Подавляющее большинство апрельских событий в Судане было так или иначе связано с прошедшими в этой стране всеобщими выборами. Первоначально планировалось, что они должны были пройти в период с 11 по 13 апреля.
С первых дней апреля стало понятно, что наиболее весомые фигуры из стана оппозиции приняли решение отказаться от участия в президентских выборах, предопределив таким образом заранее победу на них президента Омара аль-Башира. «Отказники» заранее заявили, что бесполезно участвовать в выборах, поскольку их результаты будут фальсифицированы таким образом, как это нужно властям.
Как заявил 1 апреля самый известный из их числа, представитель правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения /СНОД/ Ясир Арман, он сделал этот жест по двум причинам. «Во-первых, побывав в ходе предвыборной кампании в Дарфуре, я понял, что в этом регионе невозможно провести голосование по причине действующего там режима чрезвычайного положения, — сообщил он. — Во-вторых, уже сейчас совершены такие действия в ходе подготовки к выборам, которые неизбежно приведут к подтасовкам итогов голосования». По оценке Армана, «президент Аль-Башир превратился в бремя как для Судана, так и для его собственной партии». «Он руководит Суданом уже больше 20 лет. Этого более чем достаточно», — заметил он. Одновременно СНОД объявило об отказе участвовать в парламентских выборах и выборах в местные органы власти в Дарфуре.
3 апреля избирательная комиссия заявила, что несмотря на требования оппозиции перенести выборы на ноябрь, они состоятся в запланированные сроки. К этому времени несколько оппозиционных партий уже объявили об их намерении в том или ином виде бойкотировать выборы. Это были, в частности, «Аль-Умма» и Юнионистско-демократическая партия /ЮДП/, занявшие соответственно первое и второе места на последних по времени парламентских выборах в 1986 году. К ним присоединилась Компартия Судана. Все они являются участниками Национального консенсуса /НК/ — альянса оппозиционных партий.
Следует отметить, что партии оппозиции, прежде чем принять такое решение, предлагали властям несколько альтернативных вариантов. В частности, «Аль-Умма» 2 апреля предложила от имени оппозиции компромисс, больше напоминавший ультиматум. Властям предлагалось в 4-дневный срок выполнить восемь условий, в том числе провести демократические реформы. Было заявлено, что только выполнение этих условий позволит оппозиции принять участие в выборах. Понятно, что оппозиция заведомо прекрасно понимала невыполнимость этих требований.
6 апреля СНОД расширила зону бойкота выборов на Северный Судан, за исключением штатов Южный Кордофан и Голубой Нил. «Изучив ситуацию в регионе, мы, отделение СНОД в Северном Судане, приняли решение бойкотировать выборы в 13-ти штатах из 15-ти», — заявил генеральный секретарь СНОД Паган Амум.
За несколько дней до выборов наблюдательная миссия Евросоюза приняла решение вывести свой персонал из Дарфура, поскольку он не мог выполнить в этом регионе свою задачу.
8 апреля окончательно определилась партия «АльУмма». Она объявила о намерении бойкотировать все без исключения выборы. Что касается ЮДП, то она, напротив, приняла решение все-таки участвовать во всех выборах.
На выборах президента Судана баллотировались 8 человек. Боровшийся за переизбрание 66-летний президент Омар аль-Башир представлял правящую партию Национальный конгресс /ПНК/ и заранее считался фаворитом выборов. Кадровый военный, он пришел к власти в результате поддержанного исламистами госпереворота в 1989г. Его правление совпало с гражданской войной между Севером и Югом /1983 — 2005гг./, а также возникновением в 2003г. конфликта в Дарфуре. Аль-Башир стал первым в мире главой государства, в отношении которого Международный уголовный суд выписал ордер на арест.
50-летний Хатим ас-Сир представлял ЮДП, которая оказалась единственной среди оппозиционных партий, принявшей в конечном счете решение не бойкотировать президентские выборы. Ас-Сир является официальным представителем ЮДП. Ранее он эмигрировал из Судана после военного переворота и вернулся в страну в 2006г. ЮДП является политическим крылом суфийского братства «Аль-Хатмия», которое пользуется влиянием на востоке и севере Судана.
56-летний Абдалла Денг Ниал представлял исламистскую партию Суданский народный конгресс /СНК/. Мусульманин, выходец из Южного Судана. По профессии — преподаватель арабского языка. В период правления Аль-Башира занимал ряд министерских постов. В 1999г. вместе с Хасаном ат-Тураби основал СНК.
65-летний Абдельазиз Халед представлял левый Суданский национальный альянс. В свое время занимал высокий пост в суданской армии. В середине 90-х годов прошлого столетия руководил вооруженным выступлением населения на востоке Судана.
66-летняя Фатима Абдельмахмуд представляла левый Суданский социалистический и демократический союз. Она стала первой женщиной, попытавшейся баллотироваться на пост президента Судана. В эпоху правления Джаафара Нимейри в 1973г. стала первой женщиной в Судане, получившей министерский пост.
49-летний Мунир Шейх ад-Дин представлял левую партию Новые демократические силы. Его представляют как бывшего солдата, затем долгое время работавшего в Иордании.
Независимый кандидат Камиль Идрис — карьерный дипломат, одно время возглавлял Всемирную организацию по интеллектуальной собственности. Также в качестве независимого кандидата выступал 60-летний Махмуд Ахмед Джуха Мохаммед.
Для победы в первом туре необходимо было набрать 50 проц. голосов плюс один голос. Если этого бы не произошло, второй тур планировалось провести 10 — 11 мая. Однако большинство наблюдателей заранее сходилось во мнении, что победа Аль-Башира в первом туре предопределена.
На выборах главы полуавтономного Южного Судана баллотировались два человека. Первый из них и неоспоримый фаворит выборов — президент Южного Судана, вице-президент Судана, представитель СНОД 59-летний Сальва Киир. Военный по образованию, католик по вероисповеданию, он стоял у истоков создания СНОД, начавшего в 1983г. вооруженную борьбу против центрального правительства. После трагической гибели в вертолетной катастрофе лидера СНОД Джона Гаранга Киир возглавил южан. Считается ярым сторонником независимости Южного Судана. Выходец из племени динка, самого многочисленного среди племен Южного Судана.
Единственным соперником Киира был представитель СНОД — Демократические изменения 60-летний Лам Аколь Аваджин. После подписания в 2005г. Всеобъемлющего мирного соглашения одно время возглавлял МИД Судана. Выходец из племени шиллук, третьего по численности среди племен Южного Судана.
В Южном Судане выборы рассматривались как генеральная репетиция референдума о независимости, который должен состояться в январе 2011 года. Аль-Башир заранее предупредил южан и СНОД, что он может блокировать проведение референдума в случае, если СНОД решит бойкотировать выборы наравне с другими партиями оппозиции.
Выборы в Судане еще до начала голосования были признаны одними из самых сложных в мире как по процедуре, так и в связи с общей ситуацией в стране. Жители 15-ти штатов Северного Судана должны были проголосовать за президента, напрямую выбрать их депутатов в Национальную ассамблею /парламент/, губернаторов штатов и депутатов местных органов власти. По отдельным спискам избирались в парламент и местные органы власти женщины /25 проц./ и представители политических партий /15 проц./. Таким образом, каждому северянину необходимо было заполнить 8 избирательных бюллетеней.
Еще более сложный выбор предстояло сделать жителям 10-ти штатов Южного Судана. Там к 8-ми избирательным бюллетеням, таким же, как и на Севере, добавлялись еще четыре: по выборам президента Южного Судана, депутатов парламента Южного Судана, по выборам депутатов парламента Южного Судана по спискам женщин и представителей политических партий. И это при том, что Судан занимает одно из первых мест в мире по числу неграмотных, которые составляют свыше 70 проц. от общей численности населения страны!
В начавшихся 11 апреля выборах имели право участвовать примерно 16 млн избирателей — именно столько суданцев из 40-миллионного населения вписали свои имена в списки избирателей за предыдущие 5 месяцев. В стране были открыты 10750 избирательных бюро. Таким образом, каждый суданец теоретически имел всего одну минуту для голосования.
Уже в первый день выборов СНОД потребовало продлить голосование. «Мы зафиксировали ряд нарушений избирательного законодательства. Сегодняшний день потерян. Мы направили жалобу в избирательную комиссию, в которой потребовали продлить голосование на 3 — 7 дней», — заявил Самсон Квайе. Он возглавлял избирательный штаб Сальвы Киира — руководителя СНОД и главы полуавтономного Южного Судана. Среди нарушений Квайе назвал задержки с открытием избирательных участков, наличие ошибок в списках избирателей, существование ложных избирательных участков, где исчезли направленные туда избирательные бюллетени.
Наличие ряда «технических» проблем признала и избирательная комиссия. Поскольку подавляющее большинство избирателей было неграмотно, в избирательных бюллетенях рядом с именем каждого претендента в президенты был размещен его логотип. Как признала избирательная комиссия, в штате Белый Нил при изготовлении бюллетеней перепутали имена кандидатов и их логотипы, из-за чего потребовалось прекратить голосование и срочно напечатать новые бюллетени. В итоге было принято решение продлить голосование до 15 апреля включительно.
Миссии наблюдателей по разному оценили итоги выборов в Судане. Как утверждали ангажированные наблюдатели из миссий Африканского Союза и Лиги арабских государств /ЛАГ/, они были «свободными» и «показательными». В то же время представитель миссии ЛАГ, в составе которой было 50 наблюдателей, был вынужден признать, что они не соответствовали международным нормам. Со своей стороны миссии Евросоюза /130 наблюдателей/ и американского Фонда Картера /70 наблюдателей/ однозначно указали на несоответствие проведенных выборов международно принятым нормам. Несмотря на такое заключение, сам Джимми Картер признал, что «значительная часть мирового сообщества согласится с результатами выборов», поскольку они открывают перспективу «демократической трансформации» суданского общества.
Белый Дом констатировал, что в ходе выборов произошли «серьезные нарушения». Он выразил сожаление, что многие проблемы не были решены до голосования. По его оценке, «выборы в Судане не соответствовали международно принятым нормам». Одновременно было вновь заявлено о стремлении США «работать вместе с мировым сообществом над реализацией положений Всеобъемлющего мирного соглашения» с тем, чтобы организовать референдум /о самоопределении Южного Судана/ в начале 2011 года.
15 апреля, в связи с предопределенностью результатов выборов, помощник президента Аль-Башира Нафи Али Нафи предупредил оппозицию против попыток организовать массовые выступления с целью свержения существующего режима. Одновременно советник президента Гази Салахеддин высказался за включение в состав нового кабинета представителей партий, бойкотировавших выборы. Фактически тем самым он сделал им предложение признать результаты голосования.
Тогда же стало в очередной раз очевидным, для чего Аль-Баширу нужна была только победа на президентских выборах. Как утверждал Нафи Али Нафи, победа Аль-Башира станет доказательством того, что суданцы отвергают обвинения МУС, выдвинутые против президента страны. Следующий шаг, по его мнению, сделают Китай, Индия, а также африканские страны, которые «используют различные способы оказания давления с тем, чтобы отменить мандат МУС об аресте Аль-Башира.
17 апреля две оппозиционные партии, которые не бойкотировали выборы, осудили злоупотребления при их проведении и объявили, что не признают их результатов. Речь идет об исламистском СНК и ЮДП.
23 апреля избирательная комиссия начала публикацию первых итогов выборов. Один из главных результатов — СНОД сохранило за свои представителем Табаном Денгом ключевой пост губернатора в богатом нефтью штате Юните. В свою очередь пропрезидентская партия Национальный конгресс /ПНК/ победила на выборах губернаторов в штатах Северный Дарфур и Западный Дарфур.
26 апреля было объявлено о победе на президентских выборах Омара аль-Башира. За него проголосовали 68 проц. из 10 млн суданцев, принявших участие в голосовании. Свой пост также сохранил президент Южного Судана Сальва Киир. Он получил 92,9 проц. голосов.
Как заявил бывший соперник Аль-Башира Ясир Арман, несмотря на переизбрание, президент Судана «проиграл выборы». Арман отказался от участия в выборах уже после того, как были напечатаны избирательные бюллетени. Несмотря на это, он получил 2,1 млн голосов /21,69 проц./ и формально занял второе место. «В списках избирательной комиссии значились 16 млн избирателей. Аль-Башир получил 6 млн голосов, причем достаточно спорным путем. Это означает, что 10 млн суданцев не хотят видеть его президентом», — заявил Арман. Результаты выборов были отвергнуты оппозицией, равно как наиболее сильным из числа действующих в Дарфуре повстанческим Движением за справедливость и равенство.
28 апреля Нафи Али Нафи объявил, что вопреки сделанным ранее заявлениям будущее правительства Судана «не будет коалиционным». В него войдут лишь те, кто «разделяет идеи президента Омара аль-Башира». По его прогнозам, новое правительство будет сформировано в конце мая — начале июня.
Из событий, не касающихся выборов, следует отметить состоявшуюся 2 апреля в Хартуме встречу между делегациями правительства Чада и чадских повстанцев из альянса Союз сил сопротивления /ССС/. Понятно, что такая встреча была бы невозможной без согласия Судана, который, судя по всему, решил сыграть роль посредника. Такая позиция Хартума, судя по всему, стала следствием осознания им того, что урегулирование ситуации в Дарфуре невозможно без решения проблем, существующих между Нджаменой и ССС. Целью встречи в Хартуме было подготовить переговоры между правительством Чада и повстанцами. В состав делегации Чада входили, в частности, национальный медиатор Абдерахман Муса и министр внутренних дел и общественной безопасности Ахмат Махамат Башир. С октября 2007г. президент Чада Идрис Деби отказывался от переговоров с повстанцами до тех пор, пока они не сложат оружие.
13 апреля впервые после 7-летнего перерыва была открыта граница между Чадом и Суданом, что стало возможно после подписания в январе с.г. соглашения между двумя странами о нормализации отношений.
23 апреля развернулись боевые действия на границе Южного Судана и провинции Дарфур между южносуданскими военными и формированиями арабских кочевников из Дарфура. По имеющимся данным, в ходе ожесточенного боя среди арабских кочевников погибли по меньшей мере 55 человек, до 100 получили ранения. Сразу же в месту боестолкновения, находившемуся в районе населенных пунктов Раджа, Авейл и Вау, стали стягиваться подкрепления южносуданских военных и формтирований арабского племени резейгат. По версии южносуданских военных, их позиции атаковали не племенные формирования резейгат, а подразделения регулярной суданской армии. Как заявил для АФП представитель Судансклй народно-освободительной армии Куол Дейм Куол, «рота из 120 солдат СНОА была атакована хорошо вооруженными людьми, одетыми в форму суданской армии». Со своей стороны представитель суданской армии опроверг причастность войск Хартума к пограничному инциденту.
В целом, прошедшие в Судане выборы не решили ни одной из проблем, стоящих перед этой страной. Самая главная из них — сохранится или нет единство страны. С учетом показателей Сальвы Киира на выборах нет сомнений в том, каким будет результат референдума в случае, если он состоится. У Хартума, впрочем, остается свобода для маневра, поскольку до сих пор нет ясности, кто составит избирательный корпус нового плебисцита.
Этого же опасается и Я.Арман, со значительным отрывом победивший Аль-Башира на юге страны /последний набрал меньше 10 проц. голосов/. «Я опасаюсь, что ПНК в ближайшие месяцы попытается замедлить реализацию положений Всеобъемлющего мирного соглашения, используя технические вопросы. Это — очень опасно!!, — предупредил он.
В любом случае, несмотря на очевидное несоответствие прошедших выборов международным нормам, правительства других стран продолжат взаимодействовать с Хартумом и даже с Аль-Баширом, в отношении которого остается в силе решение МУС об его аресте.