Аргентина, являясь крупным региональным игроком, а также местом проживания наибольшей по численности еврейской общины в Латинской Америке, традиционно представляет собой значимое направление для израильской дипломатии. В этой связи, а также по причине глобальной информационной войны, продолжающейся на фоне операции ЦАХАЛ «Железные мечи» в секторе Газа, правительству Б.Нетаньяху критически важно установить конструктивный диалог с новоизбранным президентом Х.Милеем, одержавшим победу во втором туре выборов в ноябре текущего года. Помимо этого, израильский премьер-министр, традиционно использующий персональные внешнеполитические связи в качестве элемента аккумулирования поддержки электората, в условиях существующей вероятности досрочных выборов в Кнессет по завершении войны против ХАМАСа, явно заинтересован в налаживании контактов Х.Милеем и на личном уровне.
В начале текущей недели состоялся первый раунд телефонного общения двух лидеров. Согласно официальным данным канцелярии главы израильского правительства, Б.Нетаньяху поздравил Х.Милея с победой на выборах, а также выразил благодарность за поддержку Израиля в условиях нынешнего витка конфликта с палестинцами. При этом Б.Нетаньяху назвал Х.Милея «настоящим другом еврейского народа», выразил благодарность за намерение перенести посольство Аргентины из Тель-Авива в Иерусалим, а также пригласил контрпартнера лично посетить церемонию открытия дипломатической миссии в израильской столице.
Подобные заявления со стороны главы израильского правительства обусловлены прежде всего приоритетами, обозначенными Х.Милеем в ходе президентской гонки. Так, новоизбранный глава латиноамериканской страны сообщил, что намеревается кардинально пересмотреть ее внешнеполитический курс, сделав ставку на сотрудничество с США и Израилем. По этим причинам во многих, в том числе израильских СМИ его стали называть «аргентинским Трампом», вместе с тем, в большей степени указанный политик, как кажется, похож не на экс-президента США, а на бывшего коллегу из Бразилии Ж.Болсонару, тоже склонного следовать в фарватере решений старшего партнера в лице США.
Изменения в аргентинской политике имеют большое значение для Израиля по нескольким причинам.
Прежде всего, в практическом плане они позволяют рассчитывать на серию дружественных шагов. Сюда относится не только упомянутое обещание перенести в Иерусалим аргентинское посольство, но и критика курса действующей власти в отношении операции «Железные мечи». В частности, Х.Милей в одном из заявлений подчеркнул, что «позиция, принятая Министерством иностранных дел Аргентины, слишком мягкая для происходящей аномальной ситуации», под которой он подразумевал нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября и удержание боевиками в Газе заложников, среди которых по-прежнему остаются граждане Аргентины. С точки зрения новоизбранного президента, уходящее руководство страны «не дает никаких конкретных определений и оставляет дверь открытой для террористов». Кроме того, политик посетовал на то, что Буэнос-Айрес не принимает участие в переговорах о судьбе пленников.
Из сказанного следует, что, с одной стороны, существуют основания для полной делегитимизации ХАМАСа в Аргентине, что по цепочке может подготовить как минимум почву для принятия в будущем аналогичных решений другими латиноамериканскими странами. Впрочем, даже единичное решение способно внести вклад в борьбу Израиля за демонтаж власти ХАМАСа. С другой стороны, положительный эффект на ситуацию с заложниками может оказать более активное вовлечение в международные контакты по их освобождению властей Аргентины. Наиболее ценным такой вклад будет для семьи Бибас – 10- месячного Кфира, 4-летнего Ариэля и их родителей Шири и Ярдена, имеющих также аргентинское гражданство. ХАМАС ранее распространил информацию о смерти матери и двух детей, в то время как ЦАХАЛ не получил подтверждения данных сведений и полагает, что они могут удерживаться другой группировкой, судя по всему, Народным фронтом освобождения Палестины, что связано с задачами палестинской психологической войны против Израиля и попытками поменять этих пленников на террористов по более высокой цене.
В глобальном смысле, судя по всему, Б.Нетаньяху рассчитывает, если не на возвращение Д.Трампа, то хотя бы на победу кандидата от республиканцев в следующих президентских выборах в США. В случае развития событий по такому сценарию контакты в треугольнике Вашингтон – Иерусалим – Буэнос-Айрес будут укрепляться при взаимной политической выгоде для каждой из сторон. Однако тут есть и ряд сопутствующих рисков. К примеру, Х.Милей открыто заявлял, что готов порвать связи с Китаем, что для Израиля невыгодно, так как столь однозначный выбор одного из американских союзников в пользу США может подтолкнуть Белый дом требовать того же от других, в то время как правительство Б.Нетаньяху все же хотело бы диверсифицировать свои внешнеэкономические связи.
В целом в связи с общением между главой израильского правительства и новоизбранным президентом Аргентины в израильских СМИ, прежде всего оппозиционных и леволиберальных, вновь поднимается волна осуждения премьер-министра за его склонность дружить с правыми популистами. При этом в тени обвинений, вытекающих из внутриполитической обстановки в ближневосточном государстве, остается тот факт, что на текущем трудном для Израиля этапе войны против ХАМАС дружественная Аргентина способна оказаться весьма полезной по нескольким причинам. Подтверждением понимания этого может служить то, что с Х.Милеем успел пообщаться не только Б.Нетаньяху, но и израильский президент И.Герцог. Впрочем, сложности, касающиеся не столько двустороннего сотрудничества, сколько взаимодействия, так или иначе затрагивающего США, также вероятны, но в полной мере оценить их будет возможно по результатам американских президентских выборов в следующем году.