Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2010 года)

В апреле 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. Отсутствие явного победителя на прошедших в марте с. г. пар-ламентских выборах в условиях острого противоборства между ведущими политическими силами страны привело к дальнейшему обострению соперни-чества между ними, что не позволяет приступить к формированию нового правительства, ведет к усилению внутриполитической напряженности. Ухудшилось и положение дел в сфере безопасности. Сложность, неопреде-ленность перспектив развития внутренней ситуации ограничивает внешнепо-литическую активность иракского руководства.

По оценке главы Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерала Д. Петрэуса, прогресс, достигнутый в Ираке, является «неравномерным», а «ситуация остается хрупкой и обратимой». При этом «возврат к насилию все еще является вариантом для тех, кто ранее сложил оружие».

В апреле 2010 года положение дел в сфере безопасности в Ираке про-должало оставаться сложным, а в некоторых районах – напряженным. По информации иракских правительственных органов, в минувшем месяце число погибших от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения заметно возросло, составив 274 человека (в марте – 216 человек). Число раненых также значительно увеличилось, составив 731 человек (в мар-те – 419 человек). Кроме того, в апреле было убито 48 боевиков и террори-стов (в феврале – 57).

Иракские власти и американское командование сообщили в апреле о значительном успехе, достигнутом ими в борьбе с терроризмом — ликвидации в ходе совместной спецоперации в провинции Салах-эд-Дин в центре страны двух ключевых лидеров местного филиала «Аль-Каиды» — А. А. аль-Масри и А. О. аль-Багдади, а также некоторых руководителей террористов более низ-кого уровня. По мнению американских военных, в прошлом иракская «Аль-Каида» быстро находила замену уничтоженным лидерам такого уровня, но сейчас в условиях сокращения численности и возможностей группировки сделать это будет сложнее. Вместе с тем, американцы полагают, что, несмот-ря на понесенные потери, все же не следует приуменьшать возможности экс-тремистов планировать и наносить серьезные удары. К тому же иракская «Аль-Каида» по-прежнему отличается умением оперативно приспосабли-ваться к меняющейся обстановке. Также отмечается улучшение работы тер-рористов по сбору предварительной информации об объектах предстоящих нападений.

В апреле на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Хали-дия, Эль-Юсифия, Рамади, Баакуба, Хит, Эль-Фаллуджа, Эль-Махмудия, Эль-Мусаийб, Эт-Тармия, Джалаула, Кайяра, Карма, Хамам-эль-Алилиь, Ра-ва, Эт-Таджи, Хувейджа, Эль-Хадита, Эль-Каим и в ряде других мест.

Нестабильной, напряженной остается ситуация в Багдаде. Именно в столице в апреле был совершен целый ряд наиболее крупных терактов, в ре-зультате которых погибли свыше 100 человек, а ранения получили около 400 человек. Объектами нападений террористов стали посольства Германии, Египта и Ирана, шиитские мечети, жилые дома. Власти традиционно обви-нили в произошедшем местный филиал «Аль-Каиды» и сторонников С. Ху-сейна. В то же время «Аль-Каида» взяла на себя ответственность лишь за часть совершенных взрывов и нападений. Наряду с крупными акциями в сто-лице регулярно совершались небольшие теракты и вооруженные нападения. Обстрелам вновь подвергалась т. н. «зеленая зона» в центре города, где рас-положены многие важнейшие государственные учреждения и иностранные дипломатические представительства.

Повышенная напряженность сохраняется в северных районах Ирака в местах совместного проживания арабского и курдского населения. Так, сложной остается ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В апреле недалеко от Мосула был подорван экспортный нефтепровод Киркук – Джейхан (Турция).

Напряженная обстановка сохраняется в Киркуке. В этом городе не пре-кращается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами.

В апреле иракская армия и полиция (17 тыс. военнослужащих и 22 тыс. полицейских) провели операцию против террористов и боевиков в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада.

Теракты и вооруженные нападения продолжают регулярно совершаться в западной провинции Анбар. В этом регионе в апреле военные и полиция (26 тыс. человек) провели операцию против террористов и боевиков в районе городов Рамади, Эль-Фаллуджа, Хит, Эль-Хадита, Эль-Каим.

Ситуация на юге Ирака в апреле оставалась относительно спокойной. Тем не менее, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные дей-ствия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Хилла, Эз-Зубайр и некоторых других местах.

В апреле ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в це-лом оставалась стабильной. В прошедшем месяце иранская артиллерия об-стреляла боевиков курдской сепаратистской группировки на иракской терри-тории.

Многие теракты и вооруженные нападения, совершенные в Ираке в минувшем месяце, представляли собой целенаправленные акции против представителей шиитской или арабской суннитской общины. Эти действия преследовали цель обострить отношения между приверженцами двух ветвей ислама, а в конечном итоге вновь резко дестабилизировать обстановку в стране. Среди иракского населения растет опасение, что совершенные в ап-реле в Багдаде и других местах кровавые теракты могут привести к новой вспышке межконфессионального насилия. В то же время власти отвергли предложение радикального шиитского лидера М. ас-Садра о создании бригад помощи иракской армии и полиции, чтобы «защитить свои святыни, моля-щихся, свои дома и города». По словам представителя МВД, «силы безопас-ности Ирака не испытывают дефицита в людях». Вместе с тем, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призвал активнее использовать в борьбе с усиливающимся терроризмом возможности суннитских формирований «Сах-ва» или «Сынов Ирака». В первую очередь, речь идет об их возможностях проникать в суннитские террористические сети.

Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, военнослужащих прави-тельственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрыв-чаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учрежде-ний. Отметим также, что преобладающее число террористов являются моло-дыми людьми.

К подготовке и осуществлению терактов часто привлекаются дети и подростки, в т. ч. дети-смертники. Так, в терактах 6 апреля в багдадском ди-пломатическом квартале участвовали дети-смертники из специально создан-ной террористами организации «Туюр аль-джанна» («Райские птицы»). Кан-дидатов в эту организацию подбирают, как правило, из числа сирот, которых воспитывают в семьях членов «Аль-Каиды», обучают основам военного дела, сбору информации и наблюдению за действиями военных и полиции. Кроме того, существует специальная организация по вербовке и подготовке женщин-смертниц. К подготовке и осуществлению терактов экстремисты привлекают также людей со слабым умственным развитием и используют животных.

Иракские СМИ сообщили в апреле о предотвращении силами безопас-ности Ирака попытки местной «Аль-Каиды» осуществить два теракта, угнав самолеты из аэропортов Багдада и Эн-Наджафа с целью последующего нане-сения удара по шиитским религиозным святыням.

Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.

Продолжают иметь место нападения на административные здания, по-лицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политиче-ских партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты.

Американское командование в апреле сообщило о конфискации до че-тырех миллионов фальшивых долларов на территории Ирака. Причем основ-ная масса поддельных стодолларовых купюр была отпечатана с использова-нием сложного оборудования и с большим трудом поддается распознаванию. Американцы уверены, что операция по распространению в Ираке фальшивых долларов была организована с помощью Ирана.

В апреле существенных изменений в численности иракских вооружен-ных сил и МВД не произошло. По состоянию на 1 мая 2010 года в силовых структурах страны числилось около 680 тыс. человек.

В апреле 2010 года потери иракских военных и полицейских заметно снизились. Так, по данным официальной правительственной статистике, в прошедшем месяце местные силовики при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 54 человека, в т. ч. 15 военнослужащих и 39 полицейских (в марте — 141 человека, в т. ч. 101 военнослужащего и 50 полицейский). Число раненых составило 186 человек, в т. ч. 53 военнослужащих и 133 полицейских (в марте – 280 человек, в т. ч. 160 военнослужащих и 120 полицейских).

Серия крупных терактов, совершенных экстремистами в апреле, в оче-редной раз продемонстрировала слабость иракских сил безопасности. В этой связи зарубежные эксперты говорят о «нескольких фатальных ошибках», до-пущенных иракскими властями в деле строительства служб безопасности и армии. Первая из них заключается в увольнении со службы опытных офице-ров только по причине их прежней работы в органах безопасности саддамов-ского режима. Этот шаг привел к «сильному ослаблению» системы безопас-ности в стране, т. к. новые люди, пришедшие в спецслужбы и военное ведом-ство, не имеют ни компетентности, ни опыта. Второй ошибкой называется «партийный подход» к комплектованию сил безопасности и армии со стороны премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, который, к тому же, не имея ни соответствующего опыта, ни специальных знаний, зачастую вмешивается в оперативные вопросы руководства действиями МВД и вооруженных сил. Третья ошибка заключается в наличии в Ираке сразу девяти служб безопас-ности и разведки, каждая из которых контролируется различными политиче-скими группировками и работает по собственному усмотрению. В итоге же правительство не имеет в своем распоряжении полностью лояльных ему сил безопасности и «без ответа остаются вопросы: Кому верны вооруженные си-лы и полиция? Лояльны ли они главе правительства, конституции или кому-то еще?» В то же время, как уже говорилось, экстремисты и террористы об-ладают хорошо поставленной разведкой, что позволяет им успешно планиро-вать, готовить и осуществлять свои акции, в т. ч. в центральной части Багда-да.

По-прежнему имеется очень большое число недостатков в службах обеспечения, снабжения, управленческих структурах армии и МВД. Крайне слаб сержантский корпус в обоих ведомствах. Американские военные, в це-лом высоко оценивая боевые качества иракского солдата, крайне негативно отзываются о верхних эшелонах руководства вооруженными силами.

Власти США и Ирака объявили о новой программе содействия разви-тию иракской полиции. Ее реализация начнется в октябре 2010 года. С этой целью США направят в Ирак 350 советников, «многие из которых прежде работали в полиции на различных уровнях». Советники будут размещены в Багдаде, Басре и Эрбиле, курсируя по стране в составе мобильных бригад, консультируя иракских полицейских по вопросам «стратегического планиро-вания», управления, бюджета, развитию навыков по проведению расследова-ний, борьбе с коррупцией.

В апреле были опубликованы сообщения о существовании в Багдаде тайной тюрьмы, в которой на протяжении нескольких месяцев незаконно со-держались несколько сотен узников, преимущественно арабов-суннитов, за-держанных в ходе проведения облав в Мосуле и провинции Найнава. Боль-шинство заключенных содержались в тюрьме без ордеров на арест или предъявления каких-либо официальных обвинений. Все они регулярно под-вергались пыткам. Глава правительства Н. аль-Малики заявил, что он не был осведомлен о подобного рода нарушениях. Однако его оппоненты считают, что это неправда, т. к. тюрьма контролировалась специальным военным под-разделением, которое подчинено непосредственно премьер-министру. Факт существования незаконной тюрьмы стал известен благодаря деятельности правозащитников, к которым обратились люди, искавшие своих пропавших родственников и знакомых. Власти были вынуждены заявить о закрытии тюрьмы. Из 431 ее узника 100 человек вышли на свободу, 20 человек отправ-лены обратно в Мосул, а остальные переданы в тюрьмы, находящиеся в рас-поряжении министерства юстиции. 29 апреля в Мосуле прошла демонстра-ция, участники которой потребовали незамедлительного освобождения всех незаконно арестованных лиц.

В апреле 2010 года крупных изменений в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке не произошло. По состоянию на 1 мая 2010 года на иракской территории находилось около 95 тыс. американских военнослужащих в составе 14 бригадных тактических групп.

В апреле 2010 года в Ираке погибли 7 американских военнослужащих, в т. ч. боевые потери – 3 человека, (в марте – 7 человек, в т. ч. боевые потери – 3 человека). Число раненых в апреле составило около 50 человек (в марте — около 40 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 30 апреля 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми 4641 человек и ранеными около 32000 человек. Кроме то-го, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно заявил, что к 1 сентября 2010 года американцы выведут из страны 45 тыс. военнослужа-щих. Вывод войск осуществляется в соответствии с ранее принятым графи-ков, изменять который у командования пока нет оснований. По словам гене-рала, после 1 сентября войска США в Ираке будут заниматься тем же, чем они занимаются в настоящее время, но только меньшими силами. Американ-цы продолжат оказывать помощь правительству Ирака в подготовке армии и сил безопасности, будут обеспечивать их деятельность, а в случае необходи-мости будут принимать участие в совместных с иракцами боевых операциях. Также американские военные продолжат оказание помощи американским гражданским специалистам («командам реконструкции»), работающим в провинциях. Генерал Р. Одьерно полагает, что если правительство Ирака по-желает продлить срок пребывания ВС США в стране, то этот вопрос можно будет обсудить с учетом американских интересов.

Интенсивность деятельности авиации США в Ираке в апреле немного снизилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты еже-дневно совершали от 18 до 53 вылетов (в марте — от 32 до 60 вылетов) для поддержки действий наземных сил и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. Боевая авиация (преимущественно так-тические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррори-стическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха распо-ложение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и бое-припасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий американской авиацией в Ираке являются демонстрации силы над неспокойными районами страны, в первую очередь, над городами. Авиация США также регулярно привлекается к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интере-сах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным обра-зом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Продолжается процесс передачи американских военных баз и объектов иракской армии и полиции. Так, 3 апреля иракцам передали базу патрульных сил в районе Басры, а 17 апреля – военную базу «Феникс» в «зеленой зоне» Багдада. На этой базе Миссия НАТО в течение последних шести лет осуще-ствляла переподготовку иракских офицеров. Кроме того, здесь проводились сборы офицеров иракской полиции. Сейчас база стала частью Университета национальной обороны иракских вооруженных сил,

По состоянию на середину апреля, американские военные в рамках плана вывода войск вывезли из Ирака свыше 35 проц оборудования и мате-риалов, подлежащих вывозу (всего более 2,8 млн ед. различных предметов и оборудования). Для этого потребовалось 88 тыс. контейнеров. Кроме того, военные вывезли свыше 11 тыс. единиц подвижной техники – гусеничных и колесных машин, трайлеров. Общая стоимость перемещенных грузов и мате-риалов составила 1,28 млрд долларов. Причем примерно половина грузов пе-реправлена из Ирака в Афганистан. Частично грузы возвращаются в США, продаются иностранным армиям или списываются.

Вооруженные силы США распродают имущество и снаряжение, нахо-дящееся на закрываемых военных базах в Ираке: подержанные автомобили, электрогенераторы, подъемные краны, электробытовые приборы, строймате-риалы, военные «бытовки» и др. Распродажа происходит под контролем иракских властей и с одобрения местных религиозных авторитетов, которые не считают американские товары запрещенными для мусульман, поскольку они используются для решения проблем населения, понесшего большой урон от военных действий.

Таким образом, в Ираке в апреле 2010 года ситуация в сфере обеспече-ния безопасности стала более сложной и напряженной. В минувшем месяце отмечалась повышенная активность террористов. Значительно возросло чис-ло жертв их действий.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в апреле 2010 года характе-ризовалась острой борьбой между ведущими политическими силами страны по вопросам формирования нового правительства.

Отсутствие явного победителя на прошедших 7 марта парламентских выборах вылилось в жесткую, бескомпромиссную схватку за власть. По этой причине стороны не смогли достичь какой-либо договоренности, а состояв-шиеся в апреле встречи и консультации между представителями различных политических блоков и партий по вопросам создания коалиционного прави-тельства завершились безрезультатно. Не привели к каким-либо подвижкам в этом деле и консультации ряда видных иракских политиков в Иране и Сау-довской Аравии. Так, Тегеран посетили представители коалиции «Аль-Иракийя» и некоторых шиитских партий, а в Эр-Рияде побывали президент Ирака Дж. Талабани (курд), глава курдской автономии М. Барзани, лидер шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) и один из руководите-лей религиозно-политического блока Иракский национальный альянс А. аль-Хаким. В Тегеране и Эр-Рияде иракским политикам заявили о необходимости сформировать в стране коалиционное правительство с участием всех ос-новных политических и религиозных сил. В то же время премьер-министр Н. аль-Малики обвинил соседние государства (не назвав их конкретно) во вме-шательстве во внутренние дела Ирака и попытках повлиять на политическую ситуацию в стране после парламентских выборов.

Неопределенность в вопросе о формировании нового правительства не-гативно сказывается на политической атмосфере в стране и ситуации в сфере безопасности. Усиливается напряженность в отношениях между суннитами и шиитами. Причем сунниты видят в действиях шиитских политиков явное стремление ущемить их политические интересы.

Занявшая второе место на выборах коалиция «Государство закона» (89 из 325 мест) и ее лидер нынешний премьер-министр Ирака Н. аль-Малики всячески стремятся остаться у власти. Для этого они прилагают усилия по дискредитации своих политических оппонентов из завоевавшего наибольшее число депутатских кресел (91) блока «Аль-Иракийя» во главе с бывшим гла-вой правительства А. Алауи. В борьбе за власть и депутатские мандаты сто-ронники Н. аль-Малики предпринимают действия, направленные на развал коалиций своих политических противников. Причем наиболее активно и за-частую успешно используется вопрос о связях соперников с правившей при С. Хусейне партии Баас. Так, 26 апреля по этой причине Независимая аппе-ляционная комиссия Ирака аннулировала голоса, поданные на выборах 7 марта за 52 кандидатов, в т. ч. двух победивших в ходе голосования. Боль-шинство из них – сунниты и сторонники коалиции «Аль-Иракийя». В ответ приверженцы А. Алауи опротестовали это решение в судебном порядке.

Активно используя административный ресурс, Н. аль-Малики добился решения о ручном пересчете голосов (2,5 млн) в Багдаде, который начался 3 мая. Напомним, что от столичного избирательного округа в нижнюю палату парламента избрано 70 из 325 депутатов, а возможные изменения в результа-те пересчета голосов могут существенным образом изменить расклад сил в парламенте.

Блок «Аль-Иракийя» в случае продолжения проволочек с окончатель-ным официальным объявлением итогов парламентских выборов заявил о на-мерении потребовать проведения повторного голосования под полным кон-тролем со стороны ООН.

2-3 апреля сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра провели во всех провинциях страны, за исключением Иракского Курдистана, голосование по возможной кандидатуре главы нового иракского правитель-ства. Сообщалось, что в голосовании приняли участие около 1,43 млн чело-век. Первое место (24 проц голосов) получил И. аль-Джафари, шиитский по-литик, занимавший пост премьер-министра Ирака с апреля 2005 года по май 2006 года. Н аль-Малики занял четвертое место с 10 проц голосов, а А. Алауи – пятое (9 проц). «Референдум» сторонников М. ас-Садра не имеет никакой юридической силы, но таким путем радикальные исламисты пытались продемонстрировать свою политическую значимость.

По словам руководителя ВИСИ А. аль-Хакима, у него лично «нет воз-ражений против кандидатуры аль-Малики или Алауи», однако, «исходя из объективных соображений, во главе коалиционного правительства должна стать новая политическая фигура», вопрос о которой «остается открытым».

Тем временем иракские баасисты, эмигрировавшие в Сирию, провели 29 апреля в Дамаске свое первое публичное собрание, на котом присутство-вало от 300 до 500 человек. Участники собрания осудили действия багдад-ских властей и выразили солидарность с однопартийцами, находящимися в Ираке.

Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в соци-альной сфере страны.

Экспорт сырой нефти из Ирака в марте 2010 года принес государствен-ной казне 4,351 млрд долларов. И это, несмотря на его количественное уменьшение на 11 проц – до 1,84 млн баррелей в сутки. Однако сокращение объемов экспорта было компенсировано ростом цен на нефть на мировых рынках. На сегодняшний день три четверти иракского нефтяного экспорта приходится на южный маршрут – через Басру и терминал Хор-эль-Амия, а четверть – на северный нефтепровод Киркук – Джейхан.

Иракское правительство в апреле утвердило решение о создании чет-вертой государственной компании по добыче нефти – Midland Oil Company, что, как считают власти, позволит разгрузить три уже действующие компании — North Oil Company, South Oil Company, Maysan Oil Company, которые в настоящее время контролируют примерно 10 крупных нефтяных проектов совместно с зарубежными партнерами.

Правительство Ирака приняло решение в 2011 году сократить на поло-вину номенклатуру продуктов в ежемесячно с 1995 года выдаваемых населе-нию продовольственных пайках. Это решение мотивируется тем, что пайки «обременяют» государственный бюджет. В пайке, выдаваемому одному лицу, останутся: мука (9 кг), рис (3 кг), сахар (2 кг), растительное масло (1,25 кг или 1 л), молоко (порошок, 250 г). В то же время будут исключены чай (250 г), фасоль или бобы (250 г), детское молоко (1,8 кг), мыло (250 г), моющее средство (500 г) и томатная паста (500 г). Правительственное решение уже вызывало резкое недовольство среди населения.

В плачевном состоянии находится зданий большинство больниц, поли-клиник и других медицинских учреждений страны, основная масса которых была построена еще в 1970-е годы. Кроме того, в большей части медучреж-дениях отсутствует современное оборудование и техника, не хватает меди-каментов.

По оценке иракских и зарубежных специалистов Ирак этим летом ожи-дает очень сложный сельскохозяйственный сезон, что связано нехваткой водных ресурсов – падением уровня вод рек Тигр и Евфрат. Кроме того, не-гативно на состояние аграрного сектора сказывается многолетне недофинан-сирование, развал инфраструктуры, сложности с обеспечением безопасности в стране.

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в апреле 2010 года осложнилась, что связано с обострением борьбы за власть между веду-щими политическими силами страны и сохраняющейся неопределенностью с формированием нового иракского правительства.

В апреле 2010 года внешнеполитическая деятельность иракского ру-ководства не отличалась высокой активностью.

Зарубежные эксперты отмечают в последнее время возрастающее влияние Ирана и Саудовской Аравии на события, происходящие в Ираке, при одновременном снижении влияния США. При этом Тегеран и Эр-Рияд «видят в Ираке важное игровое поле своего соперничества за региональное влияние и престиж».

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари, вступая на состоявшейся в апреле в Тегеране международной конференции по мирному использованию атомной энергии, заявил, что его страна отвергает любые нападки на иран-скую ядерную программу и поддерживает право ИРИ на мирное развитие ядерной энергетики.

Американская администрация все более опасается усиления напряжен-ности и нестабильности в Ираке в связи с затягиванием вопроса о создании нового правительства страны, что, в конечном итоге, может негативно отра-зиться на планах вывода ВС США из Ирака и создать Вашингтону новые «крупные проблемы» в этой стране.

Госсекретарь США Х. Клинтон в апреле неоднократно предлагала иракским политикам преодолеть имеющиеся между ними разногласия и при-ступить к формированию нового коалиционного правительства. При этом Х. Клинтон утверждала, что администрация президента США Б. Обамы не под-держивает каких-то иракских кандидатов или политические партии, а лишь желает «долгосрочного партнерства с Ираком, как «со стабильным, суверен-ным и уверенным в себе» государством.

Таким образом, в апреле 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. Активизировали свою деятельность экстремист-ские террористические группировки, совершившие в минувшем месяце ряд крупных акций, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Уси-лению напряженности в сфере безопасности и общему ухудшению политиче-ского положения в стране способствует затягивание вопроса о формировании нового правительства Ирака. Причем каких-либо конкретных подвижек в этом деле не отмечается.

52.23MB | MySQL:103 | 0,397sec