc10536.doc.htm (дата обращения: 23.11.2023)
[xiv] Michelle Nichols and Louis Charbonneau, «Jordan elected to take Saudi seat on U.N. Security Council», Reuters, 3 декабря 2016. Веб-страница: https://www.reuters.com/article/uk-un-council-jordan/jordan-elected-to-take-saudi-seat-on-u-n-security-council-idUKBRE9B50O420131206 (дата обращения: 23.11.2023)
[xv] Associated Press, «King Abdullah calls for China role in Syria, peace process», Times of Israel, September 18, 2013. Веб-страница: https://www.timesofisrael.com/king-abdullah-calls-for-china-role-in-syria-peace-process/ (дата обращения: 23.11.2023)