О докладе МВФ о состоянии экономики Алжира

Алжирское руководство полагает, что последний по времени доклад Международного валютного фонда (МВФ) отражает общий серьезный прогресс состояния экономики АНДР. Однако при этом лидеры Алжира не желают обращать внимание на изложенные в данном документе соответствующие опасения.

14 декабря МВФ обнародовал доклад о состоянии экономики Алжира. Согласно оценкам проправительственных СМИ и ряда видных чиновников АНДР, данный документ отражает происходящее экономическое восстановление и «довольно обнадеживающую тенденцию к дальнейшему росту».

В этом представители алжирских властей усматривают «дальновидность» президента страны Абдельмаджида Теббуна, действия которого-де и принесли такие плоды.

Они указывают, что эксперты МВФ признали: Алжир занимает четвертое место среди африканских экономик и его руководство готовится вступить по данным показателям в первую «тройку» на Черном континенте и закрепиться в ней.

Соответственно, как пишут местные  СМИ, «Экономическое поле укрепляется с каждым днем, и перспективы на ближайшие годы все более радужные».

Ведь как указывают околовластные алжирские экономисты, в обозримой перспективе следует ожидать «благотворного влияния действий президента делу поддержки и защиты предпринимательства, создания добавленной стоимости, способствующих сокращению расходов на импорт, развитию экспорта, достижению самообеспеченности и развитию национальной экономики».

В первую очередь под этим подразумевается расширение инвестиционной деятельности алжирских средств в собственное развитие и упрощение процедур запуска новых предприятий.

В частности, предметом особой гордости алжирского президента А.Теббуна служит то, что в 2021 году он выявил факты блокировки «по ложным причинам» в разных регионах страны более тысячи инвестиционных проектов, которые в результате его вмешательства были «разблокированы».

Впрочем, на этом проблемы алжирского бизнеса не кончились, поскольку как известно, начать работу – это половина дела. Главное при этом свести концы с концами и не обанкротиться, особенно когда проверкой деятельности займутся могущественные алжирские чиновники.

Также в этой связи важно указать, что в своих докладах эксперты МВФ традиционно, пусть и вскользь, упоминают, что основные позитивные изменения касаются лишь прибрежной полосы, причем 17% открытий стартапов, модернизации предприятий и т. п. приходится на столицу. Большая же часть провинций фактически выпадает из процесса экономико-инфраструктурного обновления страны.

Причем, усматривая в докладе МВФ явное одобрение своим действиям, представители алжирского руководства слабо улавливают тревогу западных экономистов за истинное положение дел экономики АНДР.

В частности, речь идет о неспособности властей страны вообще и Банка Алжира (местный аналог Центробанка) в частности справиться со все более увеличивающимся инфляционным витком.

Так, эксперты МВФ прямо призвали их «реагировать на инфляционные риски» и для их минимизации «постепенно ужесточать кредитно-денежную политику».

В частности, они настойчиво предлагают Банку Алжира прибегнуть к «более активному использованию ключевой ставки», чтобы доказать свою решимость бороться против инфляционных витков.

В частности, тем самым эксперты МВФ «прозрачно намекнули», что алжирское руководство в последнее время совершенно игнорировало данный инструмент.

Причина, видимо, кроется в недооценке лидерами АНДР инфляционных рисков с одной стороны и в ручном характере управления ими своей страной. То есть руководство алжирского Центробанка лишено даже малейшей автономии в принятии решений, определяемых на самом верху – в президентском дворце и на генеральских виллах. А их обитатели, судя по всему, слабо знакомы с такими экономическими тонкостями.

И на данный момент нет никаких признаков, позволяющих предположить, что они собираются одобрить озвученное выше предложение ВМФ, к рекомендациям которого алжирское руководство, опасающееся попасть в «иностранную кабалу», относится настороженно.

Между тем, инфляционные риски для Алжира становятся все более ощутимыми. Так, уже бывший премьер-министр АНДР Аймен Бенабдеррахман в октябре 2023 г. заявлял, что по итогам текущего года инфляция «должна снизиться до 7,5%», хотя за первые его семь месяцев по официальным данным она фиксировалась на уровне 9,5%.

А на момент октябрьской отставки Бенабдеррахмана соответствующие показатели превысили 9.7%.

При этом важно указать, что инфляционный рост в Алжире увеличился с 7,2% в 2021 году до 9,3% в 2022 году.

На практике столь высокие показатели удешевления национальной валюты эксперты-экономисты объясняют удорожанием за год продуктов питания (на 13,2% за тот же период). Причем рост стоимости популярных в Алжире свежих сельскохозяйственных продуктов превысил 24,1%.

Заметим, что приведенные выше данные оглашаются правительственными источниками и отражают лишь частично суть реально происходящих вещей. На практике, по данным рядовых алжирцев, инфляционные процессы ощущаются гораздо тяжелее. В частности, они утверждают, что рост цен на услуги и товары (и не только продовольственные) за текущий год может превысить 30% по сравнению с годом предыдущим.

И хотя к оценкам МВФ можно относиться по-разному, все бОльшая инфляция является одной из самых тревожащих алжирцев проблем. Тем более, что пока власти АНДР продолжают хранить молчание относительно выбора инструментов для борьбы с ней.

Некоторые надежды алжирцы питают к новому премьер-министру страны Надиру Ларбави, который должен помнить, что его предшественник на этом посту «слетел» с него в том числе за неспособность побороть инфляционный вызов вообще и рост цен на товары и услуги в частности.

Во всяком случае, выбранный Айменом Бенабдеррахманом для этого инструмент, а именно постепенное «увеличение номинального обменного курса» алжирского динара на 8.1% по отношению к иностранным валютам в отрыве от действительности оказалось неэффективным.

И рост цен внутри страны наглядно показал эфемерность подобных мер. Тем более, что как сетуют сами алжирцы, до сих пор на территории АНДР обменять по официальному курсу динары на доллары и евро практически невозможно. Зато «теневые» менялы предлагают соответствующие услуги по курсу за иностранную валюту в полтора, а то и два раза выше.

Одна из причин усугубления инфляционной проблемы – активное использование в последние годы властями АНДР печатного станка и заметное увеличение зарплат, пособий и пенсий.

Между тем, алжирским лидерам все же как-то придется отреагировать на рекомендации МВФ. Ведь инфляционные риски закладываются аналитиками потенциальных инвесторов в оценку привлекательности для работы в той или иной стране. И привлекательности не только экономической. Ведь одновременно с ростом инфляционных показателей пропорционально усиливаются и риски политические, связанные с протестной активностью, ищущей выхода на поверхность.

С учетом того, что алжирское руководство очень рассчитывает на массовый приход иностранных инвесторов для модернизации своей экономики, прогрессирующая инфляция может серьезно отразиться на этих планах.

55.72MB | MySQL:116 | 0,671sec