Турецкая Республика 29 октября 2023 года отметила 100-летний юбилей с момента своего провозглашения. Это – давно ожидаемая дата, под которую действующим руководством страны ещё с 2011 года начало строиться планирование и разрабатываться программные документы.
Под 100-летний турецкий юбилей, один из печатных органов главного мозгового центра страны – журнал Kriter Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) вышел со специальным выпуском, в котором всесторонне подвел итоги турецкого пути за истекшее столетие, а также оценил текущую международную обстановку.
Продолжаем анализировать издание. Часть 7 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=104167
Напомним, что мы остановились на материале Угура Экинджи под заголовком «100-летие политики Турции на Балканах». В частности, нами был рассмотрен период работы Турции на Балканах с 1989 по 2002 год – как период образования новых государств на месте распада Югославии вплоть до прихода ко власти в Турции администрации Реджепа Тайипа Эрдогана. Как отметил автор, этот период характеризовался установлением Турцией новых отношений со вновь образованными государствами, вставшими на либерально-рыночный путь. Несмотря на то, что этот период характеризовался большим количеством новых возможностей, воспользоваться ими в полной мере не удалось по той причине, что и сама Турция пребывала в периоде политической и экономической нестабильности.
Перейдем к рассмотрению следующего, уже современного, этапа отношений между Турцией и Балканами. Нынешний период охарактеризован турецким автором как «золотой век» отношений между Турцией и странами региона.
Как пишет автор, период правления партии ПСР, начавшийся в 2002 году, следует рассматривать как «начало интенсивной и непрерывной политики в отношении всех Балкан», которое стало возможным в результате прихода ко власти в стране, впервые с 1991 года, однопартийного правительства.
Как отмечается автором, с ростом политического и экономического потенциала, Турция начала обретать «разностороннее присутствие на Балканах, используя новые институты и инструменты». Их турецкий автор перечисляет следующим образом: Турецкое агентство сотрудничества и координации (TİKA), Институт Юнуса Эмре, Управление по делам турок за рубежом и родственных общин, Турецкий религиозный фонд и Турецкий фонд Маариф (фонд, под управление которого переданы зарубежные турецкие школы, «изъятые» у секты Фетхуллаха Гюлена, которая признана в стране террористической организацией – И.С.)
Наряду с образовательными учреждениями, Турция значительно повысила свою медийную активность. В этом смысле, следует указать, что информационное агентство «Анадолу» и государственная теле- и радиовещательная компания Турции «TRT» начали предоставлять услуги на балканских языках.
Также, как указывается автором, «в результате развития средств связи и транспорта, а также растущей поддержки со стороны официальных учреждений, муниципалитеты и неправительственные организации Турции больше повернулись к Балканам, что способствовало повышению заметности Турции в регионе».
Отдельным образом, турецкий автор упоминает проникновение на территорию Турции аудиовизуального контента. В частности, как он пишет, турецкие сериалы пользуются большим интересом, и они «оказали положительное влияние на мнение жителей региона о Турции».
В 1990-х годах торговля и инвестиции Турции в регионе были сконцентрированы в Румынии и Болгарии, которые имеют относительно более крупные рынки и тесные отношения с Турцией.
В последующий период, в 2000-е годы, взаимная торговля значительно возросла в результате роста экономики Турции и Балкан и подписания соглашений о свободной торговле со всеми странами региона.
Цитируем: «В то время как турецкие предприниматели все чаще проявляют интерес к региону, балканские страны, ищущие решения проблем занятости и инфраструктуры, также пригласили предпринимателей из Турции инвестировать (в свои экономики)».
Турецкие компании сейчас инвестируют на Балканах, в первую очередь, в такие отрасли как банковское дело, энергетика, горнодобывающая промышленность, связь, транспорт и строительство. Хотя большая часть турецких инвестиций сосредоточена в Румынии и Болгарии, Турция входит в четверку стран с наибольшим количеством иностранных инвестиций в Косово и Албанию.
В целом, как пишет автор, объем помощи развитию (читай гуманитарной помощи – И.С.), которую Турция предоставила региону для решения инфраструктурных проблем, стимулирования экономического роста и развития добрососедских отношений, значительно увеличился с середины 2000-х годов. Мы не раз писали про такой аспект работы Турции как продвижение своих интересов через оказание гуманитарной помощи – этот процесс, который должен реализовываться эффективно (минимальные инвестиции максимальная отдача), призван формировать положительный образ Турции за рубежом и открывать новые страницы / направления сотрудничества.
Хотя Турция ежегодно предоставляет помощь, такую как материалы, транспортные средства, финансовую поддержку и передачу опыта государственным учреждениям, муниципалитетам и НПО в балканских странах, она также предоставляет продукты питания, вакцины, чистящие материалы и предметы снабжения балканскому народу во время стихийных бедствий, таких как наводнения и землетрясений, а также во время глобальной пандемии Covid-19.
Отметим, что турецкий автор особенно указывает на такие аспекты как передачу Турцией своего опыта государственного управления. Понятно, что турецкая сторона здесь исходит из того, что относительно молодые государства нуждаются не только в средствах, но и в путях развития. И Турция, в этом смысле, предлагает себя в качестве «модели для сборки». Разумеется, в первую очередь, речь идет о мусульманских государствах – таких как та же Албания и Косово.
Как указывается турецким автором, продолжая свое участие в механизмах регионального сотрудничества, Турция также с 2009 года внедрила механизмы многостороннего диалога для решения политических проблем на Балканах и развития сотрудничества.
Среди них инициативой, которая оказалась самой продолжительной и принесла наиболее конкретные результаты, стал механизм трехстороннего диалога между Турцией — Боснией и Герцеговиной — Сербией.
Фундамент автодороги Белград — Сараево, построенной при поддержке Турции, был заложен на инициативном саммите глав государств, состоявшемся 8 октября 2019 года.
Как указывается автором, в ходе контактов на высоком уровне, проводимых ежегодно со всеми странами региона, было подписано «множество двусторонних соглашений и меморандумов о взаимопонимании, а также продвинулось сотрудничество в таких областях, как безопасность, экономика, культура, туризм и образование».
Цитируем турецкого автора: «Отмена виз со странами региона усилила взаимодействие между обществами. До 2010-х годов Турция и балканские страны разделяли схожие политические предпочтения. Интеграция с ЕС была общей целью для всех. Все балканские страны, за исключением Сербии и Боснии и Герцеговины, стремились стать частью альянса НАТО. В этот период и Турция, и балканские страны сосредоточили свое внимание на такой политике, как реформы, демократизация и экономическая либерализация.
В последующие годы, хотя евроатлантические интеграционные процессы балканских стран продолжались, между Турцией и западным миром возникли важные политические разногласия. В течение этого периода, в то время как ожидания членства Турции в ЕС постепенно угасали, ЕС установил свою перспективу расширения через «Западные Балканы» и исключил Турцию.
В этот период у Турции также были различные разногласия со своими союзниками по НАТО, особенно с США и Грецией. Несмотря на все это, в политике Турции на Балканах перелома не произошло. Оценивая роль таких институтов, как ЕС и НАТО, в стабильности региона, Турция продолжала поддерживать концепцию евроатлантической интеграции балканских стран. Короче говоря, если оставить в стороне отношения с Грецией, у которой есть свои проблемные зоны, отношения Турции с балканскими странами продолжались, не затрагивались проблемами, которые она испытала с западным миром.»
На что здесь стоит обратить внимание – на то, что именно западные страны продолжают «освоение» Балкан, стремясь вовлечь их в свои интеграционные инициативы, включая ЕС и НАТО. При этом, есть два вектора турецкой внешней политики, о которых стоит сказать: вектор в сторону ЕС и вектор в сторону Балкан. Турция, на определенном этапе своего развития, рассчитывала, что, действуя вместе с Балканами, будучи для них «моделью» и проводя и самостоятельные реформы, ей удастся «поймать ветер» евроинтеграции и совершить прорыв на европейском направлении. Чего не произошло: ЕС продолжает переговоры с Балканами, выводя Турцию за скобки отношений. На этом фоне, у Турции наблюдаются серьезные проблемы в отношениях не только с ЕС, но и с Североатлантическим альянсом.
Таким образом, на Балканах не работают рука об руку Запад и Турция – речь идет о столкновении интересов, где Турция, если судить по объемам взаимной торговли и инвестиций, хоть и нарастила кратно свое участие, но тем не менее, ощутимо проигрывает по сравнению с западными странами.
Неслучайно турецкие аналитики указывают на то, что в гуманитарной сфере у Турции складываются с Балканами весьма положительные отношения, однако, на этапе конверсии их в деловые возможности, Турция проигрывает процесс западным конкурентам. Как представляется работа с этой «конверсией» является одним из приоритетных направлений для Турции. Однако, проблема заключается в том, что возможность, возникшая на распаде Югославии, уже является в значительной степени, поделенной между конкурентами. Турции же удалось воспользоваться гуманитарной составляющей этой возможности и заложить основы для будущих отношений. Но только лишь потенциально, потому что лидирующие позиции на Балканах принадлежат именно ЕС, в первую очередь, Германии. Вряд ли, можно ожидать появление в обозримой перспективе достаточно больших ниш для турецкого участия.
Касательно перспектив отношений Турции и Балкан, как указывается турецким автором, страна, по-прежнему, действует согласно «принципу установления многогранных, долгосрочных и искренних отношений» со всеми балканскими государствами и обществами, уделяя особое внимание таким вопросам, как взаимные экономические интересы, сотрудничество в области безопасности и социальное развитие на Балканах.
Как пишет автор, отдавая приоритет сохранению стабильности в политических отношениях, Турция стремится к дальнейшему углублению существующих отношений в экономической, социальной и культурной областях. Вместо того, чтобы занимать чью-либо сторону в политических вопросах, Турция подчеркивает важность взаимопонимания при разрешении споров и предлагает сторонам к диалогу.
Отдельно он отмечает, что балканские страны, которые борются со многими политическими, экономическими и социальными проблемами, а также с неопределенностью, вызванной глобальной политикой, также придают значение сотрудничеству с Турцией для достижения взаимной выгоды.
Заключительные слова турецкого автора звучат следующим образом: «В результате, отношения Турции с Балканами стабильно развиваются благодаря ее сбалансированному и взвешенному подходу к региону, ее поддержке региональной безопасности и развития, а также ее имиджу надежного партнера для всех. Чтобы дать текущий пример масштабов отношений с регионом, все пять европейских стран, представленных на президентском уровне на церемонии присяги Реджепа Тайипа Эрдогана 3 июня (2023 года, после майских президентских и парламентских выборов – прим.), были балканскими странами (Болгария, Босния и Герцеговина, Косово, Черногория и Северная Македония). Этот пример не только показывает уважение, которое испытывают к президенту Эрдогану как лидеру, но также показывает, насколько важной считается Турция на Балканах. Глядя на линию, проводимую Турцией на Балканах, нетрудно догадаться, что она захочет и дальше продвигать свое эффективное и разностороннее присутствие в регионе. Пока Турция рассматривается как надежный и сильный игрок, балканские государства будут продолжать стремиться к сотрудничеству с Турцией.»
Итак, подводим черту «100-летней турецкой дипломатии» на Балканах». Главным её достижением является преодоление Турцией наследия Османской империи и возвращение её в регион, с «нейтрализованным осадком».
Результатом стало, действительно, то что балканские государства положительно рассматривают Турцию и здесь присутствие глав 5 балканских государств на инаугурации президента Эрдогана является очень наглядным свидетельством в пользу этого тезиса. Аналогичным образом, следует оценивать и то, что на инаугурации турецкого президента «засветился» и премьер-министр Армении Н.Пашинян. Само по себе, это является важным сигналом о том, что непримиримая позиция Армении по отношению к Турции из-за непризнания событий 1915 года чем бы то ни было иным, кроме как военной трагедией, также турецкой дипломатией была «размыта». Разумеется, следуя принципам своей политики, Турция предлагает балканским государствам иначе взглянуть на прошлое – на историю их нахождение в составе Османской Империи.
В этом смысле, конечно, интересен тот «противоход», который наблюдается в отношениях между Российской Федерацией и бывшими республиками СССР – когда оценки нахождения в одном государстве в официальной истории бывших республик, как минимум, являются весьма сдержанными. А как максимум, и вовсе, негативными. Это дает представление о том историческом периоде, который может пройти между тем или иным событием и его переоценкой. Турция находится, в этом смысле, на этапе возвращения в качестве «чистого игрока», пусть и правопреемника Османской Империи, а СССР находится на этапе очевидного спекулятивного очернения истории.
Что же до экономических выгод, которые Турции удалось для себя получить, работая с балканскими государствами, то здесь ситуация складывается следующим образом: Турция получила выигрыши сообразно тем своим реальным промышленным возможностям, которые у неё были. И если её экономика, очевидным образом, проигрывает европейским локомотивам, то поделать с этим реально ничего нельзя. Никакая гуманитарная дипломатия не развернет тренд в пользу Турции. А сейчас, по прошествии 30 лет, говорить о ревизии данной ситуации не представляется возможным.
Можно лишь и дальше закладывать фундаментные камни в отношения, заниматься пересмотром страниц прошлого, укреплять гуманитарные и деловые связи, и конкурировать с тем же Западом, в первую очередь, ЕС. Отдельные вопросы, при этом, Турция, все же, может забирать на себя, но подчеркнем, что это – не вопросы экономического свойства, а вопросы в сфере обеспечения безопасности стран, военно-технического сотрудничества, подготовки военнослужащих и сил правопорядка, вопросы, связанные с урегулированием конфликтов и с миротворчеством. Вот именно последнее, как представляется, является тем конкурентным преимуществом, на котором Турция может строить свою дальнейшую политику на Балканах. Впрочем, она, в этом смысле, обязательно будет конкурентной и для ЕС, и для НАТО.