Последствия обнародования идеи об оперативном перевооружении бундесвера в Афганистане

16 марта, когда покидающий свой пост парламентский уполномоченный по делам обороны, председатель профсоюза бундесвера (есть такая необычная должность в ФРГ) Райнгольд Роббе предложил бундестагу свой ежегодный доклад, многие его пункты, касающиеся Афганистана, звучали драматично. Однако полковник Роббе, оказалось, нисколько не сгущал краски. Как отмечено в докладе, войска не могут реагировать на выпады талибов «достаточно быстро и гибко» по ряду причин: нет в достаточной количестве защищенных транспортных средств, например, типа WOLF SSA, тогда как другие (FENNEK) стоят недоукомплектованные; в ряде поздразделений отсутствуют приборы ночного видения (Lucie); не хватает транспортных средств DINGO и DURO, средств коммуникации TETRAPOL; слабо укомплектован медицинский центр в Файзабаде. Роббе акцентирует внимание на том, что речь не просто о слабом материально-техническом обеспечении, а о контроле по его совершенствованию в условиях военных действий, то есть о том, что «может быть жизненно важным для солдат бундесвера», особенно в бою.

Он не скрывал недоумения, отчего из отчета в отчет повторяющиеся недостатки, в том числе слабо защищающие солдат или попросту непригодные в бою транспортные средства, не являются предметом внимания правительства. Отчего оно игногирует этот фактор или не учитывает, что бундесверу по-прежнему катастрофически не хватает всепогодных штурмовых вертолетов, и немцы должны просить их у американцев. Если кому-то из депутатов казалось, что Роббе преувеличивает, последние апрельские события на севере Афганистана эти сомнения рассеяли. Новые немецкие жертвы произошли именно потому, что транспортные средства Eagle IV и Yak оказались ненадежны. Между тем, федеральный минобороны продолжает настаивать на дополнительной переброске в Гиндукуш именно Eagle IV, а о вертолетах не упомянул ни единым словом. Где логика? Не ищите ее, ее нет, как нет и не может быть безопасности на севере Афганистана, оценивает положение немецкая печать.

Выводы, которые сделаны в ходе осуществленной 5- 13 июня 2009 года инспекционной поездки полковника Р.Роббе в Мазари-Шариф, Файзабад, Кундуз, Кабул и Термез, по его словам, «не являются причиной для радости». Положение за минувшие 9-10 месяцев в лучшую сторону не изменилось. Следствия известны.

Cитуация в Афганистане, по крайней мере с немецкой точки зрения, в последние недели резко ухудшилась. В первой половине апреля с.г. погибли еще семеро солдат. К 16 апреля 2010 г. 43 немецких военнослужащих погибли в горах Гиндукуша, 26 из них в результате нападений и перестрелок с талибами. В связи с этим побывавший на днях в Афганистане с необъявленным визитом министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг пообещал немецким участникам миссии ISAF новые виды вооружений, что должно, по мнению военных экспертов, привести к усилению огневой мощи бундесвера и существенно появлиять на ситуацию в ходе последующих вероятных боев с талибами, в частности, свести к минимуму потери, а, лучше, и вовсе их исключить.

Данное решение федерального правительства подверглось всесторонним оценкам специалистов Германии по Афганистану. Прежде всего, они обращают внимание на качественные изменения внутри «Талибана» в его северном формате, которому противостоит немецкая военная машина. По мнению известного в ФРГ эксперта по борьбе с терроризмом Гидо Штайнберга, в нападениях на немецких военнослужащих в Афганистане все чаще участвуют хорошо подготовленные чеченские и узбекские боевики. Как он указал в комментариях к трагическим событиям, поскольку «это регион узбекских поселений», они в известной им детально местности «передвигаются как рыба в воде, хорошо обучены и хорошо вооружены».

Узбекско-чеченский след или чей-то иной, неважно, указывают другие исследователи. Налицо тенденция усиления опасности для жизни немецких граждан в солдатской форме. Представитель фракции «зеленых» в парламенте Омид Нурипур потребовал от федерального правительства объяснений, «зачем мы находимся в Афганистане» и «что должно произойти, чтобы и задача была выполнена, и немецкие солдаты могли вернуться». По его мнению, скорбный час в этой «скверной истории» следует использовать для того, чтобы решить, какое оружие необходимо бундесверу. При этом О.Нурипур подчеркнул, что решительно не понимает, насколько уместно использование гаубиц в густонаселенном районе, что пообещал федеральный министр обороны, будучи с блиц-визитом 14 апреля с.г. в Афганистане.

Дискуссии о значении миссии в Афганистане являются крайне важными. Если все больше немецких солдат и оружия необходимо в Афганистане, то, по сути, должен быть представлен новый мандат бундестага, считает ряд политических деятелей ФРГ. К тому же, напомним, выступая 9 апреля на траурной церемонии в память о трех погибших 2 апреля с.г., канцлер Ангела Меркель впервые употребила слово «война» вместо прежних формулировок, обтекаемых и невнятных. По этой причине руководители ряда партий потребовали нового рассмотрения вопроса о военном присутствии ФРГ на заседаниях парламента. Это чрезвычайно нервирует политическое руководство страны. Сначала пресс-секретарь правительства, а затем и федеральный министр обороны высказались в том смысле, что мандат не нуждается в пересмотре, поскольку разница между понятиями «участие в военном конфликте» и «война» не столь существенная. В международном праве обстановка во многих районах Афганистана называется немеждународным вооруженным конфликтом, указывает А.Меркель. «Большинство солдат именуют это гражданская война или просто только — война. И я хорошо понимаю это». В конце концов, тот, кто каждый день должен участвовать в патрулировании и предполагает засаду и возможность попасть под прицельный огонь, тот, кто держит бундесверовца на мушке и тот, кто рассуждает об этом со стороны, «с юридической точки зрения видят мир, разумеется, разными глазами», подчеркнула Меркель. Споры о том, война это или не война, надо забыть, поскольку обстановка в Афганистане такова, что не до юридических тонкостей, настаивает лидер СДПГ Зигмар Габриэль. Это действительно тяжелые бои, и речь идет о человеческих жизнях, подчеркивает он.

Стало быть, надо вести речь об эффективности действий военнослужащих. Это, прежде всего, тщательное военное планирование. Военные эксперты ФРГ считают, что реальность всегда вносит коррективы в планы, даже детально продуманные. Неудачи и ошибки являются нормой в боевых условиях, а мечты о максимальной защите военнослужащих, в том числе с помощью более совершенного оружия, — из области чудес или опасных иллюзий. К тому же бундесверовцы прекрасно знают, куда, по каким причинам и зачем они прибыли. Поэтому никакие парламентские дебаты не смогут появлиять на уровень защищенности бундесвера в Гиндукуше.

Нет, дискуссии нужны, настаивает другая сторона. Пусть они уязвимы, но по крайней мере, совесть наша будет спокойна: демократическое общество делает все, что в его возможностях, и этим отличается от тоталитарной системы.

Озабоченность ряда немецких политиков подобными концепциями на фоне растущих жертв и в условиях ухудшения обстановки в афганской зоне ответственности Германии, расценивается одними политическими наблюдателями как попытка красиво выглядеть на международной арене, другими — как демонстрация героических усилий бундесвера по наведению порядка за многие тысячи километров от фатерланда. Поскольку все кончается очередной немецкой кровью, политическая говорильня выглядит неизменно цинично. Тем более, что существенного урона талибам они не наносят, бундесверовцы просто отстреливаются, попадая в засады. Как выразился Гидо Штайнберг, «немецкие солдаты не борются против повстанцев, но, тем не менее, гибнут». Гибнут, обороняясь, ибо приказа о наступлении нет. Когда он поступит и будет ли вообще – отдельный вопрос.

Что же необходимо сделать в первую очередь? Гидо Штайнберг уверен в том, что уровень опасности в северной части Афганистана снизится, как только США направят туда свои подкрепления. Вероятно, это мнение навеяно новой пиар-стратегией НАТО, которая старается вселить надежду в наблюдателей, считает известный немецкий эксперт по Афганистану, научный сотрудник берлинского фонда «Наука и политика» Цита Маасс. «Различные операции НАТО на юге представляются общественности как шаги по достижению безопасности и политической стабильности, — указывает она, имея в виду, прежде всего, крупную операцию НАТО в Мардже, в провинции Гильменд. — Но еще слишком рано говорить, являются ли операции НАТО действительно успешными. В конце года возникнет необходимость оценить, что является правдой, а что является лишь пиар-операцией НАТО». Успех может быть обозначен моментом не только «зачистки», но и передачи полномочий центральному руководству из Кабула и началом восстановительных работ, уточняет Ц.Маас, а до этого пока далеко. Кроме того, известно, что некоторые вожди племен в Кандагаре протестуют против аналогичной операции НАТО, что же касается Кундуза, «то здесь вообще все пока неясно», подчеркивает она.

Сама по себе переброска американцев на север еще ничего не означает. Опыт взаимодействия с американцами показывает: они проводят операции вне зависимости от состояния дел у союзников. Поэтому есть вероятная угроза неслаженных действий, едва пять тысяч американцев будут переброшены на север страны, в том числе около половины в Кундуз. Повлечет ли это численное усиление дополнительную эффективность в борьбе за безопасность, сомневается Ц.Маас. Она прогнозирует также дополнительную опасность для бундесвера, в связи с тем, что начиная с лета, обучение будет происходить в режиме partnering, то есть военнослужащие бундесвера будут нести патрули вместе с афганскими коллегами.

Идея партнерства и наставничества родилась не с момента последней конференции по Афганистану, прошедшей в Лондоне 28.01.2010, где озвучивалась. Она была в центре внимания войск ISAF и прежде. Доказательство тому – создание в июне 2009 года в составе ISAF нового элемента под названием Оперативный координационный центр в провинции (OCC-P). Он появился в структуре руководства провинции Бадахшан и нацелен на обучение и координацию действий широкого круга силовиков, которые под командованием ведущего инструктора бундесвера ведут в том числе подготовку афганских полицейских, пограничников и работников секретной службы NDS (Национальное управление по безопасности). «Главной задачей является поддержка афганских сил безопасности, обучение и консультирование по проведению операций таким образом, чтобы они уже через считанные месяцы могли взять на себя обязанности по обеспечению безопасности самостоятельно», — объясняет капитан Н.Торстен, один из ответственных за подготовку наставников.

На практике настаничество выглядит как система экспресс-семинаров, которые проводят опытные команды из федеральных вооруженных сил под командованием подполковника Р. Заши. Поскольку занятия проходят в казарме, возведенной еще советскими стройбатовцами, немцы указывают, что «они пытаются вживить в афганские реалии стержень немецкой модели безопасности в надежном русском окружении». Сейчас здесь идет обучение 38 старших офицеров полиции, армии, пограничников и секретных служб. Насколько оно удачно, показывают результаты совместного патрулирования и операций по поиску оружия в провинции Бадахшан в первые недели марта. В ближайшем будущем ожидается переселение OCC-P из бывшей советской казармы в штаб-квартиру полиции, которая возводится силами ISAF. Наставник из состава OCC-P майор Арне В. убежден, что подготовка в новом звене ISAF – «первый, но важный шаг к скоординированной работе афганских силовых служб».

Однако патрулирование в рамках названной идеи имеет важную особенность. Надо будет не только выполнять боевую задачу и помнить о самозащите, но еще и прикрывать афганского силовика.

Одни заботы у бундесверовца, другие у Хамида Карзая. В ходе обмена мнениями с высшим политическим руководством ФРГ президент Афганистана, не способный контролировать ситуацию на 80 процентах территории своей страны, настаивает на том, что ФРГ обязана поддержать возрождение. Прежде всего, деньгами. Германия пообещала выделять ежегодно в качестве помощи до 439 миллионов евро. Берлин также выразил готовность перечислить 50 миллионов евро в фонд реинтеграции умеренных талибов. В этой связи германский министр по вопросам экономического сотрудничества и развития Дирк Нибель, прибывший с визитом в Кабул, подчеркнул важность оказания поддержки тем афганцам, которые присоединились к боевикам исключительно из материальных, а не идеологических соображений.

Однако афганские власти настаивают на передаче им контроля за расходованием средств. В условиях тотальной коррупции в Афганистане федеральное правительство не склонно внимать заверениям своих афганских коллег, и Дирк Нибель, что называется, с трапа самолета отклонил просьбу подобного рода. Прежде чем вести речь о перераспределении полномочий, заявил он, необходимо добиться повышения эффективности работы правительства и снижения уровня коррупции. «Пока оба эти критерия в Афганистане не выполнены».

Разумеется, Карзай и его команда могли бы громко возмутиться, однако их остановил риск встретить еще более серьезное немецкое сопротивление с непредсказуемыми последствиями. К тому же, авторы коррупционных схем прекрасно знают, что германское «нет» означает именно «нет», без вариантов. Мы можем и готовы помочь в процессе передачи ответственности афганской гражданской власти, но только в том случае, если население признает эту власть, — с таким посланием от германского кабмина прибыл Д.Нибель. Несколько дней его пребывания в Афганистане убедили его в том, что коррупция в стране позиции не потеряла. Отсюда нарастающее недоверие Германии.

Известна инициатива ФРГ по подготовке афганских силовых структур, прежде всего полицейских. Германия намерена увеличить число инструкторов, обучающих афганских полицейских, а это тоже немалые расходы. Сегодня в Афганистане несут службу около 190 немецких полицейских. В соответствии с новой стратегией контингент должен быть увеличен до 260 человек. Однако глава МВД ФРГ Томас де Мезьер, прибывший недавно в Афганистан, последующее увеличение числа немецких полицейских исключил. Планами намечено, что к 2014 году число сотрудников правоохранительных органов Афганистана должно составлять 134 000 человек при сегодняшнем уровне 96-98 тыс. Однако Германия настаивает на анализе состояния дел, чтобы понять, как используются обученные. Выяснить, кто из этих афганцев на самом деле служит в полиции, а кто нет, проблематично из-за коррупции в рядах силовиков. Проблема же заключается в том, что представители местного населения, получив оружие, нередко дезертируют из правоохранительных органов. Причем, что называется, при полном параде – с немецким оружием и в обмундировании, купленном на немецкие деньги. .

Итак, в течение считанных весенних дней, фактически сменяя друг друга, в Гиндукуш с инспекционными поездками приезжали три федеральных министра, по ведомствам которых проходят основные расходы Германии по Афганистану. Каждый констатирует, что все средства немецких налогоплательщиков достигли Кабула и потрачены, причем, остается загадкой кем, как, когда и на какие цели. «Обучение афганских полицейских при активном участии сотрудников правоохранительных органов Германии на протяжении последних восьми лет нельзя назвать историей успеха, но тем не менее ситуация улучшается», — эту весьма деликатную и дипломатичную формулировку шефа федерального МВД можно с таким же успехом приложить и к ситуации с обучением афганской армии (ведомство федерального минобороны), и к восстановительным гражданским программам в северных провинциях (ведомство экономического сотрудничества и развития).

Картина вырисовывается неприглядная, она рисует афганское правительство во главе с президентом Карзаем не в самом лучшем виде.

На этом фоне и должно произойти воплощение идеи об оперативном перевооружении бундесвера в Афганистане. Говоря яснее, на фоне разочарования федерального правительства.

Но и само немецкое общество не скрывает разочарования по поводу действий собственного кабмина. Он явно не в ладах с логикой, считает пресса ФРГ. А как это еще назвать, если министр внутренних дел, с одной стороны, спустя почти десять лет приходит к выводу, что профессиональная подготовка сотрудников полиции в Афганистане «не является историей успеха», а федеральное правительство, с другой, создает впечатление, что эти недостатки могут быть устранены в ближайшее время. В это почти так же трудно поверить, что бундесвер, который находился в регионе, когда-то считавшемся практически стабильным, а в настоящее время включается во все более ожесточенные сражения с трагическими потерями, в следующем году способен начать вывод войск. Не верят в это даже представители властных структур. «Это война. И сейчас об этом говорят со всей отчетливостью», — заявил премьер-министр федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания Эрвин Зеллеринг, подчеркнув, что не желает, чтобы «немцы привыкали слушать новости о гибели их военнослужащих на войне». По мнению политика, содержание миссии бундесвера в Афганистане изменилось настолько, что «мы должны как можно скорее уйти из Афганистана», не оглядываясь на действия партнеров по миссии ISAF.

Ввиду явного провала на поле боя кабмин выделяет в составе миссии ISAF гражданский компонент, которым вроде бы можно гордиться. Расходы и в самом деле небывало высокие: в 2001-2009 гг. Германия потратила на эти цели 1 млрд евро, еще один миллиард предусмотрено потратить в ближайшем будущем. При этом большую часть — в северных районах Афганистана, где за гражданское восстановление отвечает ФРГ. Проекты предусматривают строительство в общей сложности 700 км круглогодично проходимых дорог, систем жизнеобеспечения, которые способствуют развитию экономики. «Большая часть населения должна иметь доступ к чистой питьевой воде и электроэнергии, что очень важно для здоровья и для экономики. На севере 60 процентов всех детей должны получить возможность учиться. С этой целью я только что открыл второй центр по подготовке учителей», подчеркнул, находясь в Афганистане, федеральный министр Д.Нибель. Однако чего стоят эти проекты на фоне его же признания о всесилии тотальной афганской коррупции, в отношении которой следует «действовать более решительно, иначе мы просто выбросим деньги в бездонную яму».

Оценивая эффективность гражданского немецкого компонента и опыт бундесвера, как две составляющие немецкого присутствия в Гиндукуше, Хайнц Тайзен (Heinz Theisen), профессор политологии Католического университета в Кельне, отмечает в своем исследовании «Афганистан I: стратегия для культуры войны», что сочетание морализаторства европейской внешней политики и американской идеи о мировом порядке, основанное на идеалистических претензиях, оказались ошибочными. Наши ценности являются универсальными, пишет он, имея в виду под «нашими» западные. Но эта универсальность охватывает права человека, присущие только западному миропониманию, а, значит, у него есть границы возможного. Западный универсализм основан на политических иллюзиях. Корень иллюзий в том, что право человека в светском западном миропонимании и в исламском мире – одно и то же. Однако даже по понятию «человеческое достоинство» нет и не может быть консенсуса, если, к примеру, говорить о правах женщин. При этом каждая из культур – западная или исламская – убеждена в своем превосходстве над другой. Опыт Запада, который вмешался в обстановку в Ираке и Афганистане, как становится все более очевидно, — «фундаментальная ошибка», отмечает Х.Тайзен.

Анализ ситуации в целом – то есть предпосылки, причины, масштабы оперативного перевооружения бундесвера в Афганистане в свете оценок немецких экспертов – приводит последних к следующим выводам:

1. Военно-политическая ситуация заставила главу кабмина ФРГ впервые в ее политической карьере принять участие в траурной церемонии в память о павших солдатах, использовав это как повод для признания того, что ФРГ фактически участвует в войне. Международные наблюдатели расценивают данное обстоятельство как сигнал готовности главы правительства Германии принять непосредственное участие в дебатах по поводу миротворческой миссии бундесвера в Афганистане. Центральную мысль дебатов выразил обозреватель Bild Михаэль Бакхауз: «В будущем может применяться только один критерий: как нам победить в противостоянии с врагами нашей системы ценностей без единого неоправданного риска для жизни и здоровья каждого немецкого солдата».

2. Программа перевооружения, оглашенная федеральным минобороны в Мазари-Шарифе и предусматривающая предстоящие поставки швейцарских бронемашин Eagle IV, немецких БМП Marder 1A5, противотанковых ракет TOW (производство США) и голландских самоходных гаубиц Mobat, призвана привести к усилению огневой мощи бундесвера и существенно появлиять на ситуацию в ходе вероятных боев с талибами. Однако практика применения перечисленных видов вооружения опровергает надежды немецкого генералитета на достижение с их помощью полноценной защиты военнослужащих. Поэтому в данном случае речь идет исключительно о крупных расходах оборонным ведомством средств федерального бюджета безо всяких гарантий на эффективность.

3. Изменение военно-технической оснащенности бундесвера в условиях, где применение боевой техники затруднено или сведено на нет, не способно переломить ситуацию как в тактическом, так и в стратегическом отношении. В афганском обществе, несмотря на его разобщенность в этническом и политическом отношении, за восемь лет военного присутствия ФРГ сохраняется или настороженное, или резко отрицательное отношение к нему, несмотря на отсутствие наступательных операций бундесвера. Причина – в различных представлениях о правах человека, резком неприятии западных стандартов, носителями которых являются в том числе немцы. Столкновение между западной универсальностью и религиозно-культурной самобытностью стран Востока становится в условиях военного вмешательства Запада политическим конфликтом, причем, без видимого решения.

4. Эксперты предполагают, что наихудший сценарий развития событий в Афганистане связан с превращением страны в «серую зону» с все тем же «непредсказуемым президентом» Карзаем и выстроенными им «коррупционными схемами и неформальными договоренностями с лидерами племен и вооруженных отрядов». Предвидя такой вариант, Карзай с рядом полевых командиров принимает оперативные меры по укреплению своей власти таким образом, чтобы снизить зависимость от международного сообщества или, по крайней мере, продемонстрировать таковую. Названные коррупционные схемы и неформальные договоренности не позволяют реализовать проекты гражданского компонента, предусмотренные федеральным правительством, доверие к которому в немецком обществе падает.

5. В свете данных констатаций успех идеи коренного перелома военной ситуации при оперативном перевооружении бундесвера в Афганистане, как залога для достижения полной безопасности на севере страны, последующей передачи власти Кабулу и реализации программы восстановления, представляется сомнительным.

Использованы данные сайта бундесвера, радиостанций Deutsche Welle и NDR Info, газет Bild, Kоеlner Stadt-Anzeiger, Mitteldeutsche Zeitung, Sueddeutsche Zeitung, журналов FOCUS-Online, INTERNATIONALE POLITIK (Deutsche Gesellschaft fuer Auswaertige Politik e. V.)

62.94MB | MySQL:102 | 0,538sec