Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 апреля – 2 мая 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с палестино-израильским переговорным процессом и событиями в Судане. Комиссия Лиги арабских государств по продвижению инициативы по урегулированию с Израилем на своем заседании 1 мая в Каире поддержала возобновление непрямых мирных переговоров между Палестинской нацио-нальной администрацией и Израилем. По данным Национальной избиратель-ной комиссии Судана победу на прошедших в стране 11-15 апреля всеобщих выборах одержал действующий президент республики О. аль-Башир и воз-главляемая им партия Национальный конгресс.

Решение в пользу возобновления непрямых (при посредничестве США) палестино-израильских мирных переговоров поддержали 11 из 13 стран, входящих в состав комиссии ЛАГ по продвижению инициативы по урегули-рованию с Израилем (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Йемен, Катар, Ма-рокко, Палестина, Саудовская Аравия, Судан, Тунис). Против выступили Ли-ван и Сирия. Резко негативно отнеслось к возобновлению переговоров руко-водство радикального палестинского движения ХАМАС.

В документе комиссии ЛАГ говорится, что решение принято, «несмот-ря на отсутствие веры в серьезность намерений Израиля» вести конструктив-ные переговоры, но это сделано «во имя достижения мира». Принятая в Каи-ре резолюция определяет временные рамки будущих переговоров – четыре месяца. Этот срок может быть пролонгирован в случае, если в ходе диалога наметятся конкретные положительные подвижки.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху приветствовал решение Лиги арабских государств, заявив, что его страна готова «возобновить переговоры в любое время и в любом месте, но без предварительных условий». По ин-формации СМИ, Израиль, в обмен на возобновление переговоров через аме-риканских посредников пообещал палестинцам временно ограничить посе-ленческое строительство в спорных восточных районах Иерусалима, хотя публично израильские руководители это не подтвердили.

По словам госсекретаря США Х. Клинтон, палестино-израильские пе-реговоры при американском посредничестве могут возобновиться уже в ближайшее время. Для содействия переговорному процессу в регион прибу-дет спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл.

В целом, учитывая глубокие различия в позициях сторон по основным, принципиальным проблемам урегулирования конфликта (статус Иерусалима, проблема палестинских беженцев, многочисленные и сложные пограничные вопросы и др.) предстоящие переговоры вряд ли приведут к каким-либо кон-кретным позитивным результатам, по крайней мере, в ближайшее время.

27 апреля Национальная избирательная комиссия Судана официально объявила результаты прошедших в стране всеобщих выборов, в которых приняли участие около 60 проц избирателей. Нынешний президент респуб-лики О. аль-Башир был переизбран на свой пост. За его кандидатуру прого-лосовали 68,24 проц избирателей, принявших участие в голосовании (свыше 6,9 млн человек). Президентом южного автономного региона избран лидер правящего там Суданского народно-освободительного движения (СНОД) С. Киир, получивший 92,9 проц голосов. Правящая на севере Судана партия Национальный конгресс победила на выборах 15 губернаторов провинций, включая Западный, Северный и Южный Дарфур. На Юге 11 губернаторских кресел получили представители СНОД. Выборы губернатора не состоялись в провинции Южный Кордофан, расположенной между Севером и Югом Су-дана, т. к. политическая ситуация в этом регионе остается очень сложной. На контроль над Южным Кордофаном претендуют как северяне, так и южане. Миссия ООН в Судане заявила, что «избирательный процесс был мирным, организованным, в нем приняло участие большое количество избирателей». Спецпредставитель президента США по Судану С. Грейшен считает, что вы-боры в Судане были сфальсифицированы, но Соединенные Штаты признают их результаты, ради достижения независимости на юге Судана и предотвра-щения новой войны».

По заявлению руководства Национального конгресса, новое суданское правительство будет сформировано в конце мая – начале июня после инаугу-рации президента О. аль-Башира. Причем «это будет кабинет министров для реализации предвыборной программы аль-Башира». Поэтому в него войдут представители правящей партии или те, кто поддерживает президентскую программу. Что касается политических сил, которые не поддерживают О. аль-Башира, то они «не станут частью нового правительства, чтобы в нем не возникало ссор». Со своей стороны, оппозиционные партии и движения отка-зываются признавать результаты выборов, обвиняя власти в «нечестной иг-ре», многочисленных подтасовках и т. п. С соответствующими заявлениями выступили Юнионистско-демократическая партия, Народный конгресс, дру-гие партии. Крупнейшая повстанческая группировка Дарфура – Движение за справедливость и равенство, отказавшись признать итоги голосования, тем не менее, считает необходимым «реально смотреть на вещи и продолжит пе-реговоры с новым правительством, чтобы добиться решения по конфликту в Дарфуре».

Тем временем президент Судана О. аль-Башир совершил 27 апреля свою первую после выборов зарубежную поездку, посетив Египет, где провел переговоры с президентом АРЕ Х. Мубараком. В Каире О. аль-Башир подтвердил, что его правительство будет «придерживаться предусмотренного Всеобщим мирным соглашением (2005 г.- авт.) графика проведения рефе-рендума о независимости Юга».

По информации СМИ, боевые корабли, самолеты и вертолеты ВС США, находящиеся в зоне Персидского залива, получили распоряжение не открывать огонь по иранским целям вплоть до особого распоряжения из Вашингтона. Этот приказ связывают с недавним инцидентом, когда иранский самолет-разведчик «Фоккер» F-27 в течение примерно 20 минут совершал облет находившегося в Оманском заливе американского авианосца «Д. Эй-зенхауэр».

По данным недавнего доклада Пентагона, лишь примерно четверть «ключевых районов» Афганистана поддерживает правительство президента страны Х. Карзая, в то время как в большинстве провинций к центральной власти относятся либо нейтрально, либо поддерживают повстанцев из дви-жения «Талибан». По мнению авторов доклада, правительство Х. Карзая не пользуется доверием населения по причине коррупции и неэффективности его работы. Также отмечается рост уровня насилия в Афганистане за последние несколько лет, хотя при этом утверждается об улучшении ситуации в сфере безопасности в целом по стране.

Правительство Афганистана заявляет, что крупнейшая войсковая опе-рация в южной провинции Кандагар с участием сил западной коалиции и на-циональной армии, которая должна быть проведена в летние месяцы, не нач-нется до тех пор, пока не будет получена гарантия обеспечения безопасности мирных жителей, а также не будет достигнуто доверительное отношение ме-стного населения к этой операции. На минувшей неделе провинцию Кандагар посетил глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус, проверивший ход подготовки войск союзников к предстоящим боевым действиям.

Американское командование намерено в ближайшее время перебросить 5 тыс. солдат и 70 боевых вертолетов на север Афганистана в районы ответственности германского бундесвера. Считается, что американские во-енные будут более жестко, чем немцы проводить боевые операции, в т. ч. для того, чтобы обезопасить маршрут, по которому осуществляется снабжение сил западных союзников из Узбекистана. Решение о направлении войск США было принято после значительного ухудшения ситуации в северных провинциях Афганистана.

Главы правительств Пакистана и Индии Ю. Р. Гилани и М. Сингх провели 29 апреля первую за девять месяцев встречу, которая состоялась в Бутане. По ее итогам стороны договорились предпринять шаги, способст-вующие началу пакистано-индийского политического диалога, который пер-воначально будет поддерживаться через министров иностранных дел. В ходе встречи премьер-министр Индии М. Сингх выразил опасение в связи с дея-тельностью экстремистов на территории своей страны, получив заверение Ю. Р. Гилани, что Пакистан примет «необходимые меры в борьбе с террориз-мом». Глава пакистанского правительства также пообещал наказать органи-заторов террористического нападения на индийский город Мумбай в ноябре 2008 г.

На прошедшей неделе египетский суд приговорил к лишению свободы на срок от 6 до 25 лет 26 человек по обвинению в подготовке террористиче-ских актов на территории АРЕ и в незаконных связях с ливанской радикаль-ной шиитской группировкой «Хизбалла». Среди осужденных — граждане Ли-вана, Египта, Судана и палестинских территорий. Все они были арестованы в 2008-2009 гг. по подозрению в подготовке терактов на Суэцком канале и в туристических зонах Египта. Также им вменялось в вину участие в заговоре, шпионаж в пользу иностранной организации и незаконное хранение взрыв-чатых веществ. Лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла ранее признал, что некоторые из арестованных действительно являлись членами возглавляемой им ор-ганизации, однако отрицал, что они совершали противозаконные действия. Приговор египетского суда Х. Насрулла назвал «политически мотивирован-ным и несправедливым», заявив о готовности прибегнуть к «любым полити-ческим и дипломатическим средствам» для освобождения осужденных.

Госсекретарь США Х. Клинтон 29 апреля подвергла резкой критике действия правительства Сирии, которое, по ее словам, увеличивает объемы и без того значительных военных поставок ливанской «Хизбалле» Х. Клинтон считает, что эти поставки, особенно ракет повышенной дальности, создают угрозу безопасности Израиля и дестабилизируют ситуацию в регионе. Однако при этом глава американской дипломатии поддержала решение админист-рации президента Б. Обамы направить после пятилетнего перерыва посла США в Дамаск, чтобы президент САР Б. Асад «мог бы напрямую слышать наше мнение и имел четкое представление о возможных последствиях своих действий». Сирия в ответ вновь отвергла все американские обвинения, заявив, что причиной дестабилизации обстановки в регионе являются военные поставки Соединенных Штатов Израилю. Тем временем, по сообщениям ли-ванских СМИ, на прошедшей неделе американские специалисты из подве-домственной госдепартаменту США Программы помощи в борьбе с терро-ризмом (Antiterrorism Assistance programme) посетила ливанско-сирийскую границу в районе Маснаа в восточной части долины Бекаа с целью проверки информации о поставках сирийских ракет «Хизбалле».

Ливийский лидер М. Каддафи считает, что на сегодняшний день между его страной и США сложились «замечательные отношения», а имевший место период противостояния «канул в лету». М. Каддафи охарактеризовал избрание Б. Обамы президентом США как прорыв, способствовавший «ради-кальным преобразованиям» в двусторонних отношениях. В то же время ли-вийский лидер призвал американскую администрацию «встать на сторону угнетаемого народа Палестины», т. к. нынешняя позиция США по палестин-скому вопросу «является причиной ненависти к Соединенным Штатам», а Вашингтон не преуспел в арабском мире именно «благодаря своей безуслов-ной поддержке Израиля». М. Каддафи также обратился с призывом к США разрушить «израильский ядерный арсенал, потому что он представляет угро-зу миру» в ближневосточном регионе.

На северо-западе Йемена в провинции Саада продолжают иметь место перестрелки и спорадические боестолкновения между правительственными силами безопасности и шиитскими боевиками. Кроме того, власти обвинили боевиков в новых похищениях людей, в т. ч. военнослужащих.

1 мая в столице Сомали Могадишо в результате двух взрывов в мечети погибли 39 и получили ранения до 70 человек. Сообщается, что пострадав-шие – это преимущественно руководители и члены радикальной исламист-ской группировки «Аш-Шабаб».

Приложение

 

 

О мароккано-французских отношениях

 

 

Отношения между Марокко и Францией традиционно носят характер стратегического партнерства в военно-политической сфере, отличаются прочными связями в области экономики и культуры. Немаловажным обстоя-тельством, влияющим на отношения между двумя странами, является и по-стоянное присутствие во Франции многочисленной – порядка 900 тыс. чело-век – колонии выходцев из Марокко. Марокканские правящие круги воспри-нимают Францию в качестве гаранта безопасности и стабильности королев-ства. Активным сторонником дальнейшего сближения с Францией является король Марокко Мохаммед VI.

Вместе с тем, следует отметить, что, твердо придерживаясь курса на укрепление привилегированных отношений с Францией, Марокко не пред-полагает делать это в ущерб своим отношениям с другим важным военно-политическим партнером – США.

Мароккано-французские отношения заметно упрочились после прихода к власти во Франции в 2007 г. правоцентристских сил во главе с президентом Н. Саркози. Это обусловлено тем, что марокканский политический ис-теблишмент имеет давние, широкие и устойчивые связи с французскими правыми, которые, в свою очередь, всегда поддерживали правящую в коро-левстве династию Алауитов.

В данной связи следует отметить официальные визиты в Марокко пре-зидента Франции Н. Саркози (октябрь 2007 г.) и главы французского прави-тельства Ф. Фийона (июнь 2008 г.), в ходе которых стороны смогли догово-риться о значительном расширении сотрудничества в экономической, военно-технической и политической сферах, констатировав «полное совпадение» взглядов двух государств по различным международным проблемам.

Очень большое значение для Марокко имеет неизменная поддержка Францией позиции королевства по важнейшей для него политической про-блеме Западной Сахары. Париж позитивно оценивает предложения Рабата о предоставлении региону самой широкой автономии в составе марокканского государства. Франция считает эти предложения «разумными» и «заслужи-вающими доверия», потому что они могут стать «важным шагом в сторону урегулирования спора», что, однако, категорически отвергается Фронтом ПОЛИСАРИО, выступающим за полную независимость Западной Сахары, и поддерживающим этот Фронт Алжиром. Французская дипломатия в Совете Безопасности ООН блокирует принятие решений по западносахарской про-блеме, идущих вразрез с позицией Марокко. В Париже подчеркивают, что «будут продолжать работу в направлении политического решения» вокруг Западной Сахары, «поддерживая любую инициативу, которая в состоянии продвинуть урегулирование» застарелого конфликта. Кроме того, во многом благодаря содействию Франции Марокко в октябре 2008 г. получило «особый – расширенный статус» в Евросоюзе, что было сделано впервые в истории этой организации. Данный статус является промежуточным между ассо-циированным и полноправным членством в Европейском союзе (соглашение об ассоциированном членстве между Марокко и ЕС было подписано в 1996 г.).

Марокко, в отличие от соседнего Алжира, поддержало инициативу французского президента Н. Саркози о создании «Союза для Средиземномо-рья». В Рабате заявляют о готовности всячески способствовать продвижению этого проекта с тем, чтобы «уменьшить разницу в развитии двух берегов Средиземноморья», а также создать «мост» между Европой и Африкой юж-нее Сахары.

Высокопоставленные представители французского руководства на официальном уровне неоднократно давали высокую оценку реформам, кото-рые стали проводиться в Марокко в период правления короля Мохаммеда VI. Вместе с тем, в Париже периодически негативно высказываются по вопросам нарушения прав человека в королевстве.

В условиях жесткой международной конкуренции за рынки стран Се-веро-Западной Африки Франция всячески стремится сохранить позиции пер-вого торгового партнера и первого инвестора Марокко. В докризисный 2007 г. объем франко-марокканской торговли составил 6,5 млрд евро.

В 2007 г. во время визита в Рабат президента Франции Н. Саркози сто-роны подписали контракты на общую сумму в 3 млрд евро. Наиболее круп-ным из них (2 млрд евро) предусматривает строительство скоростной желез-ной дороги между Танжером и Касабланкой. Франция уже выделила Марокко кредит в 75 млн евро на подготовку проектно-технической документации, необходимой для подготовки прокладки этой трассы.

Вместе с тем, французская сторона настойчиво высказывает пожелание марокканскому руководству провести реформу налоговой системы королев-ства, а также «более справедливо разрешать конфликты, которые происходят между различными участниками экономического взаимодействия в Марок-ко». За подобного рода высказываниями просматривается недовольство французского бизнеса тем, что в любых экономических коллизиях между французскими и местными предпринимателями на территории королевства действует только одно правило — марокканец всегда прав.

Франция оказывает Марокко большую помощь в деле подготовки на-циональных кадров, особенно для сферы экономики. Активно развивается сотрудничество в области туризма. В частности, французские фирмы строят в Марокко современные отели.

Марокко и Франция поддерживают связи в деле мирного использования атомной энергии. В 2008 г. стороны подписали декларацию о намерениях относительно сотрудничества в этой сфере. Одним из крупных проектов в данной области может стать французское участие в строительстве АЭС в районе города Сафи на юго-западе Марокко. Хотя здесь имеются и сильные конкуренты в лице американских и российских компаний.

Давние и прочные контакты поддерживаются между спецслужбами Марокко и Франции. В настоящее время они активно сотрудничают в вопро-сах борьбы с терроризмом.

Одним из основных направлений мароккано-французского сотрудниче-ства является партнерство в военной и военно-технической сфере, имеющее прочную основу. Франция является вторым по значимости (после США) во-енным партнером королевства.

Между двумя государствами заключено несколько соглашений о со-трудничестве в военной области, в т. ч. межправительственное соглашение в области обороны. Проводятся совместные учения вооруженных сил двух го-сударств. Французские специалисты работают в сухопутных войсках и ВМС Марокко. Часть подразделений марокканских сухопутных войск периодиче-ски проходит подготовку на французской территории. В марокканских воен-ных училищах и академии многие дисциплины преподают французские спе-циалисты. Кроме того, французские офицеры находятся при Академии гене-рального штаба в качестве советников. Часть офицерского состава королев-ской армии готовится во французских военно-учебных заведениях.

Франция уверенно сохраняет за собой позиции одного из ведущих по-ставщиков современного вооружения и военной техники для марокканских ВС. Так, французское правительство намерено продать Марокко многоцеле-вой фрегат типа FREMM стоимостью 500 млн евро. Этот боевой корабль считается одним из самых «продвинутых» проектов западноевропейского кораблестроения. В то же время Марокко в 2007 г. отказалось от приобрете-ния 20 новейших французских тактических истребителей «Рафаль», подписав контракт на закупку в США 24 истребителей F-16C/D Блок 52+. Изучается возможность закупки во Франции бронетанковой техники.

Таким образом, как Марокко, так и Франция заинтересованы в укреп-лении и устойчивом развитии двусторонних отношений в различных облас-тях.

52.26MB | MySQL:103 | 0,435sec