Меры по повышению «живучести» боевиков «Аль-Каиды»

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), широко используемые в настоящее время стали серьезной угрозой для радикальных исламистов в условиях сложного ландшафта Афганистана, Пакистана, Йемена и Сомали. Именно в результате атак «дронов» боевики «Аль-Каиды» и талибов потеряли в течение 2 лет десятки руководителей верхнего и среднего звена, включая прежнего руководителя «Техрике талибан Пакистан» Бейтуллу Мехсуда и главу Исламского движения Узбекистана Т.Юлдашева. Радикальные исламисты предпринимают меры, направленные на снижение потерь от применения БПЛА. В частности, на некоторых джихадистских форумах рекомендуется в случае обнаружения звука «дрона» рассосредоточиться на небольшие группы численностью не более 4 человек. На сайте также отмечается, что «Аль-Каида» и талибы обладают оружием и методами уничтожения БПЛА однако у них отсутствуют приборы для их обнаружения на более дальнем расстоянии.

Экстремистам также запрещают пользоваться спутниковым телефоном или отправлять текстовые сообщения на мобильные телефоны. Все коммуникации рекомендуется проводить устно, а также оставлять уловные знаки на местности.

Для недопущения утечек информации о планируемых заседаниях, рекомендуется объявлять об их проведении в последний момент. «Даже старшие амиры не должны знать точного местонахождения региональных командиров».

Лидерам движения «Талибан» указывается на необходимость уменьшения количества сопровождающей их охраны до одного, двух человек, пользующихся наибольшим доверием.

В ответ на применение беспилотных летательных аппаратов лагеря в «зоне племен» теперь представляют собой небольшие хижины, расположенные в малонаселенных районах афгано-пакистанской границы

В свою очередь, в ответ на ужесточение мер по борьбе с исламистами во всемирной сети, пресечении проводимой ими вербовочной работы участники форумов размещают свои рекомендации относительно выявления представителей спецслужб, выдающих себя за сторонников «чистого ислама».

В частности в материале «Семь арабских стран, вторгающихся в форумы» автор предупреждает участников интернет-обсуждений, что с ними нередко ведут диалоги, агенты секретных спецслужб, являющихся знатоками шариата. Он выделяет ряд стран, проявляющих наибольшую активность в форумах — Египет, Иорданию, Сирию, Марокко, Алжир, Тунис и Палестинскую национальную администрацию (последняя обвиняется в продаже информации, полученной из форумов Израилю). Кроме того, он отмечает, что некоторые арабские государства собирают таким образом информацию для обмена с западными странами.

Автор называет страны в наибольшей степени заинтересованные в сборе информации, участвуя в джихад-форумах: Израиль, США, Великобритания. Наряду с этим повышенное внимание проявляет Китай, прежде всего для понимания исламского мышления и нацеленный в перспективе на укрепление своих позиций в исламском мире. Германия, в адрес которой все чаще звучат угрозы террористических акций возмездия за ее поддержку и прямое участие в антитеррористической кампании против исламистов. Франция и Россия: сталкивающиеся в разной степени с проблемой экстремизма.

Автор документа называет некоторые признаки, по которым можно выявить представителей спецслужб: преувеличение роли «Аль-Каиды», идеологов современного движения джихада, наличие ничем неподкрепленных положительных оценок действий отдельных «ветеранов горячих точек» и чрезмерная критика современных лидеров мусульманских стран за их подавление «истинно исламского движения», а также других группировок джихада, свернувших с пути салафизма. По оценкам составителя этой инструкции, цель заключается в выявлении сторонников «Аль-Каиды», отвечающих на подобные провокации, с последующим вычислением их IP адреса и местоположения. Автор предостерегает о том, что спецслужбы, таким образом, выявляют много джихадистов, затем ведут за ними наблюдение.

Однако, по мнению составителя документа, технические способы не всегда эффективны в связи с использованием сторонниками вселенского джихада вай-фай, интернет-кафе, значительно осложняющих их обнаружение. Поэтому спецслужбы стараются устроить с ними личную встречу. Это процесс более длительный и требует установления доверительных отношений. Участник этого форума, исходя из своего личного опыта, пишет, что в диалоге с молодым человеком, «некто» намеренно притворяется слабо разбирающимся в исламе, отдавая тем самым инициативу. Затем начинает высказывать мнения диаметрально противоположные тому фону, который уже сложился в среде джихадистов, тем самым привлекая их к беседе. В результате формируется группа, попадающая в орбиту внимание правоохранительных органов и за которой устанавливается наблюдение. С этим сегментом в дальнейшем, как он пишет, будут укреплять отношения, с намерением получить от них адрес электронной почты, переводя общение в частный формат и получения сведений о возможных местах встреч и соответственно о всех членах ячейки. Помимо этого, он пишет, вступая в конфликт с общим идеологическим фоном обсуждения спецслужбы создают отталкивающую обстановку на форумах. В результате чего рейтинг форумов падает.

Как правило, большинство участников радикальных обсуждений не обладают глубокими знаниями в сфере шариата, сводя понятие джихада исключительно к тотальной беспринципной борьбе против Запада. Популярностью пользуются обсуждение методов причинения наибольшего вреда «врагам ислама», радикальных статей и книг идеологов, привлекающих интерес молодых людей. Задав определенную тему, участники находят во время дебатов своих единомышленников, формируя тем самым спонтанно возникающие группы по степени радикальности. Специфика заключается в том, что спецслужбам и вербовщикам из радикальных исламистских группировок приходится вести работу с одной аудиторией, и те и другие выявляют молодых людей симпатизирующих «Аль-Каиде».

Пристальное внимание со стороны спецслужб к онлайн «джихад-диалогам» не случайно, так как они являются одним из способов радикализации современного поколения радикальных исламистов. Тем не менее, сторонники тотальной борьбы с «врагами ислама», даже осознавая, что форумы находятся в орбите внимания правоохранительных органов, делятся интернет-ссылками на сайты, откуда можно получить материалы, дающие дополнительный импульс экстремизму. Они проверяют на прочность контртеррористические структуры как мусульманских, так и европейских стран.

52.32MB | MySQL:103 | 0,460sec