На фоне растущей угрозы прямого втягивания Ливана в палестино-израильский конфликт заметно ухудшаются прогнозы экономического и инвестиционного развития страны в 2024 году, вплоть до рисков наступления экономического коллапса и полного паралича социально-экономической системы.
В январе с. г. вслед за активизацией прямых ракетных и авиационных ударов Израиля по южным регионам Ливана, аналитики резко повысили ставки в пользу резкой политической дестабилизации в этой стране вследствие высокой вероятности начала широкомасштабной войны с вовлечением «Хизбаллы». Этот прогноз, разумеется, ведет к дальнейшему сокращению и без того низкой инвестиционной привлекательности ливанской экономики для внешних инвесторов и партнеров, включая финансовые институты.
Напомним, с 2011 года началось резкое замедление поступлений внешних инвестиций и финансовых потоков в Ливан, что привело в перспективе, особенно с началом сирийского гуманитарного кризиса и потока беженцев, к полному обрушению финансовой системы страны. В марте 2020 года в Ливане был объявлен технический дефолт в результате несостоятельности правительства выплачивать платежи по евробондам, а впоследствии в 2022 году в результате внутриполитического кризиса страна осталась без действующего президента и правительства, функции последнего сегодня координирует временный премьер-министр Наджиб Микати и его недоукомплектованный кабинет с весьма ограниченными полномочиями. Наконец, еще одним сильным ударом по финансовой системе страны стал уход в июле 2023 года со своего поста 73-летнего главы Центробанка Р.Саламе, который находился на этом посту более 30 лет и, по мнению аналитиков, являлся одним из ключевых политиков в национальной элите и едва ли не главным гарантом сохранения целостности финансовой системы страны, полный крах которой прогнозируется уже неоднократно начиная с 2019 года. Назначенный на его место первый заместитель В.Мансури пообещал воплотить в жизнь многие рекомендованные международными финансовыми институтами структурные реформы для оздоровления банковской системы страны, включая контроль за потоком капитала, финансовые ограничения на кредитование Центробанком различных бюджетных программ правительства, упорядочивание обменного курса местной валюты. В частности, Центробанк Ливана приступил к сворачиванию скандальной финансовой программы (охарактеризованной Всемирным банком как «финансовая пирамида», в рамках которой банки предлагали завышенную, не соответствующую реальным производственным показателям национальной экономики доходность по долларовым депозитам для спасения банковской системы, что привело в итоге к истощению резервов Центробанка.
На этом фоне, начавшееся с декабря 2023 года вовлчение Ливана в противостояние Израиля и ХАМАСа, пусть даже опосредованное, может оказать катастрофическое воздействие на национальную финансов-экономическую систему. Помимо войны, к числу главных рисков для ливанской экономики в 2024 году следует отнести такие как неспособность обеспечения реструктуризации внешнего долга и сохранение дефолтного статуса, блокирование любых институциональных реформ и внутренних коррупционных расследований, особенно в банковском и финансовом секторе, что полностью лишает Ливан доступа к международной финансовой помощи по линии МВФ и Всемирного банка, полное истощение валютных резервов, что приведет к падению импорта и дефициту важнейших товаров и массовой миграции населения, особенно квалифицированных кадров в востребованных отраслях экономики, что ставит под угрозу устойчивость и производительность национальной экономики. Понятно, что в случае реализации военного сценария со втягиванием ливанской «Хизбаллы» в войну против Израиля, все из вышеперечисленных сценариев рискуют реализоваться единовременно.
В то же время, существуют поводы для осторожного оптимизма. В частности, сохранение на посту временного премьер-министра Н.Микати, несмотря на его неспособность утвердить через парламент членов кабинета министров, позволяет гарантировать некий статус-кво во внутренней политике, по крайней мере до очередных парламентских выборов, запланированных на 2026 год. Это означает, в свою очередь, что внутриполитическая устойчивость поможет добиться некоторого прогресса в экономическом реформировании Ливана, с учетом разумеется, тех ограничений, которые имеются у временного премьер-министра и его команды, включая фактический запрет на проведение структурных, кардинальных реформ, на которые требуется получить «зеленый свет» от парламентских партий. Несмотря на то, что по итогам парламентских выборов 2022 года шиитская «Хизбалла» де-факто лишилась большинства в парламенте, она в союзе с рядом других политических сил по-прежнему в состоянии блокировать важные законодательные и реформенные инициативы, а также назначения на министерские посты. Тем не менее, дипломатические способности Микати лавировать между различными группами интересов пока что помогают ему остаться на этом посту и гарантировать медленное, но все же продвижение на пути экономических реформ. Некоторые успехи Микати подтверждаются и фактологией, в том числе среднесрочным прогнозом Всемирного банка по динамике основных макроэкономических показателей в стране на ближайшие годы. В частности, годовой уровень инфляции потребительских цен как следствие волатильности национальной валюты в стране за 2023 год удалось снизить с 270% до 212%, причем его уровень в 2024 году оценивается в пределах 100%. При этом, несмотря на отрицательный рост реального ВВП Ливана по итогам прошлого года (минус 2.6%), экономисты обещают его устойчивый рост с 2.1% в 2024 году до 4.3.-4.6% в 2027-2028 гг. Разумеется, такой прогноз строится на базовом сценарии внутриполитического развития Ливана, при котором несмотря на сохранения внутренних противоречий между разнородными этнорелигиозными общинами, стране удастся избежать вовлечения в полномасштабную войну в Газе, а также внутренних социальных протестов населения. Важнейшим фактором сохранения макроэкономической стабильности в Ливане и продвижения экономических реформ в 2024 году станет последовательная поддержка со стороны мировых финансовых институтов. С учетом геополитической важности Ливана, различные группы интересов, как западная коалиция (США, Франция), так и соседние страны (Саудовская Аравия, Иран) продолжат оказывать Ливану неизменную финансовую, экономическую, военную и иную поддержку. При этом, судя по заявлениям с обеих сторон, явного интереса в вовлечении Ливана в прямую вооруженную конфронтацию с Израилем не наблюдается ни у кого из крупных игроков на ливанском политическом поле. Однако такая позиция никак не гарантирует выделение этими странами существенных финансовых вливаний и инвестиций в ливанскую экономику для обеспечения ее стабильности и развития. Суннитские монархии залива не готовы на такое масштабное финансирование ввиду сохраняющегося фактора влияния «Хизбаллы», Франция и США могут пойти на такой шаг только в случае легитимизации в парламенте нового реформистского правительства Ливана, которое возьмет курс на либерализацию и приватизацию экономики и допустит в страну международный бизнес. Аналогично, большая часть выделенных Ливану по линии МВФ и Всемирного банка кредитов и взносов сегодня заморожена, включая в первую очередь согласованный в апреле 2022 года на 46 месяцев по линии МВФ пакет помощи в размере 3 млрд долларов США.
Ясно, что придется начинать сначала переговоры по параметрам и условиям выделения этого пакетного транша по линии МВФ, что может стать вполне реальным в случае выполнения правительством и Центральным банком Ливана ряда принципиальных условий. Новый временный глава Центробанка В.Мансури за первые месяцы управления (июль-декабрь 2023 г.) смог продемонстрировать определенный прогресс, особенно по реформированию системы валютного курса, рационализации расходов и повышения эффективности налоговой системы, контролю за капиталом и перестройки банковской системы за счет отмены неэффективных финансовых программ. Однако его дальнейшие, более структурные решения в финансово-банковской сфере пока ограничиваются мандатом и полномочиями, не позволяя двигаться дальше и закрепить тем самым доверие среди финансовых партнеров и инвесторов Ливана. Некоторые шансы, тем не менее, сохраняются, особенно если Ливану удастся все-таки укрепить внутреннюю стабильность в текущем году и договориться в ближайшие месяцы о формировании правительства и назначении нового президента. Но нужно понимать, что даже если реформы успешно продвинутся, масштабы финансовой помощи Ливану в сегодняшних реалиях будут несоизмеримо ниже обсуждаемого в 2011 году пакета помощи в размере 11 млрд долларов. Также очевидно, что несмотря на растущий оптимизм, риски политической обструкции и кризиса в Ливане под воздействием внешних факторов (ситуация в секторе Газа и т. д.) по-прежнему очень высоки.