Об обострении обстановки в регионе Красного моря

В последние недели силы хуситов в Йемене в знак солидарности с сопротивлением палестинцев в секторе Газа, развернули фактически открытую охоту сначала против торговых судов связанных с Израилем, а затем и всех судов, которые могут идти в израильские порты. Если суда отказываются подчиняться предупреждениям и не меняют свой курс, то они могут быть захвачены как судно Galaxy Leader или по ним наносятся удары с помощью дронов и противокорабельных крылатых и баллистических ракет[i].

15 декабря 2023 года в Красном море было повреждено как минимум два контейнеровоза на борту которых после нанесения ударов начались пожары. Как минимум одно из них – «MSC Palatium III» по информации от американских военных было поражено противокорабельной баллистической ракетой. Сообщается, что судно принадлежит швейцарской компании MSC, которая продолжала сотрудничать с Израилем[ii] и после начала нынешнего обострения палестино-израильского конфликта[iii]. Самое интересное тут то, что как можно судить, хоуситы первыми в мире добились попадания баллистической ракеты в шедшее в море судно в реальных условиях, пусть это была и не первая их подобная попытка за последние в  дни[iv]. То есть ракеты у йеменцев конечно иранской разработки, но понятно, что Иран ранее их мог запускать только в ходе испытаний и учений. В качестве доказательства в СМИ появились кадры следа от запущенной ракеты, заснятые в районе йеменского города Таиз (пишут, что ракета как-раз летела в сторону Красного моря)[v].

По поводу того, какая именно противокорабельная баллистическая ракета попала в судно пока сложно сказать, так как в Иране создали противокорабельные варианты c оптико-электронными головками самонаведения у нескольких своих управляемых реактивных снарядов и баллистических ракет, как минимум три из которых демонстрировались хоуситами в Йемене:

– вариант иранских управляемых реактивных снарядов Fajr-4CL/ракет семейства Fath-360 с оптико-электронной головкой самонаведения, которые в Йемене назвали Faleq;

– иранские противокорабельные баллистические ракеты Khalij Fars (вариант оперативно-тактической ракеты Fateh-110 c дальностью до 300 км), которые получили в Йемене название Aasif;

– противокорабельный вариант иранских баллистических ракет меньшей дальности Zoheir (Raad-500) с дальностью до 500 км, которым в Йемене дали название Tankil.

Также отметим, что после ракетных атак, датская судоходно-логистическая корпорация AP Moller-Maersk и немецкий контейнерный оператор Hapag-Lloyd приняли решение приостановить контейнерные перевозки по Красному морю[vi]. Вслед за AP Moller-Maersk и Hapag-Lloyd еще две крупные судоходные компании заявили о приостановке прохода судов через Красное море – французская CMA CGM и Mediterranean Shipping Company (MSC)[vii].

Ранее по городам на юге Израиля (в том числе по городу Эйлат) из Йемена запустили баллистическую ракету. Израильская армия сообщила, что та была сбита над Красным морем. Зарубежные обозреватели отметили, что перехват йеменской ракеты в конце октября стал «первым боем в космосе»[viii]. Хоуситы также пообещали продолжить нанесение ударов до тех пор, пока Израиль не прекратит «агрессию против храбрых братьев в секторе Газа»[ix].

Вместе с тем, министр обороны США Ллойд Остин заявил о запуске многонациональной операции по обеспечению свободы судоходства в Красном море. Причиной для начала операции стало обострение ситуации в море, вызванное нападениями йеменских хоуситов на торговые суда. В операции помимо США примут участие Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания и Сейшелы[x].

Л.Остин сообщил, что «недавняя эскалация безрассудных атак хоуситов из Йемена угрожает свободному потоку торговли», а также «подвергает опасности моряков и нарушает международное право». Глава Пентагона считает, что сложившаяся ситуация в Красном море представляет собой вызов международного масштаба и требует коллективных действий для его устранения. Инициированная многонациональная операция, призванная решить проблему, получила название «Страж процветания».

Операция будет проводиться коалицией под эгидой Объединенных морских сил и сосредоточится на решении проблем безопасности в южных районах Красного моря и Аденского залива. В качестве основной цели операции ее участники установили обеспечение свободы судоходства всех стран и укрепление региональной безопасности и процветания.

Необходимость в проведении операции возникла на фоне обострения ситуации в Красном море, которое привело к приостановке движения через море крупнейших контейнерных линий. Решение было принято в связи с обстрелами судов в Баб-эль-Мандебском проливе и Аденском заливе со стороны йеменских хоуситов, которые активизировались на фоне обострения конфликта между Израилем и ХАМАСом. Ранее хоуситы объявили, что будут обстреливать израильские цели, включая торговые суда, а также препятствовать проходу судов, направляющихся в Израиль вне зависимости от их принадлежности. С момента заявления хоуситы захватили и обстреляли несколько торговых судов, что перекрыло крупные контейнерные линии для маршрутов, проходящих через Суэцкий канал.

На текущий момент четыре из пяти крупнейших контейнерных линий, на которые приходится порядка 54% мировой контейнерной вместимости, заявили о приостановке движения через Суэцкий канал. Маршруты линий будут перенаправлены в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, что значительно удлиняет сроки доставки грузов. Оценить масштабы ущерба для мировой экономики на сегодняшний день представляется сложной задачей, однако известно, что недельная блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в 2021 году обошлась в 10 млрд долл. Таким образом, масштаб экономических последствий для международной торговли напрямую зависит от сроков операции по стабилизации ситуации в Красном море.

 

[i] https://www.masirahtv.net/news/66548/%D8%A7%D9%84%D9%82%D9%88%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B3%D9%84%D8%AD%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%8A%D9%85%D9%86%D9%8A%D8%A9-%D8%B9%D9%85%D9%84%D9%8A%D8%A7%D8%AA%D9%86%D8%A7-%D8%B6%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%AF%D9%88-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%B3%D8%B1%D8%A7%D8%A6%D9%8A%D9%84%D9%8A-%D9%84%D9%86-%D8%AA%D8%AA%D9%88%D9%82%D9%81-%D8%AD%D8%AA%D9%89-%D9%8A%D8%AA%D9%88%D9%82%D9%81-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%AF%D9%88%D8%A7%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%B3%D8%B1%D8%A7%D8%A6%D9%8A%D9%84%D9%8A-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D8%A5%D8%AE%D9%88%D8%A7%D9%86%D9%86%D8%A7

[ii] https://www.jpost.com/israel-news/article-771157

[iii] https://www.washingtonpost.com/business/2023/12/15/yemen-houthi-ship-attack-israel-hamas/e57b5fae-9b1e-11ee-82d9-be1b5ea041ab_story.html

[iv] https://abcnews.go.com/International/houthi-ballistic-missile-fired-danish-container-ship-bab/story?id=105677091

[v] https://www.masirahtv.net/news/66546/%D8%A7%D9%84%D9%82%D9%88%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B3%D9%84%D8%AD%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%8A%D9%85%D9%86%D9%8A%D8%A9-%D9%86%D8%A4%D9%83%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%AF%D8%A1-%D9%81%D9%8A-%D8%A7%D8%AA%D8%AE%D8%A7%D8%B0-%D9%83%D8%A7%D9%81%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%AC%D8%B1%D8%A7%D8%A1%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D9%85%D9%84%D9%8A%D8%A9-%D9%84%D8%AA%D9%86%D9%81%D9%8A%D8%B0-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D9%88%D8%AC%D9%8A%D9%87%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D8%A7%D8%AF%D8%B1%D8%A9-%D8%A8%D8%B4%D8%A3%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D8%B9%D8%A7%D9%85%D9%84

[vi] https://www.interfax.ru/world/93661

[vii] https://iz.ru/1621355/2023-12-15/maersk-i-hapag-lloyd-priostanoviat-konteinernye-perevozki-po-krasnomu-moriu

[viii] Впервые с начала боевых действий систему  ПРО«Стрела» применили 31 октября 2023 года для перехвата баллистической ракеты над Красным морем. Ракета вылетела за пределы атмосферы Земли и ее перехват израильской ПРО стал фактически первым боем в космосе. «Стрелу» разработали специально для перехвата ракет большой дальности на больших высотах и скоростях.

[ix] https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/surface-to-surface-missile-said-launched-from-yemen-toward-eilat-intercepted-over-red-sea/

[x] https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3621110/statement-from-secretary-of-defense-lloyd-j-austin-iii-on-ensuring-freedom-of-n/

55.7MB | MySQL:116 | 0,515sec