Долгожданные итоги голосования в Судане

Национальная избирательная комиссия (НИК) Судана 27 апреля с.г. наконец-то официально объявила результаты всеобщих выборов. Согласно им действующий президент О.аль-Башир получил — 68, 24% (6 901694 голосов). На втором месте – снявший свою кандидатуру кандидат от Суданского народно-освободительного движения (СНОД) Я.Арман — 21,69% (2 193826). Остальные «мелкие» кандидаты набрали незначительное число голосов, которые варьируются от 0, 26% до 3,92%. Среди них отметим кандидата от Народной партии Конгресса (НПК) А.Д.Ньяла, который набрал 3, 92% (396, 139). Это, как представляется, близко к реальности отражает реальную популярность лидера исламистов Х.ат-Тураби в суданском обществе на сегодняшний день. Руководитель «Уммы», бывший премьер-министр С.аль-Махди показал совершенно ничтожный результат в 0,96%.

Одновременно стало известно, что вице-президент Судана и президент Южного Судана С.Киир одержал уверенную победу (93% — 2 616613 голосов) и сохранил свой пост. Его основной оппонент Л.Аколь, который считался креатурой ПНК, набрал лишь 7% голосов. Однако обольщаться С.Кииру рано. По оценкам независимых наблюдателей, такую убедительную победу (а в том, что официальные цифры максимально близки к реальным итогам голосования, сомнений фактически ни у кого нет) нынешнему южносуданскому лидеру обеспечили вовсе не его деловые качества или тотальная популярность. Голосование за него означает голосование на Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС). Если бы нынешние выборы состоялись после референдума, то их итоги были далеко не такими однозначными. Это прекрасно показывает накал борьбы в Южном Судане на местном уровне. Колоссальное количество нарушений и фальсификаций, а зачастую и просто вооруженный прессинг свидетельствует о том, что выборы в новом государстве (если оно все-таки образуется) будут очень непростыми. Джуба сумела фактически полностью «провалить» многих независимых кандидатов на выборах. Что, конечно, сделано не в честной борьбе, а путем откровенных фальсификаций. Тем самым кризис просто загнан «внутрь» на очень короткое время. По опросам местного южносуданского населения, их симпатии связаны во многих случаях именно с «независимыми» кандидатами, которые позиционируют себя как технократов и противопоставляют это «замшелым бюрократам» в СНОД. Обращает на себя внимание и тот факт, что предвыборные программы даже многих «партийных кандидатов» на Юге резко диссонируют с программными установками СНОД. Выборы, которые пройдут после объявления независимости уже нельзя будет проводит по нынешним лекалам. Этот «сонм нарушений» просто невозможно будет скрыть от наблюдателей и перевалить ответственность за «технические ошибки» на Хартум. В этой связи многие наблюдатели отмечают, что основной внутриполитический кризис следует ожидать именно в период подготовки и проведения первых выборов «нового независимого государства», а не в период референдума. Причем, если сейчас массовые нарушения «молчаливо скрыла» НИК в обмен на лояльность Джубы к кандидатуре О.аль-Башира, то в будущем подведение итогов, скорее всего, выльется в откровенную вооруженную конфронтацию. В противном случае СНОД фактически однозначно теряет свою монополию на власть, так как нужда в сильной вертикали власти становиться ненужной и вступает в противоречие с экономическими требованиями племенных верхушек.

Но то, что подавляющее количество населения Юга «жаждет» независимости – это факт. Пожалуй, что это главный итог этих выборов. Можно даже сказать, что ценность этой процедуры не в знакомстве южносуданцев с основными формами международных институтов выборов (этого как раз и не было), а в проведении самого репрезентативного общественного опроса населения по вопросу будущего этой части Судана. Он проведен, и его итоги лишь подтверждают ранее высказанные точки зрения разных по своим убеждениям экспертов, что раздел страны неизбежен.

Обращает на себя внимание тот факт, что НИК обнародовал результаты голосования с указанием результатов тех кандидатов, которые бойкотировали прошедшее событие. Для чего это сделано? Для того чтобы убрать все вопросы у оппозиции и западных наблюдателей в отношении того, что О.аль-Башир набрал необходимые по конституции 50% плюс один голос. Поэтому подсчитаны голоса всех кандидатов в президенты, независимо от их бойкота. При этом Евросоюз устами своих министров иностранных дел приветствовали «мирный подход прошедших выборов», но выразили «озабоченность задержкой подсчета результатов и расхождением с общепризнанными международными стандартами». Последнее является явной уступкой правозащитным организациям. В частности, министры подчеркнули, что «преступления против человечности никогда не могут быть прощены» и призвали Хартум активно сотрудничать с Международным уголовным судом (МУС). Тема МУС и его вердикта вообще была упомянута впервые с начала предвыборной кампании. До этого, похоже, существовало негласное соглашение между основными международными игроками, дабы не дать повода О.аль-Баширу эти выборы сорвать. Другими словами, итоги предельно сомнительных выборов в Судане признаны всеми основными международными спонсорами. Это означает, что О.аль-Башир становится международно легитимным президентом.

Единственными недовольными остаются оппозиционеры. Впереди естественно Я.Арман: «О.аль-Башир не набрал 51% голосов. Это фарс». Основаниями для такого рода заявлений послужили подсчеты о том, что за нынешнего президента проголосовали 6.9 млн человек. Всего же было зарегистрировано 16 млн избирателей. То есть 9.1 млн человек проголосовали против или не голосовали. В этом есть своя логика, за исключением одного «но». Если бы Я.Арман не выступил и не пролоббировал пресловутый «бойкот». Именно он собственно и позволил О.аль-Баширу победить без особых хлопот. Поэтому нынешние стенания не имеют никакого значения и никого не должны обманывать.

Все идет по общепринятому всеми участниками (в том числе и международными) плану. Основной тезис, который хотели услышать от О.аль-Башира за рубежом и в Джубе, он произнес 27 апреля по приезду с официальным визитом в Каир: «Мы будем придерживаться предусмотренного ВМС графика проведения референдума о независимости Юга».

Теперь остается только предугадать варианты дальнейших действий Джубы и Хартума по завершению комбинации, которая имеет условное название ВМС. Попробуем предположить, что далее последует референдум, провозглашение независимости и долгий переходный период, сроки которого будут максимально пролонгированы обоими участниками ВМС. Это логично следует из обнародованных итогов выборов, которые показали, что любая реальная независимость Юга означает уход в политическое небытие С.Киира и раскол СНОД. А Хартум теряет определенный контроль над нефтяными полями. Это, пожалуй, основная причина для того, чтобы выполнить все этапы ВМС де-юре, оставив все де-факто «по старому» еще на очень продолжительный срок. Причем при полной поддержке всех основных мировых «тяжеловесов». Подготовка и проведение этого исторического голосования показали, что основные подписанты ВМС прекрасно координируют свои действия, не забывая при этом и попутно разыгрывать красочные спектакли.

62.85MB | MySQL:102 | 0,695sec