Ситуация в Ливии: март 2010г.

В марте дальнейшее развитие получил конфликт между Ливией и Швейцарией, возникший в июле 2008г.после краткого задержания в Женеве сына лидера ливийской революции — Ханнибала Каддафи и его супруги по обвинению в нанесении побоев прислуге отеля.

1 марта Ханнибал навестил в тюрьме швейцарского предпринимателя Макса Гелди, оказавшегося там по приговору суда 23 февраля.

3 марта Ливия объявила об установлении «всеобщего» экономического эмбарго против Швейцарии. Как отметил представитель ливийского правительства Мохаммед Баауи, в частности, Триполи намерен «искать другие альтернативы швейцарским лекарствам и медицинской технике, поставлявшейся из этой страны». Швейцария отреагировала на этот жест немедленно, заметив, что он не окажет никакого влияния на экономику страны. «Речь идет об очередном жесте на публику со стороны Каддафи, который не пугает никого, поскольку все уже давно к ним привыкли», — едко заметил социалист Рене Лонгет.

10 марта Триполи потребовал от Берна снять запрет на въезд в Швейцарию, а соответственно — и в Шенгенскую зону, для 188 ливийцев, включая Муамара Каддафи и членов его семьи. Как сообщил журналистам представитель Ливии при ООН Мохаммед Шальгам, Триполи также предложил Берну для урегулирования конфликта прибегнуть к международному арбитражу.

Ранее сообщалось, что Берн ввел ограничения на въезд в Швейцарию для высокопоставленных ливийских чиновников после того, как Триполи стал препятствовать выезду из Джамахирии двух швейцарских предпринимателей. Один из них 23 февраля смог выбраться из Ливии, второй до сих пор отбывает 4-месячный срок заключения в одной из ливийских тюрем по обвинению в «незаконном пребывании» в Джамахирии. В свою очередь Триполи заявил об отказе в выдаче виз для граждан из стран Шенгенской зоны.

17 марта в визовую часть конфликта вмешался Брюссель. Европейская комиссия предложила Швейцарии «как можно быстрее» урегулировать конфликт с Ливией с тем, чтобы избежать разрыва Шенгенского пространства. Одновременно Еврокомиссия осудила решение Ливии приостановить выдачу виз гражданам европейских стран, назвав это решение «односторонним и непропорциональным».

Давление Евросоюза подействовало. Уже 24 марта Швейцария объявила о готовности отказаться от ограничений в Шенгенскую зону для некоторых ливийцев, попавших в «список 188-ми». Было также заявлено, что в ответ Швейцария ожидает, что Ливия откажется от ограничений на въезд в Джамахирию для европейцев.

27 марта Евросоюз и Ливия объявили о взаимной отмене въездных ограничений, тем самым отодвинув фактически в сторону Швейцарию. Во всей этой истории пока ничего не изменилось только в одном — в судьбе остающегося за решеткой Макса Гелди.

В марте высокопоставленный дипломат еще одной страны решил поиронизировать по поводу заявлений Каддафи. На сей раз это сделал представитель госдепа США Филип Кроули, который едко прошелся по призыву Каддафи к джихаду против Швейцарии. Американский дипломат с улыбкой заметил, что этот призыв напоминает ему выступление Каддафи с трибуны ООН в сентябре прошлого года. «Много слов, много летающих вокруг трибуны бумажек и мало смысла», — заметил он. Триполи немедленно ответил протестом и потребовал извинений. Более того, он пригрозил «негативными последствиями для экономических и политических отношений между двумя странами, если не будут приняты надлежащие меры». Кроули пришлось оправдываться. Более того, 9 марта случилось невиданное ранее — США в лице Кроули принесли Ливии свои извинения, как бы подтверждая слова — ради нефти можно пойти на все, что угодно. Ливийские СМИ тут же назвали американский жест «победой» Джамахирии.

В марте возник еще один дипломатический конфликт, на сей раз — между Ливией и Нигерией. Последняя приняла 18 марта решение отозвать своего посла ил Ливии «для консультаций». Это решение стало реакцией Абуджи на предложение лидера ливийской революции разделить Нигерию по конфессиональному признаку на две части после недавних столкновений в этой стране между христианами и мусульманами.

В ответ на очередной словесный залп Каддафи МИД Нигерии также прибегнул к выражениям, далеким от дипломатических. «Высказывания — зачастую безответственные — полковника Каддафи, его театральные жесты и самолюбование, демонстрируемые всякий раз, когда у него появляется такая возможность, произносятся слишком часто, чтобы на них обращать какое-либо внимание», — отмечалось в коммюнике МИД Нигерии.

23 марта сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи объявил об освобождении из тюрем 214 ливийских исламистов, в том числе трех представителей руководства радикальной группировки Воюющая исламская группа — ливийская /ВИГ-Л/. Раннее, в 2009 году, Фонд Каддафи, которым руководит Сейф аль-Ислам, объявил, что находившиеся в тюрьмах боевики ВИГ-Л якобы порвали с «Аль-Каидой». Среди освобожденных — 34 боевика ВИГ-Л, остальные являлись участниками других группировок. Что касается ВИГ-Л, то в число освобожденных попали «эмир» группы Абдельхаким Бельхадж, глава военного крыла группы Халед Шриф и идеолог группы Сами Саади.

«С освобождением этих руководителей мы завершили реализацию нашей программы диалога и примирения, начатой в 2007 году», — сообщил Сейф аль-Ислам на пресс-конференции. По его данным, за время реализации этой программы были освобождены в общей сложности 705 исламистов. В тюрьмах остаются еще 409 их единомышленников, однако «еще 232 будут освобождены в ближайшее время», в том числе и участники ВИГ-Л.

В 2007г. ВИГ-Л объявила о своей решимости свергнуть режим Каддафи. В том же году она заявила о присоединении к «Аль-Каиде».

Сейф аль-Ислам впервые сообщил ранее никогда не публиковавшиеся данные о потерях, которые понесли радикальные исламисты и силы безопасности в ходе столкновений в 90-е годы прошлого столетия. По его словам, в этих столкновениях погибли 165 сотрудников спецслужб и 177 исламистов. По его оценке, «сейчас мы завершаем этот трагический период». «Собрать за чашкой чая руководителей ВИГ-Л и командование спецслужб — раньше было мечтой. Теперь эта мечта реализовалась», — заявил он. По его словам, освобождение радикалов стало возможным после того, как в 2009 году «они пересмотрели их понятие джихада». Сейф аль-Ислам призвал ливийских исламистов, которые воюют «в горах Алжира или в пустынях Мали /здесь он имеет в виду ливийцев — боевиков «Аль-Каиды в странах исламского Магриба»/, сложить оружие и вернуться на родину.

27 — 28 марта Ливия приняла межарабский саммит. Еще до его начала было понятно, что представительство на нем арабских стран несмотря на громкое название будет не самым высоким. 15 марта МИД Ливана объявил, что Бейрут ответил отказом по причинам «административного» характера на приглашение, адресованное ему из Триполи и переданное через посольство Ливана в Дамаске.

«Посольство Ливана в Дамаске отправило обратно приглашение, направленное из посольства Ливии в столице Сирии, поскольку оно не уполномочено принимать его с административной точки зрения», — отмечалось в коммюнике пресс-службы ливанского МИД.

Подобный демарш Бейрута — еще одно следствие старого скандала, связанного с таинственным исчезновением имама ливанских шиитов Мусы Садра, которого в последний раз видели в Ливии в августе 1978г. В 2008г. ливанская Фемида обвинила лидера ливийской революции Муамара Каддафи в том, что он несет ответственность за исчезновение имама, и потребовала его ареста.

В 2003г. Ливия закрыла свое посольство в Бейруте в знак протеста против выдвинутых против нее обвинений. Тем не менее дипломатические отношения между двумя странами не разорваны. Бейрут представляет в Триполи временный поверенный в делах.

Со своей стороны Ливия утверждает, что имам исчез после того, как покинул национальную территорию. В свою очередь Италия, куда должен был направиться Садр, утверждает, что он никогда не появлялся на ее территории. Тем не менее в 2004г. Рим передал Бейруту найденный на территории Италии паспорт, принадлежавший имаму.

Что касается собственно саммита, то по его итогам арабские руководители и их представители обусловили возобновление палестино-израильского диалога полным прекращением «колонизаци» Иерусалима. Они также призвали Барака Обаму оказать соответствующее давление на Израиль. В декларации, принятой в Сирте, они сообщили о намерении собраться на внеочередную встречу до конца октября с.г. с тем, чтобы изучить проект трансформации Лиги арабских государств, а также проект создания региональной структуры, в которую кроме арабских стран вошли бы Турция и Иран.

18 марта заместитель генерального директора ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения» Юрий Савенков сообщил, что «в настоящее время ведутся переговоры с Ливией о заключении контракта на поставку Джамахирии новейших зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С»». По его словам, переговоры «находятся в стадии предконтрактной проработки».

В целом, в марте наибольшее внимание обратил на себя процесс примирения ливийских властей с ВИГ-Л. Почему так произошло? Нельзя исключать, что достигнутое примирение отражает намерение Триполи вновь, как и прежде, во времена существования «Зеленого легиона», определенным образом канализировать исламистское движение в Ливии и направить его усилия для достижения определенных внешнеполитических целей.

52.21MB | MySQL:103 | 0,585sec