Экономика Пакистана: выход из кризиса или топтание на месте?

В Пакистане в самом конце марта с.г. вышел в свет подготовленный Госбанком страны Отчет о текущем состоянии экономики в 2009/10 финансовом году с начала июля 2009 г. по февраль текущего года включительно./1/ Напомним, что финансовый год в стране начинается 1 июля данного календарного года и завершается 30 июня следующего года.

Неординарность этой публикации заключается в том, что в ней анализируется состояние экономики не просто во второй четверти указанного финансового года (как это делалось из года в год в течение многих лет, т.е. 4 четверти, по 3 месяца каждая), а сделана попытка выйти за его пределы на 2 месяца (т.е приплюсовать январь-февраль 2010 г.). Однако здесь следует сделать оговорку, что это – своего рода небольшая хитрость, связанная с тем, что непосредственно вторая четверть (октябрь-декабрь 2009 г.) не может похвастаться позитивными результатами, в то время как с добавлением января и февраля текущего года основные макроэкономические показатели выглядят уже не столь мрачно. Неудивительно, что это позволило пакистанским экспертам написать в предисловии к указанному обзору: «Имеющиеся предварительные данные (о состоянии экономики Пакистана – С.К.) по февраль 2010 г. свидетельствуют о небольшом, хотя и зыбком росте, требующем всесторонней поддержки, но показывающем улучшение многих важных макроэкономических показателей»./2/

Главным достижением в этом направлении пакистанские официальные лица считают выход из тяжелого кризиса крупной промышленности (по предварительным данным рост её в июле 2009 г. – феврале 2010 г. составил 2,3%), где в предыдущем финансовом году обозначилось падение производства, впервые за многие годы – на -5,4%. Летом прошлого года тогдашний советник премьер-министра по экономике и финансам Шаукат Тарин, представляя в СМИ ведущий официальный экономический документ страны «Pakistan Economic Survey 2008-09», с горечью констатировал указанное падение индустриального производства по сравнению пусть и с небольшим, но его ростом в 2007/08 г. — на 5,6%. Особенно, если учесть, что при этом наблюдалось, как ни парадоксально, стабильное увеличение производства в мелкой и средней промышленности – на 7,5%. /3/

Говоря о росте промышленности пакистанские экономисты особо подчеркивают тот факт, что увеличение производства в крупной индустрии было достигнуто в условиях острой нехватки электроэнергии и постоянного роста цен на импортируемые машины и оборудование.

Вместе с тем, мы хотели бы подчеркнуть то обстоятельство, что эти и приводимые ниже другие макроэкономические показатели носят самый предварительный характер и к концу финансового года (июнь 2010 г.) могут преподнести самый неожиданный сюрприз. А кроме того, вполне естественно то, что пакистанский экономический официоз стремится всеми правдами и неправдами доказать, что страна постепенно начинает выходить из финансово-экономического кризиса, доказать в первую очередь потому, что от этого в немалой степени зависит предоставление ей внешней экономической помощи как от ведущих международных организаций (ВБ, МВФ, АзБР и др.), так и отдельных государств, в первую очередь США. Показать, что предоставленная ранее помощь использовалась и используется эффективно и обеспечивает позитивные результаты ее использования.

Однако были и другие, помимо экономических, причины, которые действовали в противоположном направлении и крайне негативно влияли на экономическую ситуацию в стране. Здесь в первую очередь следует отметить непрекращающийся террор в Пакистане, постоянные взрывы в самых людных местах, в первую очередь на рынках. По предварительным данным только в январе-марте 2010 г. в стране были совершены 29 террористических актов. Несомненно, что это, а также непрекращающиеся бомбежки с воздуха (с американских беспилотных летательных аппаратов) в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) однозначно сдерживали рост инвестиций в самые разные отрасли экономики Пакистана. Об этом (как бы ни хотелось пакистанским официальным лицам) наглядно свидетельствуют данные упоминавшегося текущего обзора экономики страны за первые 8 месяцев 2009/10 финансового года: чистые иностранные инвестиции составили лишь 1 млрд долл. по сравнению с 1,9 млрд долл. в тот же период в 2008/09 г. и 2,8 млрд долл. в 2007/08 г./4/

Если попытаться понять, что происходит в основной отрасли национального хозяйства страны – в сельском хозяйстве, то это просто практически не удастся. Указанный документ Госбанка не только не дает текущие цифры роста это отрасли, но даже уходит от прогнозных оценок, хотя это всегда облегчает задачу прогнозирования, поскольку однозначно имеется возможность списать все на непредвиденные обстоятельства. В документе присутствуют лишь общие, весьма негативные формулировки, а именно: «Перспективы роста аграрного сектора остаются неприглядными, в особенности по сравнению с предыдущим годом». Отметим, что в 2008/09 финансовом году рост этого сектора экономики составил 4,7%, хотя еще раньше, в 2007/08 г. он был на уровне лишь 1,1%.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные о сборах урожаев основных продовольственных и технических культур сезона «хариф» (осенний урожай 2009 г.) свидетельствуют, что за исключением роста урожая хлопка (на 5,3%) по остальным культурам наблюдалось падение – рис на -8,3%, кукуруза – на -5,75, сахарный тростник -2,8%. Данные о падении урожая пшеницы вообще не приводятся, что наводит на мысль, что там сложилась просто катастрофическая ситуация. Упоминается лишь, что острая нехватка воды в каналах, а также сокращение посевных площадей под пшеницей привели к сложному положению со сбором этой культуры./5/ Информация о сборах урожаев основных культур в сезон «раби» (весенний сезон 2010 г.) пока не приводится, но едва ли можно ожидать, что ситуация здесь кардинально улучшится и сгладит потери осеннего урожая.

Что касается сферы услуг, то здесь положение продолжает оставаться стабильным и предположительно рост здесь составляет пока что в размере не менее 4% в годовом исчислении. При этом большинство пакистанских экспертов склоняются к мысли, что к концу 2009/10 финансового года этот параметр превысит указанную величину. Не останавливаясь на всех отраслях, формирующих сферу услуг, отметим лишь складывающуюся ситуацию в области внешней торговли. Здесь Пакистану пока что мало что удается сделать, чтобы следовать намеченной ранее политике снижения импорта и увеличения объема экспорта. Так, по имеющейся информации экспорт за период с июля 2009 г. по февраль 2010 г. возрос почти на 8% , а импорт увеличился на 12,5%, что, естественно, привело к увеличению дефицита торгового баланса на 4,6%. /6/ Пакистанские официальные лица из министерства финансов размахивают предварительными данными об объеме экспорта и импорта, стремясь показать, что все идет в целом по плану, а именно: экспорт составит 19,9 млрд долл. (19,2 млрд в 2008/09 г.), а импорт – 28,7 млрд долл. (31,7 млрд в 2008/09 г.). Однако эксперты Госбанка Пакистана намного более осторожны в своих оценках; по их мнению, вилка экспорта будет в пределах 18,7 – 19,2 млрд долл., а импорта – между 30,5 млрд и 31,0 млрд долл./7/

Пока что соотношение вклада реального сектора и сферы услуг в создание ВВП остается неизменным: сельское хозяйство (основные продовольственные и технические культуры, второстепенные продовольственные и технические культуры, а также животноводство, рыболовство, лесное хозяйство) – 21%, промышленность (включая энергетику, строительство и горнодобывающую промышленность) – 26% и сфера услуг (кредитно-денежная система, оптовая и розничная торговля, транспорт и телекоммуникации, администрация и оборона, недвижимость, социальная сфера) – 53%.

Ну, и, наконец, несколько слов о темпах экономического роста. Здесь также положение продолжает пока что оставаться неизменным. В соответствии с Годовым планом развития на 2009/10 финансовый год рост ВВП должен составить 3,3% (в 2008/09 г. он не превысил 2%). Однако Госбанк страны и в этом случае оставил за собой право сделать вилку – по его мнению, рост ВВП в текущем году будет в пределах 2,5-3,5%./8/

За счет чего же еще предполагается достичь указанных темпов экономического роста, когда по всем предварительным данным ситуация, в частности, в сельском хозяйстве складывается настолько неудачно, что пакистанские официальные лица боятся даже предположить, что можно ожидать в этой отрасли к концу текущего финансового года?

Естественно, на одном из первых мест находятся поступления от пакистанцев из-за рубежа. Следует отметить, что в какой-то мере эти поступления опосредованно, не напрямую влияют на экономический рост страны, но определяют потребительский спрос значительной части населения Пакистана, а самое главное – обеспечивают существование как среднего класса, так и, что особенно важно, низших слоев пакистанского общества (по крайней мере тех, кто имеет возможность выехать за рубеж, преимущественно в арабские страны) на заработки. А это в свою очередь благотворно влияет на социальную ситуацию в обществе, попросту говоря снижает социальную напряженность.

Однако обратимся к цифрам. По данным Госбанка Пакистана, в июле-феврале 2009/10 г. поступления от пакистанцев из-за рубежа составили 5,8 млрд долл., в то время как в предыдущем году (те же 8 месяцев) они были на уровне 4,9 млрд долл., а еще раньше, в 2007/08 г. этот параметр составлял 4,1 млрд долл. Таким образом, в текущем 2009/10 финансовом году следует ожидать поступлений на общую сумму в размере ориентировочно 7,7 млрд долл./9/

Мы пока не имеем информации о том, как географически распределятся эти поступления, однако, учитывая многолетние тенденции такого рода, которые почти не меняются из года в год, приведем прошлогодние данные, которые практически на 99% останутся неизменными и в текущем, 2009/10 г. Основная часть средств в 2008/09 финансовом году поступила, как и ранее, из США – 1.725 млрд долл., 1.663 млрд – из ОАЭ, 1.535 млрд – из Саудовской Аравии, 1.195 млрд – это Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман вместе взятые, 586 млн долл. – из Великобритании и 245 млн долл. – из стран ЕС /10/.

Но, конечно, главным двигателем экономики Пакистана является внешняя помощь, поступающая как от международных организаций, так и от отдельных государств. Подготовленный Госбанком Пакистана официальный экономический документ, рассматривавшийся выше, не дает информации на этот счет, однако обойти молчанием этот вопрос невозможно. По предварительным данным, общая сумма такой помощи достигнет в 2009/10 г. 13 млрд долл. (в 2008/09 г. эта цифра превысила 10 млрд долл.). Здесь ведущую роль играют и будут играть МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и США.

По словам Директора Всемирного банка по странам Юсуфа Крукес, Пакистан получил в 2006-2009 гг. в рамках выполнения Программы стратегической помощи 4,63 млрд долл. Он же сообщил, что в рамках Программы партнерства Пакистан получит в 2010-2013 гг. уже большую помощь – в размере 6,5 млрд долл. /11/. А в марте с.г. руководство банка объявило о своем намерении предоставить единовременную помощь пакистанским газовым компаниям в размере 250 млн долл. для замены изношенных труб и распределительных газовых систем./12/.

Существенную помощь оказывает и МВФ. Здесь следует сказать в первую очередь о принятом и целенаправленно выполняемом решении об оказании в 2009-2010 гг. помощи Пакистану в размере 7,6 млрд долл. Эта помощь предоставляется поэтапно, транш за траншем, каждый транш в среднем представляет собой сумму в 1,2 млрд долл. Некоторое время назад было принято решение о выделении в середине апреля с.г. очередного транша в указанных размерах. Более того, летом прошлого года, ссылаясь на углубление финансово-экономического кризиса, Исламабад поставил перед руководством Фонда вопрос о дальнейшем выделении ему новой кредитной линии общим объемом 4 млрд долл./13/

Аналогично немалую помощь Пакистану оказывает и Азиатский банк развития. В 2009 г. была принята 4-х летняя программа оказания помощи Пакистану в размере 1,5 млрд долл. с целью восстановления его экономики в рамках борьбы с финансово-экономическим кризисом, серьезно сказавшимся на национальном хозяйстве страны. Уже в июне 2009 г. АзБР выделил в рамках реализации этой программы 500 млн. долл. /14/.

Не менее весомой является целевая помощь банка в сфере энергетики, где Пакистан испытывает серьезные трудности, связанные в первую очередь с острой нехваткой электроэнергии. Летом 2009 г. между руководством АзБР и Исламабадом была достигнута общая договоренность об оказании долгосрочной экономической помощи в размере 5,6 млрд долл., из которых 2,166 млрд долл. предназначены именно на решение проблем в этой области. /15/.

И, конечно, значительную экономическую помощь оказывают Пакистану США. Здесь на первом плане находится утвержденный Сенатом законопроект Керри-Лугара о ежегодном выделении Пакистану помощи в размере 1,5 млрд долл. в течении 5-ти лет, начиная с 2010 г. Однако при этом Исламабад должен выполнить целый ряд требований Вашингтона, связанных с необходимостью эффективной реализации предоставляемой помощи. Среди них – регулярные отчеты соответствующим управляющим американским экономическим агентствам о расходовании выделяемых средств, обязательная поддержка пакистанским государством инфраструктурных проектов, особое внимание должно быть уделено Зоне племен федерального административного управления (FATA), эффективный транспарентный контроль над пакистанской армией и спецслужбами, поскольку некоторых высоких руководителей в этих структурах американская сторона подозревает в связях с талибами, увеличение размеров средств на борьбу с терроризмом из выделяемой США помощи, спонсирование системы светского образования в стране, максимальная помощь беженцам из Свата, а также других районов Пакистана и др.

Помимо этого Вашингтон учреждает специальные фонды, а также выделяет Пакистану единоразовую помощь на те или иные цели. Так, в мае 2009 г. США учредили Специальный фонд помощи Пакистану в борьбе с терроризмом, откуда ежегодно выделяются 400 млн долл. (практически это военная помощь, включающая обучение и специальную подготовку подразделений по борьбе с терроризмом). В середине 2009 г. США к 310 млн долл. помощи беженцам добавил еще 200 млн долл., в мае 2009 г. Вашингтон выделил 900 млн долл. для обеспечения безопасности дипломатических миссий (в первую очередь США), в начале мая 2009 г. Х. Клинтон призвала американских сенаторов выделить экономическую помощь в размере 500 млн долл. и т.д./16/

Этот список может быть продолжен, тем более, что туда входит большое число других государств – Великобритания, Китай, Япония, Саудовская Аравия, ОАЭ, другие государства. Но здесь главное иметь ввиду, что резкое повышение размеров предоставляемой Исламабаду помощи обусловлено практически одним единственным фактором – тем, что Пакистан является своего рода прифронтовым государством и ведет активную борьбу с талибами, как бы его не обвиняли в недостаточно эффективной деятельности в этом направлении.

И еще один фактор постоянно оказывает негативное влияние на состояние экономики страны. Это уровень бедности и нищеты в стране. (О нем лишь вскользь упоминается в подготовленном Госбанком Отчете о состоянии экономики страны в июле-феврале 2009/10 г.). Несмотря на реализацию в течение последних десятилетий правительственной Программы по борьбе с бедностью ситуация здесь практически не меняется. По расчетам экспертов Плановой комиссии Пакистана в стране с населением численностью примерно в 175 млн человек 35% проживает ниже черты бедности. Однако по данным официального «Обзора экономики Пакистана» за последние годы этот параметр не превышает 22%. Одновременно, в соответствии с выборочным обследованием семей по различному уровню доходов, проведенному специалистами пакистанского «Центра исследований и безопасности» процент населения страны, проживающего чуть выше и ниже черты бедности достигает 70% (!) /17/.

Чтобы было понятно, что для Пакистана означает черта бедности, отметим здесь же, что это – ежедневный доход в размере не более 2 долларов США (что составляет почти 170 пакистанских рупий в среднем к началу апреля 2010 г.). Также приведем данные о ценах на основные продукты питания (т.к. в распределении потребительских расходов низших слоев населения страны в настоящее время примерно 70-80% затрат составляют именно расходы на покупку продовольственных товаров), поскольку это дает возможность оценить общую картину бедности в Пакистане.

Итак, цены по состоянию на середину февраля 2010 г. были следующими: пшеничная мука – 38 рупий за 1 кг (далее, если не оговорено особо, цена товара за 1 кг), рис сорта «басмати» — 115 рупий, различные сорта бобовых – 120-160 рупий, говядина – 250 рупий, баранина – 370 рупий, курица бройлерная – 170-210 рупий, яйца (дюжина) – 90 рупий, сахар – 75-100 рупий, растительное масло (1 литр) — 140 рупий, картофель – 130 рупий, лук репчатый – 35 рупий, помидоры – 80 рупий, хлебобулочные изделия: чапати – 13 рупий за 1 шт., багет – 55 рупий, рухни – 23 рупии, кекс – 200 рупий./18/ Естественно, что мы технически не имеем возможности привести полностью весь ценовой ряд на продовольственные товары, но общая картина в целом ясна.

Конечно, бедные слои населения не имеют возможности покупать на регулярной основе то или иное мясо или курицу, или даже рис. В основе рациона их питания лежит пшеничная мука, точнее разного рода лепешки, широко используется дешевое растительное масло (разливное, в тару потребителя), картофель, репчатый лук, специи и др. Учитывая природные климатические условия пакистанскому жителю не приходится тратить большие средства на промышленные потребительские товары, в первую очередь одежду – дневная температура января, например, в столицах провинций (кроме Кветты) редко падает ниже +15 +20 градусов.

И далее просто приведем некоторые цифры, характеризующие состояние экономики Пакистана в течение июля-февраля 2009-2010 календарных годов и приведенные в Отчете Госбанка Пакистана за 2-й квартал 2009 г. и первые два месяца (январь-февраль) 2010 г.

Валютные резервы страны постепенно растут и достигли к 20 марта с.г. 14, 81 млрд долл. (в начале 2009 г. – 10 млрд долл., в ноябре 2008 г. – 6,76 млрд долл.)

Курс рупии по отношению к доллару США составил по состоянию на 8 апреля с.г. 83,80 рупий за 1 доллар. (этот параметр составлял в конце 2008 г 81,5 рупии за 1 доллар, т.е. за весь 2009 г. вырос незначительно, в конце 2007 г. – 61 рупия за 1 доллар, в конце 2006 г. — 60,7 рупии за 1 доллар).

Внешний долг Пакистана по состоянию на 1 апреля 2010 г. составил 50,1 млрд долл.

Небольшим достижением за 8 месяцев 2009/10 г. можно считать декларируемое Госбанком Пакистана снижение темпов роста инфляции – в указанный период она составила «лишь» 12% (Годовой план обозначил этот параметр на весь 2009/10 г. в размере 9%, а в 2008/09 г. инфляция составила 21%, в 2007/08 г. – 11%).

Прямые иностранные инвестиции составили в июле-феврале 2009/10 финансового года 1,3 млрд долл. (2,8 млрд долл. за тот же период 2008/09 г.).

Портфельные иностранные инвестиции сократились в июле-феврале 2009/10 г. до 295 млн долл. с 902 млн долл. за тот же период 2008/09 г.

И в заключение вернемся к вопросу, который поставлен в качестве названия настоящей статьи – «выход из кризиса или топтание на месте?»

Есть все основания полагать, что нынешнее состояние экономики Пакистана свидетельствует больше о топтании на месте, нежели о начале выхода из кризиса. По принципу «одну ногу вытащили из болота – другая увязла». Если та или иная отрасль национального хозяйства страны начинает выходить из критического состояния, то в это же время другая сфера или сферы попадают в кризис. Именно так произошло, с одной стороны, с крупным промышленным производством, а с другой – с агросферой, снизились темпы роста инфляции, но повысился дефицит торгового баланса, перестала падать рупия по отношению к доллару, но продолжили свое падение в силу политической нестабильности и разгула терроризма размеры поступаемых в Пакистан иностранных инвестиций и т.д.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что проведенный Госбанком Пакистана промежуточный анализ действительно носит промежуточный характер, а более или менее реальная ситуация выявится лишь в конце текущего финансового года, т.е. в конце июня 2010 г.

 

 

1. См.: http://www.sbp.org.pk/. Second Quarterly Report 2009-2010 (The State of Pakistan’s Economy).

2. Ibid., с. 1.

3. Business Recorder. 12.06.2009.

4. http://www.sbp.org.pk/. Second Quarterly Report 2009-2010 (The State of Pakistan’s Economy), с. 1.

5. Ibid., cс. 3, 5.

6. Ibid., c. 1

7. Aftab Ahmad Khan. “Realistic Assessment of Current Trends in the Economy” — Business & Finance Review. 5.04.2010. http://www.sbp.org.pk/. Second Quarterly Report 2009-2010 (The State of Pakistan’s Economy), с. 5.

8. http://www.sbp.org.pk/. Second Quarterly Report 2009-2010 (The State of Pakistan’s Economy), с. 5.

9. Ibid., c.1.

10. Business Recorder. 12.06.2009.

11. Business Recorder. 27.01.2010.

12. Business Recorder . 12.03.2010.

13. Business Recorder. 30.12.2009.

14. Business Recorder. 27.06.2009.

15. Pakistan Times. 27.05.2009.

16. Dawn. 4.06.2009. Dawn. 28.05.2009. Pakistan Times. 23.05.2009. Dawn. 1.05.2009.

17. Mian Aqeeluddin. Evaluation of Social Safety Nets. – «Business & Finance Review». 25.01.2010.

18. Составлено на основе информации от сотрудников Посольства России в Пакистане, посетивших в середине февраля 2010 г. основной продовольственный рынок в Исламабаде.

19. Pakistan Times. 5.04.2010. Business Recorder. 8.04.2010. Business Recorder. 6.12.2008. Dawn. 28.01.2009. Dawn. 7.11.2008. http://www.sbp.org.pk/. Second Quarterly Report 2009-2010 (The State of Pakistan’s Economy), сс. 5, 83.

52.18MB | MySQL:103 | 0,634sec