Поставки США боевой авиационной техники ближневосточным заказчикам в 2023 году

Бесспорным лидером на международном рынке вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) являются Соединенные Штаты Америки (США), причем не подлежит сомнению, что лидерство США сохранится на всю обозримую перспективу. Более того, США сохраняют потенциал дальнейшего наращивания экспорта ВВСТ, в первую очередь за счет увеличения продаж дорогостоящих систем вооружений своим ближневосточным союзникам. В 2023 году оборонный экспорт США в страны Ближнего Востока продолжил оставаться одним из инструментов американской внешней политики.

К числу важных факторов, способствующих наращиванию американского экспорта ВВСТ на Ближний Восток, следует отнести технологическое превосходство США в аэрокосмической отрасли над ведущими в военном отношении станами. Такое положение дел позволило США в 2023 году оставаться на региональном рынке вооружений ведущим (и единственным) экспортером истребителей пятого поколения F-35, вертолетной техники и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных модификаций.

В 2023 году был продолжен экспорт американских истребителей F-15 ближневосточным заказчикам. Компания Boeing завершила производство 36 многофункциональных истребителей F-15QA (Qatar Advanced) для ВВС Катара. Как сообщает интернет-ресурс Scramble.nl, 23 мая самолет F-15QA «Эдвансд Игл» (также известен как F-15QA Ababil) с серийным номером FMS 17–0037 совершил свой первый контрольный полет в международном аэропорту Сент-Луис Ламберт (штат Миссури, США). Данный истребитель является одной из двух последних машин из первоначального заказа. Ожидается, что вскоре начнутся испытания и FMS 17–0038. До 2024 года Boeing создаст учебный центр для подготовки летного и технического персонала 51-й эскадрильи Ababil («Стая птиц») в составе 5-го авиакрыла ВВС Катара на авиабазе «Аль-Удейд». А также будет поставлять запасные части и предоставлять услуги материально-технической поддержки в Катаре после поставки самолетов.

В рассматриваемый период ближневосточные импортеры вооружений приобрели также и истребители F-16. Корпорация Lockheed Martin сообщила, что 10 марта 2023 года на ее предприятии в Гринвилле (штат Южная Каролина) ВВС Бахрейна был официально передан первый изготовленный для них истребитель F-16D Block 70 (американский военный номер 18-0011, бортовой номер «1611»), который стал первым самолетом F-16V (Viper, официально сохраняется обозначение вариантов F-16С и D) серии Block 70/72 новой постройки. Это ознаменовало начало поставок истребителей F-16 с завода в Гринвилле после переноса туда их производства с прежде выпускавшего их c 1977 года предприятия Lockheed Martin в Форт-Уорте (штат Техас), теперь полностью отданного под серийное производство истребителей F-35.

ВВС Бахрейна стали первыми заказчиками и получателями истребителей F-16V нового производства. В конце 2017 года Бахрейн подписал соглашение с США по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) о закупке 16 истребителей Lockheed Martin F-16V (10 одноместных F-16C и 6 двухместных F-16D) Block 70 новой постройки (c опционом еще на 3) и о модернизации в этот вариант 20 наличных истребителей Lockheed Martin F-16C/D (16 одноместных и 4 двухместных) Block 40 ВВС Бахрейна (из 22 полученных с 1990 по 2001 годы). Модификация F-16V (Viper) Block 70/72 оснащается новой бортовой РЛС Northrop Grumman AN/APG-83 Scalable Agile Beam Radar (SABR) с АФАР, новым комплексом радиоэлектронной борьбы Viper Shield, более мощным бортовым компьютером, обновленной кабиной с крупноформатными индикаторами, модернизированным двигателем, тепловизионной системой поиска и сопровождения, улучшенной аппаратурой передачи данных, высокоточной аппаратурой GPS-навигации и автоматической системой предотвращения столкновений с землей (GCAS). Самолет имеет возможности интеграции большинства видов американского современного авиационного вооружения и установки конформных топливных баков. Ресурс самолетов Block 70/72 составляет 12 тысяч часов, что вдвое больше, чем у предыдущих серий F-16. Различие между модификациями Block 70 и Block 72 заключается в оснащении двигателями серий, соответственно, Pratt & Whitney F100 и General Electric F110.

В 2023 году американский ВПК заключил ряд контрактов на продажу истребителей F-35. F-35 производятся компанией Lockheed Martin, это семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения. Самолеты разработаны в трех вариантах: наземный истребитель (F-35A) для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (F-35B) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель (F-35) для нужд ВМС США. Согласно данным Lockheed Martin, на 9 января 2023 года в мире в США и в девяти других странах эксплуатировались суммарно более 890 самолетов F-35.

Минобороны Израиля приобретет у США третью эскадрилью самолетов F-35, парк истребителей расширят таким образом до 75 самолетов. Израиль закупит 25 самолетов производства Lockheed Martin, стоимость сделки составляет около 3 млрд долл. (покупка истребителей финансируется американскими фондами помощи). В рамках первоначального соглашения между правительствами Lockheed Martin и производитель двигателей Pratt & Whitney обязались привлечь израильскую оборонную промышленность к производству компонентов самолетов. Израиль стал первой страной за пределами США, которая приобрела F-35.

В рассматриваемый период США продолжили оставаться страной, способной экспортировать максимально возможный спектр боевых вертолетов. Агентство Министерства обороны США по военному сотрудничеству направило Конгрессу США в марте 2023 года уведомление о планируемой продаже Бахрейну по линии FMS 24 боевых вертолетов Bell AH-1W SuperCobra, снятых с вооружения морской пехоты США. Общая стоимость предполагаемой поставки составит 350 млн долл., причем вооружение в поставку не входит. Вертолеты перед продажей должны пройти капитальный ремонт, генеральным подрядчиком по работам и поставке выступит их производитель – компания Bell (в составе корпорации Textron). Вертолеты AH-1W были поставлены морской пехоте США с 1986 по 1999 год в количестве 179 единиц и окончательно сняты с вооружения в 2020 году (с заменой на следующую модификацию этого семейства вертолетов AH-1Z). По всей видимости, Бахрейну предполагается поставить после ремонта списанные вертолеты AH-1W с хранения. В 2018 году Бахрейн заказал по линии упомянутой программы FMS 12 боевых вертолетов Bell АН-1Z новой постройки, которые были поставлены в 2022-м и в начале 2023 года, что сделало Бахрейн первым неамериканским эксплуатантом этой версии машины.

Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения США экспорта своих БПЛА союзникам (из-за опасения раскрытия военных технологий Россией, Ираном, Китаем и КНДР), в 2023 году достоверно известно о договоренности экспорта американских дронов в ОАЭ. Переговоры с ОАЭ о закупке американских беспилотных летательных аппаратов MQ-9B Sea Guardian находятся на продвинутой стадии. Около 10 лет американские оборонные кампании тесно сотрудничают с ВВС ОАЭ, в первую очередь в рамках программы MQ-1, и руководители ОАЭ проявляют интерес к приобретению некоторых других американских платформ. Однако для таких изделий, как БПЛА MQ-1 или MQ-9B, может потребоваться длительный процесс получения разрешения на экспорт.

MQ-1 могут собирать разведданные и выявлять угрозы, в то время как MQ-9B рекламируются как морские системы, обеспечивающие наблюдение и разведку. Учитывая значительный объем движения морских судов в территориальных водах ОАЭ, постоянная осведомленность о морской сфере имеет решающее значение для безопасности страны. Официальные представители General Atomic в 2023 году добились прогресса в интеграции своих БПЛА с системами спутниковой связи на низкой околоземной орбите, что может снизить эксплуатационные расходы и уменьшить аппаратную нагрузку.

Таким образом, политическое и военное руководство США продолжило уделять пристальное внимание поставкам авиационной боевой техники в страны региона в 2023 году. Зачастую авиационная техника продавалась из наличия войск или с хранения, что позволило организовать своевременное обновление авиационного парка ВВС США. Импортерами американских истребителей выступил основной союзник США на Ближнем Востоке – Израиль. Других ближневосточных заказчиков привлекала высокая степень стандартизации американской вертолетной техники. Экспорт американских БПЛА в регион был несколько затруднен угрозой их попадания в руки противников США, поэтому в открытых источниках информации встречаются лишь отрывочные сведения об экспорте американских БПЛА в страны региона.

55.72MB | MySQL:116 | 0,540sec