по материалам Института исследований внешней политики (FPRI), США
В настоящее время мы являемся свидетелями серьезных потрясений в Сахеле.
Это потрясение носит политический характер: с 2020 года в Западной Африке произошло шесть государственных переворотов, последний из которых сверг президента Мохамеда Базума в Нигере. Это также связано с безопасностью, о чем свидетельствует конфронтация Севера и Юга в Мали, и дипломатическим напряжением, связаным с высылкой дипломатов, распадом союзов, ухудшением отношений с Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС) и запретом деятельности международных организаций. Наконец, это демографический фактор — население региона должно вырасти с 84 млн до 196 млн к 2050 году — и климатический, о чем свидетельствует расширение Сахары, площадь поверхности которой за столетие увеличилась на 10% и составила более 9,2 млн кв. км. Страны на северном побережье Средиземного моря не могут долго игнорировать эти события. Проблемы, с которыми они сталкиваются, в значительной степени являются результатом наследия колониализма, постколониализма, авторитарных политических систем, коррупции и преобладания позиции превосходства «первого мира» по отношению к странам Юга, и все это привело к отчуждению правительств и их народов. Было допущено много ошибок: от простого переноса моделей управления, неподходящих для местных условий, до неспособности прислушаться к потребности людей в достоинстве и недооценки ее, до бюрократического и неэффективного участия международных организаций и признания того, что пробелы в политике, дипломатии и безопасности заполняются авторитарными режимами.
Сбои в обеспечении безопасности также имеют свои корни в недоверии между сообществами с разными языками, историей и традициями; в многовековых конфликтах между оседлыми и кочевыми общинами; в игнорировании потребностей и чаяний людей в Северном Сахеле; и, наконец, в нерегулируемой эксплуатации природных и минеральных ресурсов, которые угрожают традиционному образу жизни. Список был бы неполным, если бы мы опустили предвзятое отношение международного сообщества к определенным странам по сравнению с другими. В конце концов, демократия уходит в прошлое, а насилие нарастает. Западная модель ценностей и общества отвергается во имя незавершенного процесса деколонизации. Структуры, созданные колониализмом, накладывались на местную идентичность и традиции управления, которые остаются де-факто автономными и противоположными структурам современных государств. По мнению западных стран, повторяющиеся, внезапные и неконституционные смены власти свидетельствуют о хрупкости политических систем. Но действительно ли это слабые стороны? Действительно ли мы сталкиваемся с динамикой чередования, которая является нормальным способом поляризации между «теми, кто имеет, и теми, кто не имеет», или воплощением региональных различий? В настоящее время — но неизвестно как долго — Чад действует как барьер, препятствующий возгоранию сахельской «пороховой бочки» от Атлантики до Красного моря в Африке.
Вырисовывается несколько сценариев:
Сценарий 1: В лучшем случае формирование зоны площадью 3 млн кв. км (в десять раз больше Италии), оставленной для институционализированного насильственного хаоса, в рамках которого государства, лидеры вооруженных группировок, джихадисты и различные торговцы (наркотиками, мигрантами, золотом и т.д.) будут либо делить, либо оспаривать пространства, торговые маршруты и пошлины в ходе конфронтации низкой интенсивности.
Сценарий 2: Возникновение длинной полосы, граничащей с Северным Сахелем, протянувшейся от Мали до Чада, в которой повстанцы и маргинализированные сообщества, исключенные из политической жизни и диалога, будут отстаивать свою власть и солидарность, одновременно угрожая населению юга.
Сценарий 3: Воспользовавшись хаотичной ситуацией, возвышение халифата, который, возможно, и не носит этого названия, но утвердится в Северном Сахеле, прежде чем возобновить продвижение на юг.
В любом случае, неафриканские авторитарные государства, которые являются стратегическими конкурентами Запада, будут использовать этот хаос в своих интересах. Традиционные методы предотвращения конфликтов или управления кризисами в Сахеле терпят неудачу. Обычные державы-«хранители» постепенно уходят в отставку из-за своей неспособности донести свой голос до слушателей и произвести эффект. Попытки других двусторонних участников, особенно в области контроля над миграционными потоками, граничат с идеей опустошения Средиземноморья «чайной ложкой».
Международные организации также сталкиваются с неэффективностью своей политики: уходом, отступлением и критикой Организации Объединенных Наций, ограниченностью политики оказания помощи в целях развития и сохраняющимися трудностями в координации действий основных доноров. Недостаток знаний о местных реалиях, их разнообразии и специфике является наиболее значительным препятствием для установления конструктивных отношений с населением Северного Сахеля.
Секторальный подход к проблемам Сахеля оказался неэффективным, будь то сосредоточение усилий в первую очередь на аспекте безопасности, попытки повлиять на миграционные потоки, ограничение действий военными операциями в рамках международных интервенций или сосредоточение исключительно на гуманитарных аспектах. Сосредоточение внимания исключительно на военном подходе без создания политических рамок, способствующих социально-экономическому развитию и, в идеале, децентрализации, лишь укрепляет силы безопасности и армии вовлеченных стран за счет гражданского населения. Хотя такой подход может способствовать тактическим победам в борьбе с терроризмом, он не может гарантировать полную победу, если не завоевал доверия населения.
Идея о том, что «провиденциальный» сильный человек будет единственной гарантией от «сомализации»» стран региона, оказалась ошибочной. Полагаться на автократов и военных в решении сложных социальных проблем, закрывая глаза на пренебрежение фундаментальными принципами западных обществ, не принесло ощутимых результатов.
Обещания справедливости, демократии и развития со стороны западных государств не привели к ощутимой выгоде для населения. Недостаточно внимания уделяется необходимости обеспечения достоинства населения и его лидеров; разочарованию разных народов отсутствием модернизации в их странах и контрасту между инвестициями в инфраструктуру и отсутствием доступа к воде, электричеству, школам и базовым медицинским услугам. Устранение этих факторов имеет решающее значение для укрепления доверия и налаживания отношений с сообществами, которые являются ключом к разрешению кризисов. Очевидно, что это более сложная задача, чем обычное взаимодействие с ополченцами или авторитарными руководителями. До сих пор стратегии, которые стремились стать более всеобъемлющими, были направлены на объединение и координацию аспектов обороны, развития и дипломатии. Очевидно, что эти благие намерения не увенчались успехом, главным образом потому, что в этой стратегии отсутствует важный аспект: посредничество с общинами. Сегодня нет других вариантов, кроме как рассмотреть новые подходы к регулированию напряженности в Сахеле. Уже недостаточно искать решения исключительно с пострадавшими государствами, нужно думать вместе с местными, а иногда даже трансграничными сообществами, которые часто предоставлены самим себе.