Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 апреля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Судане и иранской ядерной программой. В Судане 15 апреля завершились всеобщие выборы – страна голосовала за президента рес-публики, главу южной автономии, депутатов центрального и местных парла-ментов, губернаторов провинций. По информации СМИ, министр обороны США Р. Гейтс в специальном закрытом меморандуме фактически признал, что у нынешней американской администрации не имеется эффективных пла-нов противодействия Ирану в его стремлении создать ядерное оружие.

Участники прошедшей в египетском Шарм-эш-Шейхе встречи минист-ров водных ресурсов десяти государств бассейна Нила (Бурунди, Демократи-ческая Республика Конго, Египет, Кения, Руанда, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия) вновь не смогли прийти к единой позиции относительно рамочного соглашения о распределении вод этой реки. Достижение соглаше-ния тормозится Египтом и Суданом, выступающих против требования других стран о сокращении их квот на нильскую воду. Причем для АРЕ воды Нила (действующая ежегодная квота – 55,5 млрд куб. м) – это вопрос о самом существовании египетского государства. В правительственном докладе, опубликованном в Каире в 2009 г., говорится, что к 2017 г. потребность стра-ны в воде достигнет 86,2 млрд куб. м, в то время как ожидаемый ее объем со-ставит лишь 71,4 млрд куб. м.

Всеобщие выборы в Судане проходили в сложной обстановке и проде-монстрировали плохую подготовку голосования со стороны властей на всех уровнях. Так, в первый день выборов многие избирательные участки откры-лись поздно или вообще не открылись, а на некоторые из них не успели дос-тавить чистые бюллетени для голосования. Также на многих участках не хва-тало бюллетеней. В ряде случаев имена кандидатов и символика политиче-ских партий были искажены. Часть избирателей не были внесены в списки для голосования. Отмечались случаи, когда представители политических партий не имели возможности направлять своих наблюдателей для мониторинга хода голосования. В ряде мест официальные лица в избирательных комиссиях действовали в пользу правящей партии Национальный конгресс. Подчеркнем, что особенно много недостатков было отмечено в южных провинциях Судана.

Первоначально выборы должны были пройти в течение трех дней – с 11 по 13 апреля. Однако 12 апреля Национальная избирательная комиссия (НИК) в связи с наличием многочисленных «технических» трудностей» и по просьбе ряда партий продлила голосование еще на два дня — до 15 апреля. По информации НИК, в первые четыре дня проголосовало около 64 проц изби-рателей. По предварительным данным, по состоянию на 18 апреля нынешний президент Судана О. аль-Башир побеждает в борьбе за пост главы государст-ва, получив в различных регионах о 77 до 92 проц голосов. Ожидается, что полные результаты голосования будут объявлены 20 апреля. Тем временем партия Национальный конгресс уже заявила о своей готовности в случае по-беды на выборах ввести в состав будущего правительства представителей оппозиции, в т. ч. от партий, которые бойкотировали голосование. Со своей стороны, Х. ат-Тураби — лидер одной из крупнейших оппозиционных партий Народный конгресс заявил 18 апреля о непризнании итогов прошедших вы-боров.

Большинство международных наблюдателей, присутствовавших на вы-борах, заявили, что они не соответствовали международным демократиче-ским стандартам, но при этом выразили надежду, что прошедшее голосование поможет Судану «на пути к миру и демократии». Международные пред-ставители также не стали требовать пересчета голосов, рекомендовав учесть итоги нынешних выборов при подготовке намеченного на 2011 г. референ-дума по самоопределению Южного Судана.

В последнее время активизируется международная деятельность вокруг ядерной программы Ирана. Все более интенсивно обсуждается возможность введения новых санкций в отношении ИРИ. Президент США Б. Обама, вы-ступая 12 апреля на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне (Иран не был приглашен на этот форум), заявил, что дополнительные санкции, по его мнению, убедят иранские власти в экономической и политической неце-лесообразности попыток получить ядерное оружие. В то же время ряд стран, в т. ч. Бразилия, Индия и Турция, не поддерживают идею введения новых санкций, сомневаются в эффективности их воздействия на Тегеран. Неодно-значную позицию по данному вопросу занимает Китай, выступающий за «двойной путь» в отношении Ирана, предполагающий сочетание переговоров и санкций. В Пекине считают, что санкции не остановят иранское руководство в деле развития ядерной программы. По мнению Китая, новые санкции, если они будут введены, не должны затронуть «благополучие иранцев, их экономику, финансы, торговлю и энергетику». Президент России Д. Медведев полагает, что санкции против Ирана могут стать неизбежными, но при этом они «должны быть умными» и не носить «парализующий» характер.

Тем временем из Тегерана продолжают поступать сообщения о новых достижениях ИРИ в ядерной сфере. В частности, было объявлено, что к на-стоящему времени Иран смог произвести 5 кг урана, обогащенного до уровня 19,75 проц. 17-18 апреля в Тегеране прошла международная конференция по разоружению и нераспространению, организованная иранцами в качестве от-вета на вашингтонский саммит по ядерной безопасности. В ее работе участ-вовали официальные и неофициальные делегации из 56 стран, в т. ч. 14 госу-дарств были представлены министрами иностранных дел, а еще 10 — замести-телями глав внешнеполитических ведомств. Выступая на конференции, пре-зидент Ирана М. Ахмадинежад традиционно обрушился с нападками на США, призвав вывести эту страну из МАГАТЭ. Участники конференции подтвердили необходимость соблюдения ДНЯО, который, по иранскому мнению, «нуждается в новом взгляде».

Президент Афганистана Х. Карзай поставил под сомнение возмож-ность проведения запланированной на лето крупнейшей операции войск за-падной коалиции против боевиков движения «Талибан» в провинции Канда-гар на юге страны. Между тем командование силами коалиции начало отвод своих подразделений из изолированных районов на границе с Пакистаном, что стало результатом изменения его подходов к размещению войск в Афга-нистане. В частности, решено вывести войска из некоторых районов провин-ции Кунар, которая считается оплотом талибов. Командующий американ-скими войсками в Афганистане генерал С. Маккристал заявил, что намерен концентрировать внимание на наиболее важных городах и территориях стра-ны.

По мнению президента США Б. Обамы, «активность «Талибана» явно идет на спад», по сравнению с тем же периодом прошлого года. Б. Обама считает, что международные силы не могут постоянно находиться в Афгани-стане, а афганцы сами должны отвечать за свою страну. Глава Белого дома также выразил поддержку афганскому президенту Х. Карзаю, которого он считает «сильным партнером». Вместе с тем, Вашингтон намерен продолжать оказывать давление на Кабул в вопросе о проведении в стране «ключевых реформ».

По информации СМИ, лидер афганских талибов мулла М. Омар выска-зался за начало «искренних и честных» переговоров с правительством и более не претендует на захват власти в стране.

Сенат Пакистана 15 апреля одобрил законодательные реформы, огра-ничивающие полномочия президента страны и повышающие роль главы пра-вительства и парламента. Ранее этот пакет законов был принят нижней пала-той парламента – Национальной ассамблеей. В то же время решение об из-менении названия Северо-Западной пограничной провинции вызвало недо-вольство жителей входящей в ее состав области Хазар, где прошли массовые протестные выступления.

На прошедшей неделе в районах, примыкающих к границе с Афгани-станом, вновь была совершена серия терактов, жертвами которых стали де-сятки людей. Тем временем, пакистанская армия при поддержке боевых вер-толетов продолжает войсковую операцию против формирований местных та-либов в районе Оракзай на северо-западе страны недалеко от афганской гра-ницы.

По информации заместителя генерального секретаря ООН по полити-ческим вопросам А. Пэскоу, Израиль в последнее время несколько ограни-чил поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, а также немного ослабил блокаду сектора Газа, дав разрешение на ввоз в палестин-ский анклав некоторых товаров (одежды, обуви) и строительных материалов (древесины, стекла, алюминия), необходимых для реализации проектов по линии ООН. Также разрешен экспорт цветов из Газы. Однако в целом режим блокады сохраняется, а население анклава выживает главным образом за счет теневой экономики, которая подпитывается через нелегальные туннели на границе с Египтом.

Президент США Б. Обама заявил 13 апреля, что «крайне важно» до-биться мира между палестинцами и израильтянами, а также между Израилем и арабскими странами, признав, что решить эту задачу «очень трудно». «Правда, — по словам Б. Обамы, — заключается в том, что в некоторых кон-фликтах США не могут навязать пути решения, если участники данных спо-ров не желают отказываться от старой вражды по отношению друг к другу». При этом американская администрация намерена продолжать усилия по уре-гулированию арабо-израильского конфликта.

15-16 апреля силовые структуры и чрезвычайные службы Израиля про-вели крупнейшие в истории страны антитеррористические учения, в которых приняли участие вооруженные силы, службы безопасности, полиция, управ-ление тюрем, медицинские и пожарные службы. Сценарий учений включал в себя перекрытие автострад в связи с террористическими нападениями, захват сотен заложников одновременно в нескольких районах страны, в т. ч. в цен-тральной части Тель-Авива, массовые беспорядки на палестинских террито-риях и в районах компактного проживания израильских арабов.

Президент Израиля Ш. Перес и министр обороны Э. Барак обвинили Сирию в том, что она поставила ракетные комплексы типа «Скад» (дальность пуска ракет до 280 км) ливанской радикальной группировке «Хизбалла». Сирия категорически отвергла эти обвинения. С опровержением выступил и Х. Х. Хасан – министр ливанского правительства от «Хизбаллы». В то же время другие представители исламистов заявили, что военные поставки группировке не касаются Израиля, а боевики имеют в своем распоряжении ракеты, лучше, чем «Скады». В Вашингтоне выразили беспокойство постав-ками оружия «Хизбалле», но не подтвердили передачу исламистам ракет типа «Скад», отметив, что разговор с Сирией на эту тему будет продолжен.

15 апреля представители ведущих политических партий и движений Ливана при участии президента республики М. Сулеймана провели девятый раунд общенационального диалога, подтвердив свою приверженность базо-вым документам, определяющим политическую систему и политическую жизнь страны: национальному пакту (1943 г.)? соглашениям в Эт-Таифе (1989 г.) и Дохе (2007 г.). Все участники встречи были едины в том, что не-обходимо претворить в жизнь договоренности о разоружении палестинских боевиков, находящихся за пределами 12 лагерей беженцев, а также закрыть палестинские военные базы в долине Бекаа. Как известно, ливанское прави-тельство с 2006 г. добивается ликвидации баз палестинцев, расположенных вблизи сирийской границы, и разоружения размещенных в них боевиков. Кроме того, участники встречи осудили «непрекращающиеся военные угрозы и пограничные провокации со стороны Израиля».

На минувшей неделе в Йемене прошли массовые выступления оппози-ции против резкого повышения цен, подавления политических прав и свобод, «ежедневного насилия» в отношении противников правящего режима на юге страны, которые используют «мирные формы борьбы». Только в столице Йемена Сане в митинге протеста участвовало около 10 тыс. человек. Массо-вые антиправительственные мероприятия прошли также в г. Таиз.

Приложение

 

Американские оценки ситуации на Ближнем и Среднем Востоке (по материалам доклада генерала Д. Петрэуса)

1 апреля глава Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерал Д. Петрэус выступил перед сенатской комиссией по делам вооруженных сил с докладом о ситуации в зоне ответственности ОЦК — на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии.

По оценке Д. Петрэуса, важность зоны ответственности возглавляемого им командования определяется тем, что она «охватывает наиболее энергети-чески обеспеченный регион мира», где сосредоточены 64 проц мировых за-пасов нефти, 34 проц добываемой сырой нефти и 46 проц запасов природного газа. В то же время зона ответственности Центрального командования не представляет собой регион, «связанный социально, культурно, политически, и экономически», ситуация в котором характеризуется перманентной слож-ностью и высокой динамичностью. Так, в 2009 г. «усилилось насилие в Аф-ганистане и Пакистане», но «достигнут прогресс в борьбе против экстреми-стов в Ираке». Определенный ущерб нанесен «все еще живущей «Аль-Каиде» и другим экстремистским элементам». Иран «непреклонно» продолжал реализацию своей ядерной программы и поддерживал радикальные силы в регионе. Усилилось пиратство в Аденском заливе и у побережья Сомали.

В целом конфликты в зоне ответственности ОЦК становятся все более интенсивными «в связи с появлением экстремистских движений, ядерного оружия и значительного благосостояния, полученного за счет добычи нефти». Стабильности в регионе «угрожают межгосударственные трения, рас-пространение знаний по вопросам баллистических ракет и ядерного оружия, насилие на религиозно-этнической почве, повстанцы и внутренние бандфор-мирования, а также страшные акты терроризма и экстремистского насилия». По мнению Д. Петрэуса, «наиболее серьезная угроза для США и их союзни-ков и их интересов исходит от транснациональных экстремистов и ОМП». Причем «некоторые страны играют в опасную игру, позволяя экстремистам и пособникам террористов проводить операции с их территории, считая, что их народ и правительство не подвержены угрозе». Что касается ядерного ору-жия, то «самый высокий потенциал» исходящей от него угрозы «заключается в нестабильности в Южной Азии, действиях и политике иранского режима».

Пакистан и Афганистан «представляют собой наиболее срочный ком-плекс проблем» в зоне ответственности ОЦК. В этих странах усиливается повстанческая деятельность талибов и других экстремистских группировок, которые ведут «все более агрессивную кампанию против коалиционных сил» и правительств. Во многом этому способствует «открытость» границы между двумя государствами. Особую угрозу представляет ситуация в Пакистане. Американцы опасаются, что «провал пакистанского государства» предоставит транснациональным террористическим и экстремистским группировкам возможность заполучить ядерное оружие и базу для дальнейших действий. Неудовольствие США вызывает и то, что «многие пакистанские лидеры кон-центрируются на Индии, как главной угрозе Пакистану», а некоторые из них даже рассматривают экстремистов в качестве «потенциального стратегиче-ского средства» борьбы с Индией.

Политический курс и практические действия Ирана становятся все бо-лее сильной угрозой стабильности в зоне ответственности ОЦК, «срывают» планы США в регионе. Руководство ИРИ, несмотря на давление со стороны международного сообщества, «по многим оценкам», продолжает развивать национальный ядерный потенциал, всячески поддерживает экстремистов для усиления своего влияния на Ближнем Востоке, подрыва процесса арабо-израильского урегулирования, активно вмешивается в дела Ирака. Основным союзником Ирана является Сирия, которая «продвигает влияние иранского режима вглубь Леванта и арабского мира».

Ситуация в Ираке «значительно улучшилась», но все еще остается «не-прочной и обратимой». К наиболее сложным, «фундаментальным» пробле-мам Ирака Д. Петрэус отнес «распределение политической власти и ресурсов, этнические и религиозные трения». Кроме того, сохраняется опасность «переливания» насилия из Ирака на соседние страны, что может привести к дестабилизации региона.

Особого внимания со стороны Соединенных Штатов требует Аравий-ский полуостров. Это обусловлено «наибольшими политическими и коммер-ческими связями» расположенных здесь стран с США и Европой, ролью ре-гиона как крупнейшего мирового поставщика энергоресурсов, а также имеющимся здесь значительным потенциалом нестабильности. Большое зна-чение имеет создание «интегрированной сети ПВО и ПРО в зоне Персидского залива». «Критически важную» роль играют базы, предоставляемые воо-руженным силам США правительствами Бахрейна, ОАЭ, Кувейта и Катара.

Египет рассматривается американцами «одним из главных арабских го-сударств, оказывающим стабилизирующее воздействие на Ближнем Востоке» и арабо-израильское урегулирование. Вместе с тем, эта страна испытывает серьезные экономические трудности и подвержена «внутренним экстремист-ским угрозам». «Ключевым партнером» США, играющим важную позитив-ную роль в регионе, является Иордания.

«Определенные сложности» для руководства ОЦК представляет арабо-израильский конфликт, особенно его палестино-израильская составляющая. Этот конфликт «создал глубокий резервуар антиамериканских настроений, основанных на восприятии фаворитизма США к Израилю», что ограничивает возможности сотрудничества американцев с правительствами стран региона. Неурегулированность конфликта также благоприятствует усилению иранско-го влияния в арабском мире, в т. ч. через «Хизбаллу» и ХАМАС.

«Корнем, порождающим нестабильность» в регионе, остаются транс-национальные террористические сети и «ярые» экстремистские организации во главе с «Аль-Каидой». Более того, зона ответственности ОЦК является их «домом». Террористы и их последователи активно действуют против местных правительств, угрожают влиянию США и Запада в регионе, оказывают «экстремистское, деспотическое влияние на народ методом беспорядочного насилия и запугивания». Особую опасность представляет распространение в зоне ответственности ОЦК оружия массового поражения, к обладанию кото-рым стремятся как некоторые страны, так и экстремистские организации. Очагами нестабильности остаются «неуправляемые, слабо управляемые и альтернативно управляемые территории». Неспособность ряда правительств (Йемен, Афганистан, Пакистан, Ливан, Ирак, Палестинская администрация) осуществлять надлежащий контроль над своими территориями предоставляет экстремистам возможность их использования для подготовки различных акций, обучения боевиков, незаконной торговли наркотиками. Это подрывает авторитет и легитимность местных правительств. В регионе, особенно на Аравийском полуострове, находятся «значительные источники финансиро-вания и пропаганды террористических организаций», подготовки их кадров. Все большего международного сотрудничества требует борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Сомали.

«Политизация этнической принадлежности», племенное и религиозное противостояние «служат разрушению национальных гражданских институтов и социального согласия», а в целом ряде случаев являются катализатором конфликтов и повстанческой деятельности. Много проблем и конфликтов создают «спорные границы и разногласия по поводу разделения жизненно важных ресурсов», особенно воды. Широкое распространение в регионе по-лучили контрабанда оружием, торговля наркотиками и сопутствующая им криминальная деятельность, которые подрывают безопасность государств, стимулируют коррупцию, препятствуют «законной экономической деятель-ности». Ситуация усугубляется неравномерностью экономического развития стран региона, дефицитом рабочих мест, неграмотностью значительной части населения. Все эти факторы усилились в период мирового кризиса.

В зоне ответственности ОЦК в настоящее время находятся 215 тыс. во-еннослужащих ВС США. Наиболее крупные группировки дислоцированы в Ираке (95 тыс. чел.) и Афганистане (ок. 50 тыс. чел.).

На основе анализа ситуации, складывающейся в регионе, командование ОЦК определило следующие приоритетные задачи на 2010 год: деятельность «по обращению вспять эскалации насилия в Афганистане и Пакистане»; про-тиводействие международным террористическим и экстремистским органи-зациям, угрожающим безопасности США и их союзников; помощь Ираку «в закреплении прогресса», достигнутого в стране, при сокращении численности войск США; «противодействие злонамеренным действиям и политике Ирана»; повышение возможностей сил безопасности региональных партнеров США; противодействие пиратству, незаконному обороту наркотиков, контрабанде оружия и «распространению компонентов ОМП». Также наме-чается снижать нагрузки на ВС США и затраты на проведение операций, поддерживать усилия спецпредставителя президента США по Афганистану и Пакистану, содействовать мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

52.4MB | MySQL:103 | 0,677sec