Пакистан в течение десятилетий играл важную роль для США и их жизненно важных интересов в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Во-первых, значение Пакистана подчеркивается, прежде всего, его демографическим потенциалом (численность населения перевалила за 235 млн человек). Необходимо добавить, что это очень активное в политическом и экономическом плане население.
Во-вторых, уникальной геополитической ситуацией. От позиции Пакистана зависит стабильность в Южной и Центральной (Афганистан) Азии и на Ближнем Востоке. Пакистан граничит с такими азиатскими великими державами как Индия, Китай и Иран.
В-третьих, большое значение имеет огромный военный потенциал Пакистана. Не нужно забывать о том, что это мусульманское государство Южной Азии является ядерной державой. Позиция Пакистана имеет большое значение для внешнеполитических интересов США. В течение десятилетий Исламабад был стратегическим партнером Вашингтона. Такая установка пакистанского руководства была обусловлена в 1960-1980-е годы советской поддержкой Индии. В то же время, пакистанская элита с конца 1960-х годов уравновешивала союз с США альянсом с коммунистическим Китаем.
Китайско-пакистанское стратегическое партнерство часто называют «всепогодным», так как оно развивается независимо от того, какие бы режимы и политические силы не стояли у власти в Пакистане. Для КНР в силу очень непростых отношений этого государства с Индией Пакистан необходим как элемент стратегической глубины. Китай и Пакистан охватывают Индию с двух флангов, как бы окружая её. Между двумя государствами развивается масштабное военное и военно-техническое партнерство. Помимо сдерживания Индии и ограничения американского влияния на Пакистан участие в строительстве и эксплуатации портов на пакистанском побережье помогает КНР закрепиться в стратегически важных регионах Индийского океана и Аравийского моря. При этом, по мнению эксперта Вашингтонского Института Ближнего Востока Нишанка Мотвани, растет военно-техническое сотрудничество Пакистана и КНР. Оно включает в себя поставку современных истребителей JF-17, передачу передовых военных технологий, включая баллистические ракеты. По словам автора, Пекин оказывает Пакистану тайное содействие в развитии его ядерной программы. Это включает в себя как обогащение урана, так и разработку средств доставки ядерных боеголовок (1).
Вторым важным аспектом китайско-пакистанского стратегического партнерства является экономическое сотрудничество. Пакистан является важным звеном грандиозной китайской программы «Один пояс, один путь». В различные проекты на территории этой страны прежде всего Китайско-Пакистанский Экономический Коридор, уже вложено около 40 млрд долларов китайских инвестиций. Общая сумма капиталовложений КНР в Пакистане ожидается на уровне 67 млрд долларов США.
Вместе с тем, в последнее врем Китай сталкивается при осуществлении своих проектов в Пакистане со значительными трудностями. Эти трудности обусловлены несколькими кризисами, которые одновременно переживает Пакистан.
Это, во-первых, экономический кризис. В настоящее время пакистанская экономика переживает тяжелый стресс. Рост ВВП замедлился до 0,4%, что совершенно не соответствует опережающему росту населению и представляет угрозу. Это усугубляется нехваткой резервов иностранной валюты, обесценивающейся национальной валютой и высокой инфляцией. В июле 2023 года инфляция выросла на 28,3%, цены на продовольствие на 40%, а счета за электроэнергию на 39%. Очень тревожным фактором является рост бедности в Пакистане. С 2018 по 2022 годы она увеличилась с 21,7% до 37,2%. Внешний долг Пакистана превышает 110 млрд долларов. Из них около трети (30 млрд долларов) Исламабад задолжал именно Китаю.
Во-вторых, внутриполитическая нестабильность. Она началась в апреле 2022 года после отставки правительства харизматичного политика Имрана Хана. Политическая система Пакистана носит «гибридный» характер. С одной стороны, в ней присутствуют парламентаризм, многопартийность и гражданское правление. С другой стороны, большое влияние на политический процесс оказывает армия. Имран Хан и его партия «Пакистан Техрик-э-Инсаф» (ПТИ) пришли к власти в 2018 году в результате соглашения с армейским командованием. Однако с 2021 года их отношения стали ухудшаться. В частности, генералитет воспротивился попыткам Имрана Хана провести своего человека на пост руководителя Межведомственной разведки. Результатом стал вотум недоверия, вынесенный пакистанским парламентом правительству Имрана Хана в апреле 2022 года. Сторонники бывшего премьера 9 мая 2022 года организовали массовые демонстрации с применением насилия и нападением на военные объекты. В связи с этим Имраун Хану было выдвинуто обвинение в терроризме, и он даже был на какое-то время арестован. Позже обвинение было снято, но в августе 2022 года пакистанская прокуратура выдвинула новое обвинение в коррупции.
Новым премьером Пакистана стал непопулярный политик Шахбаз Шариф, брат лидера ПМЛ (Н) Наваза Шарифа. Сам Наваз Шариф не может баллотироваться на это пост, так как находился под уголовным преследованием за коррупцию и неуплату налогов. В этот кабинет министров вошли представители 13 партий, объединенных в коалицию Пакистанское демократическое движение. В августе 2023 года правительство Шахбаза Шарифа уступило место временному правительству Анвара уль-Хака Какара, задачей которого является подготовить страну к выборам, намеченным на февраль 2024 года. Риск внутриполитической дестабилизации довольно велик. К подобным рискам относятся как возможный мятеж сторонников ПТИ, так и формирование недееспособного коалиционного правительства, которое приведет к параличу власти.
В-третьих, рост терроризма и популярности радикальных исламистских организаций. Приход к власти движения «Талибан» в Афганистане привел к резкому обострению активности террористических группировок и ситуации на границе. В прошлом году было зафиксировано 223 нападения террористов, вдвое больше, чем в 2020 и 2021 годах. Радикалы из «Техрик Талибан-э-Пакистан» (ТТП) стали возвращаться в Пакистан и наращивать свое влияние. Безусловно тревожной для Пекина тенденцией стал рост количества нападений на граждан КНР в Пакистане. В качестве примера можно назвать нападение на генеральное консульство Китая в Карачи в 2018 году, взрыв автобуса в 2019 году, в результате которого погибли 13 человек, в том числе 9 китайских граждан. Наконец, взрыв бомбы террористом-смертником в Институте Конфуция в Карачи в 2022 году, в результате чего погибли трое китайских преподавателей и один студент-пакистанец.
Экономический и внутриполитический кризис в Пакистане, а также кризис в сфере безопасности представляют собой серьезную угрозу китайским инвестициям в этом важном государстве Южной Азии. Как на это будут реагировать руководство КНР и китайские компании? Автор статьи считает, что единственной опцией китайцев является ставка на военное руководство и генералитет. Престиж военного истеблишмента в Пакистане обусловлен сложившимися вокруг него мифами. Генералитет считают защитником страны и гарантом ее территориальной целостности. Армейские военачальники рассматриваются в качестве антитезы гражданским политикам – коррумпированным, некомпетентным и движимым не патриотизмом, а эгоистическими интересами. Кроме того, правительство Шахбаза Шарифа сделало ряд важных уступок армейскому командованию, в результате которых выросло его влияние в экономике. Так был создан Национальный совет по содействию инвестициям, фактически подчиненный вооруженным силам.
По мнению американского эксперта, у Пекина есть три возможности усилить свое влияние и присутствие в Пакистане.
Во-первых, хорошие отношения с пакистанскими военными позволят китайцам получить в переговорах с гражданскими правительствами более выгодные контракты и условия их выполнения. Дополнительным стимулом для пакистанцев будет то, что страна задолжала КНР 30 млрд долларов.
Во-вторых, китайцы могут настоять на более оперативном возвращении кредитов, в частности преимущественной выплаты процентов именно китайским банкам в ущерб другим кредиторам.
В-третьих, руководство КНР может побудить пакистанское армейское командование принимать более активные меры по борьбе с террористическими и повстанческими организациями, угрожающими китайским интересам.