О военно-техническом сотрудничестве Объединенных Арабских Эмиратов и Республики Корея

Военно-техническое сотрудничество Объединенных Арабских Эмиратов и Республики Корея привлекает внимание китайских наблюдателей, поскольку оборонно-промышленный комплекс официального Сеула способен на  жесткую конкурентную борьбу в тех сферах международного рынка вооружений и регионах, которые ранее занимали ОПК  коллективного запада, а также осложняет продвижение продукции китайских оружейников по нескольким направлениям одновременно.

Как известно, что на прошедшей в Дубае осенью 2023 г. выставке вооружений и военной техники представители ВС иностранных государств проявили значительный интерес к боевым (истребители J-10CE) и транспортным самолетам китайского производства Y-20E, на экспортные поставки которых получены соответствующие разрешения. Свидетельством тому являются латинские литеры «Е» в обозначениях техники.

В данном аспекте отметим, что военно-политическое руководство ОАЭ, опираясь на надежные и достаточно продуктивные контакты с оборонными предприятиями Республики Корея, еще в 2021 г. санкционировало финансирование проекта двухмоторного многофункционального тактического транспортного самолета под обозначением MC-X, разработку которого осуществляют специалисты Korean Aerospace Industries.

В качестве примера успешного сотрудничества двух стран в вопросе обеспечения обороноспособности следует привести контракт стоимостью 3,5 млрд долл. США на поставку ЗРК средней дальности M-SAM Block 2, организацию подготовки подразделений специального назначения с привлечением южнокорейских инструкторов.

В отношении перспективного транспортного самолета МС-Х  известно, что стоимость научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы составляет 2,13 млрд долл. США, а суммарный объем расходов на создание производственной линии оцениваются в 12,795 млрд долл. США. По информации китайских источников, официальный Абу-Даби уже выделил южнокорейским авиастроителям 2,2 млрд долл. США в рамках подписанного меморандума о взаимопонимании при сотрудничестве в рамках проекта самолета МС-Х.

Согласно имеющихся данных, руководство  Korean Aerospace Industries рассчитывает, что прототип совершит первый полет не позднее 2031 г., а в интересах национальных ВС официальный Сеул приобретет не менее 100 подобных самолетов, которые позволят радикально обновить авиационный парк.  Для иностранных клиентов запланирован выпуск также 100 самолетов, средняя стоимость базовой версии которого составит 64 млн долл. США.

Учитывая опыт южнокорейских специалистов по разработке и созданию новых образцов авиационной техники, представляется возможным утверждать, что Korean Aerospace Industries создаст рассматриваемый летательный аппарат в указанные сроки. Перспективный самолет будет составлять конкуренцию средним транспортным самолетам европейского (А400М-180) и американского (C-130J-30) производства после 2030 г.

Представляется возможным сообщить основные тактико-технические характеристики перспективного МС-Х:

– длина  40,3 м;

– размах крыла 41,1 м;

– площадь крыла 199 кв. м (будет оснащено складными винглетами);

– высота 13,5 м;

– максимальная дальность полета: 7000 км;

– практический потолок: 10000 м;

– максимальная скорость горизонтального полета 814 км/ч;

– высота грузового отсека 3,5 м;

– ширина грузового отсека: 3,4 м;

– длина грузового отсека: 17 м;

– длина рампы грузового отсека: 4,5 м;

– максимальная масса груза: 30000 кг;

– максимальная масса топлива: 25100 кг;

– масса пустого 46500 кг;

– максимальная взлетная масса 92000 кг.

По замыслу южнокорейских проектировщиков, в транспортной модификации МС-Х должен перевозить не менее 120 военнослужащих с экипировкой (80 десантников) или одну гусеничную боевую машину пехоты типа AS-21. Предусмотрено создание самолета-заправщика на базе МС-Х, самолета-носителя беспилотных аппаратов снарядов типа MUM-T (19 ед. по 150 кг каждый). Кроме того, южнокорейские специалисты рассчитывают, что данный самолет можно будет применять для запуска легких ракет-носителей  со стартовой массой не более 23 тонны.

Китайские специалисты отмечают, что южнокорейские авиастроители пока не располагают подходящим турбовентиляторным двигателем с тягой 14 тонн, который необходим для данного самолета. Однако, по имеющимся данным, опытно-конструкторская работа в данном направлении уже ведется и, вероятно, прототип двигателя будет представлен в 2025 г. Следует отметить, что предприятия авиастроительного сектора ОПК РК традиционно приобретали авиационные двигатели в США.

В дополнение к вышесказанному обратим внимание, что представители ВВС ОАЭ не проводят переговоры с американскими самолетостроителями по поводу приобретения С-130, поскольку данный турбовинтовой самолет морально устарел и не соответствует требованиям современного вооруженного конфликта – не обеспечивает перевозку значительного количества образцов вооружения и военной техники на требуемое расстояние.

Отсутствие заинтересованности в приобретении транспортного А400М-180 у европейского концерна «Эйрбас»  обусловлена значительным количеством технических проблем, для решения которых самолет приходится выводить из эксплуатации на продолжительный период времени, квалифицированное обслуживание которого способны осуществлять только европейские специалисты.

Упомянутых причин вполне достаточно для военно-политического руководства ОАЭ, чтобы обратить внимание на продукцию южнокорейских авиастроителей, которые старательно подбирают комплектующие, проводят большой объем испытаний в сжатые сроки, оказывают техническую поддержку и содействуют в создании сертифицированных центров обслуживания.

Помимо оплаты НИОКР по транспортному самолету МС-Х аравийские военные инвестируют еще и в программу  малозаметного истребителя пятого поколения под обозначением KF-21 Boramae. Первоначально, ОАЭ планировал сохранить свое участие в секрете путем выделения денежных средств военно-политическому руководству дружественной Индонезии для закупки необходимого количества истребителей в Республике Корея. Однако, официальная Джакарта проявила медлительность в данном вопросе (вероятно по причине внешгего вмешательства) и власти ОАЭ приняли решение напрямую финансировать программу разработки указанного боевого самолета.

Китайские специалисты самым тщательным образом наблюдают за ходом работ по истребителю  KF-21, поскольку данный самолет является прямым конкурентом китайского малозаметного легкого истребителя «Цзянь-35» (ранее известен как FC-31). К положительным свойствам южнокорейского самолета следует отнести применение надежного двигателя американского производства, а также широкая номенклатура авиационных средств поражения, которые уже находятся в производстве американских и европейских оружейников.   К настоящему моменту в программе испытаний KF-21 задействовано четыре самолета.

С учетом интенсивности работ специалистов  Korean Aerospace Industries вполне вероятно, что ВВС ОАЭ начнут получать первые боевые машины уже в 2026 г.

55.73MB | MySQL:116 | 0,586sec