О военных учениях пакистанской армии

С 10 апреля по 20 мая 2010г. вооруженные силы Исламской Республики Пакистан проводят крупномасштабные учения сухопутных сил под кодовым названием «Новая решимость 3»/Azm-i-Nau 3. За последние двадцать лет они являются самыми крупными; в них задействованы до 50 000 солдат артиллерийских войск, пехоты, бронетанковое соединение.

В действительности «Новая решимость 3» проводится вслед учениям военно-воздушных сил страны под названием «Хай Марк 2010», где, как писали местные СМИ «истребителями F-16, JF-17 Сандер/Thunder и Мираж/Mirage, продемонстрировали сокрушительную огневую мощь пакистанских ВВС».

О планируемых армейских тренировочных операциях известно давно, но масштаб и «роскошь» их проведения (по некоторым косвенным оценкам затраченные суммы исчисляются сотнями миллионов долларов) заставляют задуматься о реальных целях и задачах.

Пакистан в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. В 2009 г. в стране наблюдался дальнейший спад экономических показателей: рост ВВП Пакистана в 2008-2009 финансовом году составил всего 2% по сравнению с предыдущим годом – 4.1%; «бюджетный дефицит, — по заявлению премьер-министра Юсуфа Раза Гилани, — составил 5.1%»

В стране продовольственный кризис, идет отток иностранных инвестиций, высокий уровень инфляции (по официальным данным – 22%, по неофициальным – почти 30%; падает производство в промышленности (на 3.3% ), наблюдается рост внешнеторгового дефицита ( по оценкам экспорт составит в 2009-10 г. – 18.3 миллиарда долларов США, в то время как импорт превысит 32 миллиарда долларов США) и рост внешнего долга (по состоянию на 1 января 2010 г. превысил 55 миллиардов долларов США); соответственно налицо повышение уровня бедности (по оценкам Плановой комиссии Пакистана сейчас за чертой бедности проживают 36% 180 миллионного населения страны).

Основными причинами, по мнению международных политологов, столь сложного экономического положения являются высокий уровень терроризма в стране и энергетический кризис. По оценкам пакистанских специалистов в результате отрицательного влияния только этих двух факторов стране в 2009 г. был нанесен ущерб в размере 4.8 миллиардов долларов и 2.6 миллиардов долларов США соответственно.

«Упрямые» цифры говорят о плачевном состоянии пакистанской экономики, а, тем временем, «Новая решимость 3» набирает обороты.

Многие аналитики одновременно задаются несколькими вопросами: цели подобных учений, их направленность, время и место проведения и т.д.; и выделяют три основные их составляющие: непосредственно военный, региональный фактор и внутриполитический.

Все составляющие взаимосвязаны, каждый из перечисленных нельзя рассматривать в отдельности, не нарушив логику социально-политического развития Пакистана за последние два десятилетия, и не подчеркнув роль армии в современной жизни пакистанского общества.

Военный фактор – в целях национальной безопасности разработана и требует практического «подтверждения концепция новой оборонной доктрины противодействия обычным угрозам», и современные учения направлены на «повышение стандартов военного мастерства … в соответствии со стратегией минимального сдерживания», заявил премьер-министр Юсуф Раза Гилани. 1

Региональный фактор — Исламабад в рамках протокола проинформировал «Нью-Дели о планируемых военных учениях Azm-i-Nau 3, которые проводятся в пустыне вблизи пакистано-индийской границы, и поспешил заявить, что они «не были направлены против Индии…, а являлись частью длительного процесса оценки угроз».

За последние два года Индия провела порядка двенадцати военных тренировочных операций в различных родах войск. 15 апреля 2010 г. индийская армия также начала широкомасштабные военные учения, продолжительностью один месяц в пустыне Тхар штата Раджастан, на границе с Пакистаном с целью проверки готовности своих вооруженных сил на случай войны.

В учениях индийской армии, под кодовым названием «Вайю Шакти» /Yodha Shakti принимает участие одна из ее наиболее крупных и мощных группировок, корпус первого удара, базирующийся в Матхуре. Войска имитируют вражеские силы в сценарии реальных боевых условий с целью оценки того, как группировки могут «осуществлять контроль над плацдармом; наносить упреждающие удары в глубине территории противника, а также захватывать и уничтожать стратегические объекты противника». 2

С точки зрения индийской стороны подобные учения служат целям укрепления национальной обороны, так как «на территории соседнего государства ( Пакистана – Н.З.) находятся и действуют более 40 лагерей экстремистов»; глава оборонного ведомства Индии выразил неудовлетворение отсутствием решительной борьбы Исламабада против террористов».

Военные поставки Индии со стороны России, США, Израиля и т.д., по мнению пакистанских экспертов, являются доказательством стремления Нью-Дели стать «региональной сверхдержавой»; об этом свидетельствует и наращивание индийского оборонительного бюджета, который в 2009 — 2010 финансовом году возрос почти на четверть и достиг 28,9 миллиардов долларов.

«Наступательные возможности Индии являются объектом особого внимания армии Пакистана, и наличие эффективного сдерживающего потенциала является предпосылкой снижения угрозы войны в регионе», — заявил представитель военного командования в Равалпинди (город-спутник Исламабада, место расположения штаб-квартиры сухопутных сил Пакистана). 3

Еще в зимние месяцы 2009 — 2010 г. армейское руководство Пакистана вынуждено было передислоцировать 100 000 войск с восточной границы на западную, ослабив, по мнению военных, пограничную полосу с Индией.

Но переброска войск имела ключевое значение для успешного проведения военных кампаний в агентствах Оракзай и Северный Вазиристан Территорий племен федерального административного управления /ТПФУ/ FATA на границе с Афганистаном; также две дивизии дислоцированы в долине Сват в провинции Хайбер-Пахтунхва (бывшая СЗПП) и несколько дивизий продолжают удерживать позиции в агентстве Южный Вазиристан, ведя боевые действия местного значения против террористов вблизи афганской границы..

Проведение широкомасштабных военных учений «Хай Марк /High Mark 2010» и Azm-i-Nau 3 фактически означает восстановление военного потенциала Пакистана на ее восточных рубежах и реализацию названной доктрины «противодействия обычным угрозам», под которыми Равалпинди подразумевает в первую очередь Индию, а не борьбу против талибов в северо-западных районах страны.

Таким образом, Исламабад наглядно демонстрирует приоритеты своей оборонной и внешней политики, подчеркивая, что реальная угроза его национальным интересам может исходить только со стороны Индии; а вся громада Международных сил содействия безопасности/МССБ в Афганистане, миллиарды долларов, закаченные в страну в виде иностранной помощи, человеческие жертвы, девятилетняя беготня по горам за талибами, прерываемая эпизодическими переговорами с ними и т.д. – все это вторично, и не угрожает целостности государства, подрыву национального суверенитета и т.д.

В то же время, как подчеркивают многие аналитики, это ни в коей мере не означает, что Исламабад отказывается от роли «ключевого союзника» США в борьбе против международного терроризма в регионе; только у каждого свои цели в этой войне.

Со своей стороны США неоднократно обращали внимание Пакистана на нецелевое использование части финансовых средств, предоставляемых для борьбы против талибов.

В марте 2010 г. прошел пакистано-американский стратегический диалог, в рамках которого уделялось внимание в сфере обороны, в частности, передаче пакистанским силовым структурам беспилотных американских аппаратов /БПЛА или технологии их изготовления. И сегодня в Вашингтоне высказывают опасения, что Исламабад может использовать БПЛА на восточных границах.

В целом продолжающееся пакистано-индийское противостояние, несмотря на прошедшие в конце февраля 2010 г. в Нью-Дели первые после трагических событий в Мумбае в октября 2008 г., официальные переговоры на уровне секретарей Министерств иностранных дел Пакистана и Индии, в корне противоречит американской концепции, направленной на примирение «давних врагов» в регионе. В целях разрядки напряженности в отношениях между двумя странами 23 апреля 2010 г. в Конгрессе США был поставлен вопрос о «разработке механизма для предотвращения случайной ядерной войны между Индией и Пакистаном по проблеме Кашмира» и т.д.

Многие политологи ставят под сомнение возможность пакистано-индийского конфликта, но сегодня широкомасштабные военные маневры идут по обе стороны границы.

Но вернемся к внутриполитической составляющей военных учений «Новая решимость 3». Последний раз военные тренировки подобного масштаба проходили в 1998 г. под командованием начальника штаба сухопутных войск генерала Первеза Мушаррафа. Меньше чем через год после их окончания — очередной пакистано-индийский военный конфликт — Каргильский кризис …и, через несколько месяцев… захват генералом П.Мушаррафом власти.

За годы правления военно-гражданских администраций 1999 – 2008 гг. в целом не было необходимости проведения подобных военных учений – отношения между Пакистаном и Индией переживали процесс нормализации, и крупномасштабные военные учения могли только нарушить их становление. В самом пакистанском обществе чувствовалось определенное напряжение — вся исполнительная и законодательная власть находилась в руках военных.

С приходом к власти весной 2008 г. гражданского правительства в Пакистане в первые месяцы кабинет министров пытался оказывать определенное давление на армию, которая в рассматриваемый период олицетворялась в целом с правлением военных; в частности, были открыты отдельные военные статьи бюджета и т.д.

В последние два года армия занимает нейтральную позицию и официально не вмешивается в решение внутриполитических вопросов. В то же время ее роль в жизни пакистанского общества огромна: успешно проведенные в 2009г. антитеррористические операции в Северо-Западной пограничной провинции и территориях пуштунских племен; организация перемещения беженцев как из долины Сват в мае-июне и из агентства Южный Вазиристн в октябре 2009 г. (федеральные гражданские власти оказались неспособны к организации столь масштабных мероприятий); успешное взаимодействие армейского командования Пакистана с Международными силами содействия безопасности /МССБ в антитеррористической кампании Афганистане и т.д. значительно повысили роль армии в социально-политической жизни общества.

Фактически, как отмечают многие аналитики, существуют два полюса власти в стране – гражданский (президент и кабинет министров, судебная власть и т.д.) и второй – армия, которая выполняет основную роль во внутренней и внешней политике – стоит на страже национальных интересов, национального суверенитета, территориальной целостности и защищает общество от террористической угрозы. Армия имеет свой голос при решении «ядерного вопроса» и т.д.

Несмотря на жесткий режим бюджетных статей, заметными темпами растет и военная мощь Пакистана; в настоящее время страна расходует на оборону 4.2 миллиарда долларов, и сумма военных заказов продолжает расти.

Практически в канун начала крупномасштабных военных учений, 19 апреле 2010 г. вступила в действие 18-я поправка к Конституции Исламской Республики Пакистан, где в отношении армии упомянуто только несколько слов – «право назначения высших чинов армии перешло от президента к коалиционному кабинету министров». Это принципиальное отличие от прежней, 17-ой поправки, принятой 28 декабря 2003 г. в период правления генерала П.Мушаррафа.

Действующий начальник штаба сухопутных войск генерал Ашфаг Кияни, получил свой пост в конце ноября 2007 г. фактически из рук того же П.Мушаррафа, и в целом в настоящее время стремится удерживать вертикаль военного командования, которая была построена еще при прежнем генерале-президенте. Но наступит время естественной ротации военных кадров, и как, каким образом поведут себя «молодые» генералы право повышения которых по службе предоставлено гражданскому кабинету министров – неизвестно.

Сегодня, как отмечают многие политологи, отсутствуют объективные признаки роста влияния армии на внутриполитическую жизнь в Пакистане; но современная история страны, в частности, вооруженных сил была свидетелем поворотных моментов, исчисляющихся часами.

1. Pakistan Times, 19.04.10

2. The Frontier Post 06.04.10

3. Dawn 06.04.10

52.29MB | MySQL:103 | 0,544sec