О развитии военно-технического сотрудничества Алжира и Сербии в области ВВТ для Сухопутных войск

По информации китайских военно-технических специализированных изданий, в конце ноября 2023 г. между сербской компанией «Югоимпорт-СДПР» и командованием Сухопутных войск Национальной народной армией (ННА) Алжира был подписан контракт на поставку 48 колесных самоходных артиллерийских установок модели NORA B52 NG (литеры NG означают Next Generation, т. е. «Новое поколение»).

По оценкам иностранных аналитиков, стоимость одной САУ не может превышать 1,5 млн долл. США. Известно, что стоимость первоначальной версии данной САУ не превышала 700 тыс. долл. США.

Очевидно, что переговоры между официальным Алжиром и Белградом по рассматриваемому контракту велись в режиме строгой секретности (под личным контролем президента Республики Сербия А.Вучича), что не позволило китайским специалистам зафиксировать факт их проведения.

Внимание китайских обозревателей к данному контракту обусловлено тем, что в начале ноября 2023 г. с официальным визитом в КНР находилась высокопоставленная делегация в составе высших офицеров ННА, которая посещала штаб-квартиру Северной промышленной корпорации (также известна как НОРИНКО), которая является основным производителем полного спектра вооружения и военной техники для подразделений Сухопутных Войск.

Китайская сторона возлагала определенные надежды на данный визит, в частности, рассчитывала на продолжение сотрудничества с СВ ННА в аспекте артиллерийского вооружения – поставку колесных САУ модели SH-15 (на вооружение СВ НОАК приняты под обозначением PCL-181), которые стоят на вооружении СВ ВС Исламской Республики Пакистан. Однако, военно-политическое руководство АНДР сделало выбор в пользу продукции оборонно-промышленного комплекса Республики Сербия, способного создавать отдельные образцы продукции военного назначения и специальной техники, которые по основным тактико-техническим характеристикам практически не уступают аналогичным образцам, создаваемым во Франции, Швеции и Израиле.

Достоверно известно, что в 2021 г. ВС США проводили на полигоне Юма (штат Аризоне) сравнительные испытания таких колесных САУ, как:  ATMOS-2000 (Израиль), FH-77«Лучник» (Швеция), «Цезарь» (Франция) и NORA B52 NG (Сербия). Все указанные САУ оснащены орудиями калибра 155мм с длиной ствола 52 калибра. Основная цель испытаний —  поиск оптимального варианта САУ для своих подразделений, развернутых на территории Европы на случай возможного крупномасштабного вооруженного конфликта.

В ходе наблюдения за ходом специальной военной операции ВС РФ на Украине китайские специалисты установили, что колесные САУ обладают большей живучестью (и как следует, эффективностью) по сравнению с гусеничными моделями. При изучении опыта боевой эксплуатации САУ «Цезарь» в период с мая 2022 по ноября 2023 гг. установлено, что артиллерийские подразделения ВСУ получили от Франции 49 орудий данной модели, из которых российскими военными было уничтожено по разным данным от 3 до 10 ед., т. е.даже в самом плачевном случае потери в технике не достигают даже 25%.

Вполне вероятно, что алжирские специалисты провели аналогичный анализ боевых действий и пришли к выводу о целесообразности приобретения именно колесной САУ.

Выбор алжирских военных в пользу сербской разработки обусловлен тем, что ОПК Франции ориентирован на сотрудничество с Королевством Марокко, с которым АНДР находится в сложных отношениях. Следует учитывать, что в французские оружейники передали украинским военным САУ «Цезарь», которые были изготовлены по контракту с СВ ВС Марокко. В настоящее время предприятия ОПК Франции работают над увеличением производительности линии по изготовлению данных САУ.

В отношении САУ FH-77 «Лучник» шведского производства отметим, что это одно из самых дорогостоящих автоматических орудий в мире, а военно-политическое руководство АНДР понимая, что САУ являются расходным материалов в реальном вооруженном конфликте, не намерено переплачивать.

Военно-техническое сотрудничество с ОПК Израиля тем более невозможно в современных условиях.

В отношении САУ сербского производства, разработка которой была начата конструкторами Белградского НИИ военных технологий в 1984 г. известно, что в качестве основы сербские конструкторы взяли орудие полевой артиллерии М46 калибра 130 мм и постепенно совершенствовали его.

В ходе работ сначала был создан ствол под боеприпас калибра 152мм, а затем увеличен до 155 мм. Конструкторы ОПК РС работали именно с учетом того, что боеприпасы калибра 155 мм превалируют в мире над 152 мм.  Объем зарядной каморы составляет 23 л. – стандарт для орудий, находящихся на вооружении ВС стран-членов НАТО.

Известно, что образец первой модификации данного орудия был представлен в 2003 г. и в течение последних 20 лет предприятия ОПК Республики Сербия работали над повышением привлекательности данной боевой машины.

В конструкции САУ NORA B52NG, которую приобрели СВ ННА, используется необитаемая башня с автоматом заряжания, который обеспечивает максимальный темп стрельбы 6 выстрелов в минуту. Производитель разрешает вести огонь максимальным темпом не более 2 минут. Сербские оружейники предусмотрели возможность осуществления 3-х выстрелов в течение 20 секунд – режим огневой налет.

Основной боекомплект размещается в вертикальных укладках – 12 снарядов в правой механизированной укладке в вертикальном положении и 12 постоянных метательных зарядов  в левой механизированной укладке. В задней части башни располагается дополнительный боекомплект – 24 снаряда и 24 заряда, которые можно в ручном режиме заряжать в пушку или переместить в укладки.

Именно наличие автомата заряжания обусловило выбор алжирских военных в пользу NORA B52 NG, тогда как китайская SH-15 работает только в полуавтоматическом режиме (ручной поднос снаряда и заряда) и возимый боекомплект составляет всего 24 выстрела.

В боекомплект могут входить стандартные осколочно-фугасные снаряды (дальность выстрела 23,8 км), снаряды типа ERFB (дальность до 32,5 км), снаряды с донным ускорителем (дальность выстрела до 41,5 км) и снаряды типа V-LAP (дальность выстрела 52 км). После получение данных о цели для перевода САУ в боевое положение из походного необходимо 60 секунд (для модели предыдущего поколения было необходимо 90 секунд). Стабилизацию САУ обеспечивают четыре гидравлических раскладных упора.

Угол возвышения орудия находится в диапазоне -5° до + 65°, угол отклонения орудия от центральной оси САУ не должен превышать 60° в обе стороны. Угол поворота башни составляет 180°. Скорость подъема орудия составляет 8° в секунду. Скорость поворота башни 6° в секунду.

Экипаж составляет 4 военнослужащих. Управление работой САУ осуществляется из бронированной кабины.

В качестве шасси для СВ ННА выбраны грузовые автомобили от немецкой компании MAN модели TGS с колесной формулой 8х8, хотя возможно использование и автомобиля КАМАЗ-6560. Длина САУ составляет 10 м, ширина 2,4 м, высота не более 3 м (благодаря пневматической подвеске, позволяющей изменять клиренс). Запас хода по топливу может достигать 800 (по другим оценкам 1000) км.

Полная снаряженная масса составляет 40 тонн, что не позволяет перевозить NORA B52 NG средними транспортными самолетами С-130 ВВС ННА – в определенной мере отрицательно сказывается на мобильности артиллерийских подразделений, с учетом удаленности возможных рубежей развертывания от пунктов постоянной дислокации.

В дополнение к САУ алжирские военные приобретут (из расчета стандартной батареи из 6 САУ): машины артиллерийской разведки (1 ед.), командно-штабные машины (1 ед.), транспортно-заряжающие (3 ед.), машина общего обеспечения батареи (мобильная кухня 1 ед.), РЛС контрбатарейной борьбы (1 ед.).

55.91MB | MySQL:116 | 0,587sec