Последствия для США
Начнем с того, что есть ряд причин, по которым не стоит преувеличивать нынешнее и будущее значение китайского военно-политического присутствия в Красном море:
– НОАК остается периферийным игроком в сфере безопасности. В миротворческой деятельности Китай предоставляет лишь небольшую часть персонала ЮНАМИД (5,3%) и МООНЮС (6,4%); несколько других стран направляют в эти миссии гораздо больше войск[i]. Поэтому участие НОАК, хотя и полезно, но не является критическим для успеха этих операций;
– в борьбе с пиратством Китай является одной из многих независимых стран, развертывающих свои силы, наряду с Индией, Японией, Южной Кореей и Россией[ii]. Прекращение китайских морских операций окажет ограниченное влияние на региональную морскую безопасность ввиду снижения уровня сомалийского пиратства и способности других стран вмешаться, если безопасность морских путей окажется под угрозой. С точки зрения масштабов, три-четыре корабля ВМС Китая меркнут по сравнению с десятком или более надводных кораблей и подводных лодок, входящих в состав 5-го флота США в Бахрейне, не говоря уже о более крупных региональных ВМС, таких как ВМС Саудовской Аравии или Египта[iii];
– китайская база в Джибути, хотя и является важным «первым шагом» для НОАК, представляет собой лишь одну из нескольких иностранных военных баз в этой стране.
Военное влияние Китая также ограничено из-за отсутствия согласованности действий различных подразделений НОАК в регионе. Несмотря на то, что база в Джибути предназначена для транзита и логистики различных войск, не существует очевидной координации между сухопутными войсками, развернутыми для миротворческих операций в Восточной Африке, патрульных подразделений в Аденском заливе и морскими пехотинцами, базирующимися в Джибути. Более того, хотя все эти силы номинально курируются объединенным штабом в Пекине, четкой региональной структуры объединенного командования, связывающей силы НОАК воедино (то есть китайского аналога американской объединенной оперативной группы), не существует. Это ограничивает возможности Китая по проведению совместных операций в чрезвычайных обстоятельствах даже в отношении ПМТО. На практике, по мнению китайских собеседников, разрозненные силы, скорее всего, находятся под контролем штабов своих служб[iv]. Если НОАК не сможет создать совместный механизм, военно-политическое присутствие Китая в регионе не будет превышать совокупность его отдельных элементов.
В перспективе прогнозы о значительном увеличении численности НОАК в регионе проблематичны по нескольким причинам[v]:
– во-первых, основные задачи НОАК, такие как подготовка к конфликту с Тайванем или отстаивание территориальных претензий в Южно-Китайском море, находятся в Индо-Тихоокеанском регионе;
– во-вторых, рост оборонного бюджета Китая продолжает замедляться, и на него еще больше повлияет замедление экономического роста страны[vi]. Таким образом, увеличение численности сил, направляемых в другие регионы, может быть сопряжено с определенными трудностями;
– в-третьих, с точки зрения поддержания региональной стабильности у Пекина есть стимулы продолжать полагаться на других участников. Например, миротворческие операции в Судане и Южном Судане в основном осуществляются другими государствами. Контртеррористические операции против террористической группировки «Аль-Шабаб» возглавляет Африканский союз (при поддержке американских сил специальных операций)[vii]. ВМС США и другие региональные державы обеспечивают безопасность важнейших морских путей, включая такие «узловые точки», как Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы.
Также сомнительно, что НОАК погрязнет в региональных конфликтах. Одной из причин этого является неприятие жертв, когда не затрагиваются основные территориальные интересы Китая. В качестве примера можно привести гибель двух китайских миротворцев в Южном Судане в июле 2016 г., в результате чего военнослужащие НОАК больше не выходят «за пределы своей базы, за исключением случаев проведения учений»[viii]. Даже при наличии мандата ООН трудно представить, что войска НОАК будут введены в крайне нестабильные условия, например, в Сомали. Что еще более важно, Пекин занимает нейтральную позицию в региональных спорах из-за необходимости сохранять хорошие отношения со всеми сторонами конфликта[ix]. Если Вашингтон охотно идет на союз с Эр-Риядом направив войска для защиты саудовских нефтяных месторождений, то Пекин балансирует в отношениях между Эр-Риядом и Тегераном[x]. Исключением является то, что китайское оружие попало на региональное поле боя: в апреле 2019 г. в Йемене повстанцами хоуситами был сбит БПЛА китайского производства, предположительно эксплуатируемый Саудовской Аравией. Стремление Китая оставаться в стороне от региональных конфликтов означает, что Пекин, скорее всего, не будет продавать оружие в таких количествах, которые могли бы склонить чашу весов в пользу той или иной стороны[xi].
[i] UN Peacekeeping, «Troop and Police Contributors», <https://peacekeeping.un.org/en/troop-and-police- contributors>.
[ii] https://combined- maritimeforces.com/ctf-151-counter-piracy/.
[iii] www.cusnc. navy.mil/Task-Forces/.
[iv] Discussions with PLA interlocutors, 2018–2019.
[v] Laura Zhou, «China Sends Troops to Military Base in Djibouti, Widening Reach Across Indian Ocean», South China Morning Post, July 13, 2017, <www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/ article/2102422/china-sends-troops-military-base-djibouti-widening>.
[vi] Phillip C. Saunders, testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission, June 20, 2019.
[vii] «Attack in Somalia Kills U.S. Service Member, Wounds Others», Defense.gov, June 8, 2018.
[viii] Jean-Pierre Cabestan, China’s Evolving Role as a UN Peacekeeper in Mali, USIP Special Report 432 (Washington, DC: USIP, September 2018), 4, <www.usip.org/publications/2018/09/chinas- evolving-role-un-peacekeeper-mali>.
[ix] Ilan Goldenberg and Ely Ratner, «China’s Middle East Tightrope», Foreign Policy, April 20, 2015, <https://foreignpolicy. com/2015/04/20/china-middle-east-saudi-arabia-iran-oil-nuclear-deal/>;
Joel Wuthnow, Posing Problems Without an Alliance: China-Iran Relations after the Nuclear Deal, China Center Strategic Forum 290 (Washington, DC: NDU Press, 2016), <https://inss.ndu. edu/Media/News/Article/654743/posing-problems-without-an- alliance-china-iran-relations-after-the-nuclear-deal/>.
[x] Thomas Gibbons-Neff, «New U.S. Aid to Saudi Arabia Will Include 200 Troops», New York Times, September 26, 2019, <www.nytimes.com/2019/09/26/world/middleeast/troops-defense- saudi-pentagon.html>.
[xi] «Saudi-Led Coalition Drone Downed in Yemen», Medium, May 22, 2019, available at <https://medium.com/dfrlab/saudi-led-coalition-drone-downed-in-yemen-7d465edc37b2>.