О развитии военно-технического сотрудничества Турции и Нигерии в сфере боевой авиации

Командование ВВС Нигерии приняло первые 2 из 6 заказанных ударных вертолетов T-129 ATAK турецкой компании Turkish Aerospace Industries (TAI). Оставшиеся машины должны быть поставлены до начала второго квартала 2024 года. Как сообщает Defenceweb.co.za, согласно данным системы отслеживания полетов, самолет A-400M (21-0118) ВВС Турции прибыл в Нигерию 1 ноября 2023 года после вылета с предприятия TAI в Анкаре. Несколько дней спустя ВВС Нигерии подтвердили получение первых двух вертолетов Т-129, которые вскоре будут приняты на вооружение.

Начальник штаба ВВС Нигерии Хасан Абубакар заявил, что поставка является частью программы модернизации ВВС Нигерии. Он напомнил, что несколько недель назад ВМС Нигерии получили 2 дополнительных разведывательных самолета DA62. Маршал авиации вместе с министром обороны Мeхаммедом Бадару Абубакаром посетил Турцию 29 октября 2023 года, чтобы «способствовать скорейшей доставке вертолетов Т-129 ATAK, приобретенных для ВВС Нигерии». На фотографиях визита изображен первый вертолет с р. н. NAF500.

Министр обороны Нигерии также провел переговоры со своим турецким коллегой Яшаром Гюлером и посетил несколько турецких компаний, в том числе Turkish Aerospace Industries, MKE, Aselsan и Roketsan. В ходе визита министр призвал усилить взаимодействие турецких компаний с ВС Нигерии посредством передачи оборонных технологий.

Как сообщил журнал Scramble, вертолеты Т-129 ВВС Нигерии будут эксплуатироваться 115-й группой специальных операций, размещенной в Порт-Харкорте. Предполагается, что вторая пара Т-129 будет поставлена до конца 2023 года, а оставшиеся два – в первом квартале 2024 года. Командование ВВС Нигерии может разместить заказ на поставку 6 дополнительных Т-129.

Как сообщалось ранее, первые сообщения о планах ВВС Нигерии закупить 6 вертолетов T-129 ATAK появились в июле 2022 года. В ходе авиасалона Farnborough International Airshow 2022 генеральный директор компании TAI (Turkish Aerospace Industries) Темел Котил заявил, что вертолеты T-129 ближайшем будущем будут поставлены в Нигерию, не указав их количество. Ранее, 7 апреля 2023 года Т.Котил заявил, что помимо продажи шести T-129 для ВС Филиппин, у компании имеется заказ на поставку еще 6 вертолетов для неназванного африканского заказчика. Поставки 6 Т-129 на Филиппины начались в марте 2022 года. Пакистан также пытался приобрести 30 вертолетов, но сделка сорвалась после того, как США отказались одобрить экспорт установленных на них двигателей LHTEC CTS800.

Достоверно известно, что турецкие интересы в военно-технической сфере в Африке не ограничиваются только Нигерией. Турция начала активно осваивать африканское направление еще в 2011 году с открытием посольства в Сомали после гражданской войны, но развитие военно-технического сотрудничества началось на данном направлении совсем недавно. Объем экспорта продукции военной и аэрокосмической продукции в Африку вырос с 83 млн до 460 млн долл. за 2020-2021 гг. Популярность среди африканских заказчиков набирают и турецкие беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Покупателями БПЛА уже стали Джибути, Сомали, Мали, Того, Нигер, Нигерия и Эфиопия – все страны приобрели Bayraktar TB-2.

Турецкие военные эксперты считают, что рост популярности БПЛА может способствовать росту спроса и на другие виды вооружений, например, таких как оптико-локационная система производства Aselsan или малогабаритные боеприпасы с лазерной полуактивной головкой самонаведения, производимые Rokestan. Ими уже оснащались беспилотники в рамках военных действий в Нагорном Карабахе. Несмотря на внушительный список имеющихся и потенциальных потребителей, существенное препятствие к реализации текущих и будущих сделок представляют конфликтогенность Африки и проблема финансового обеспечения договоренностей.

С другой стороны, турецкие производители оружия сталкиваются с проблемами нехватки технологий. По-прежнему остро стоит вопрос разработки авиационных двигателей, современных датчиков и микрочипов, необходимых для передовых разработок, которые могли бы составить конкуренцию в динамично развивающейся отрасли. Иностранные санкции, послужившие толчком к развитию в 1970-е годы, все еще являются существенным ограничителем. Примером может послужить сделка с Пакистаном на приобретение 30 ударных вертолетов ATAK-T129 на 1,5 млрд долл.: будущее этих поставок остается туманным из-за отказа американских властей предоставить Анкаре экспортную лицензию на двигатель американского производства для вертолета. В январе 2022 года появились сообщения о том, что Исламабад принял решение расторгнуть сделку, однако официального подтверждения этому пока еще не было.

Таким образом, развитие оборонно-промышленного комплекса Турции находится на восходящем тренде. Однако, устойчивость турецкой оборонной промышленности во многом зависит от экспорта. Спрос на внутреннем оборонном рынке не настолько большой, чтобы поддерживать растущую промышленность, особенно во время экономического и финансового кризиса, который переживает Турция. В связи с этим, стоит ожидать, что продолжится рост экспортных поставок турецких вооружений и военной техники в Африку за счет ранее начатых проектов (2022-2023 гг.). Развитие сотрудничества с африканскими партнерами в более долгосрочной перспективе будет зависеть от успехов турецких производителей в расширении номенклатуры вооружений.

55.47MB | MySQL:108 | 0,655sec