1 декабря Совбез ООН полностью снял эмбарго на поставки оружия, действовавшего в отношении федерального правительства Сомали. В то же время он сохранил действие аналогичного эмбарго в отношении движения «Аш-Шабаб». Полное эмбарго на поставки оружия в Сомали было введено в 1992 г. Позднее оно было значительно смягчено в части, касающейся федерального правительства. При этом поставки оружия Могадишо должны были получить одобрение Комитета по санкциям ООН, который был вправе не допустить поставки тяжелых вооружений.
Резолюция об отмене эмбарго на поставки оружия федеральному правительству Сомали была принята единогласно. Она отменила последние ограничения на поставки оружия для правительства Сомали.
Вторая резолюция вновь наложила эмбарго на поставки оружия движению «Аш-Шабаб» и «другим акторам», целью которых является «подрыв мира и безопасности в Сомали».
«Мы приветствуем принятие двух резолюций», — заявил представитель Сомали при ООН Абукар Дахир Осман. Напомним, что правительство Сомали неоднократно требовало полностью снять эмбарго на поставки ему оружия. «Полное снятие эмбарго позволяет нам противостоять вызовам в вопросах безопасности, создаваемым, в частности, движением «Аш-Шабаб», — отметил посол, заметив, что это решение позволит усилить возможности сомалийских сил безопасности для «адекватной защиты наших граждан и нашей нации».
Напомним, что наступление, которое начали правительственные силы в августе 2022 г. против джихадистов в центральной части страны, после определенных успехов столкнулось с проблемами. Похоже, в связи с этим Сомали запросил в сентябре 2023 г., чтобы вторая фаза вывода сил Африканского союза Atmis была отложена на три месяца.
7 декабря глава самопровозглашенного полуавтономного региона Пунтленд Саид Абдуллахи Дени заявил, что парламентские выборы в регионе будут непрямыми, и не будут организованы по принципу «один человек – один голос», как на остальной территории Сомали. Он выразил сожаление с этим. Богатый нефтью Пунтленд — бывший центр морского пиратства – объявил о своей автономии в 1998 г. У него сложились достаточно напряженные отношения с федеральным правительством в Могадишо.
По словам главы Пунтленда, 66 депутатов парламента должны были быть назначены 8 января кланами региона. Затем они должны были избрать президента этого образования. «Я опечален этим решением, принятым ради будущего Пунтленда», — утверждал он. Тем не менее это решение приветствовал президент Сомали Хасан Шейх Махамуд, согласно которому это изменение способа голосования «укрепляет развитие и политическую стабильность Пунтленда в частности, и Сомали – в целом».
Ранее, в мае, в Сомали были организованы «исторические» выборы в местные органы власти, в ходе которых впервые за более чем 50 лет было проведено прямое голосование. Тогда же было подписано соглашение между федеральным правительством и штатами о том, что в стране будет реализован принцип прямого голосования начиная с 2024 г.
9 декабря турецкие СМИ сообщили, что сын президента Сомали Мохаммед Хасан Шейх Махамуд, обвиненный в Турции в непредумышленном убийстве в Стамбуле, предпочел сбежать из страны и теперь стал объектом международного мандата на арест. Дело, в котором столкнулись интересы мэра Стамбула Экрема Имамоглу и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вызвало много эмоций, поскольку подозреваемый в ходе следствия был освобожден без дальнейшего полицейского надзора и по быстрому покинул страну. По данным полицейского расследования, сын президента Сомали, находясь за рулем автомобиля, сбил курьера, передвигавшегося на мотоцикле. От полученных увечий он скончался 6 дней спустя в больнице. 8 декабря против водителя автомашины был выписан международный мандат на арест. По словам адвоката курьера, экспертиза, базирующаяся на данных камер видеонаблюдения, показала, что водитель автомобиля был на 100% виноват в данном происшествии.
Напомним, что Турция поддерживает тесные связи с Сомали в сферах строительства, образования, здравоохранения и военного сотрудничества.
13 декабря МВФ сообщил, что Сомали будет бенефициаром плана по сокращению его задолженности на 4,5 млрд долларов перед международными заимодавцами. Льготы Могадишо получит, в частности, по уменьшению выплат по обслуживанию долга. По словам президента Сомали Хасана Шейха Махамуда, этим процессом занимались три администрации страны в последние 10 лет. В частности, МВФ сократит обслуживание долга на 343,2 млн долларов, другие финансовые институты – на более чем 570 млн долларов, участники Парижского клуба – на 3 млрд долларов.
Уже 19 декабря МВФ объявил о выделении Сомали кредита в 100 млн долларов сроком на три года с немедленным выделением 40 млн долларов для пополнения бюджета.
22 декабря министр информации, культуры и туризма Сомали Дауд Авейс сообщил об уничтожении видного полевого командира движения «Аш-Шабаб» Маалима Аймана, считавшегося ответственным за атаку в 2020 г. на американо-кенийскую военную базу на востоке Кении. США ранее оценили его «голову» в 10 млн долларов. «Подтверждено, что М.Айман уничтожен в ходе совместной операции сомалийской армии и американских сил 17 декабря», — сказал министр. По его словам, М.Айман «был ответственным за планирование нескольких смертоносных террористических атак в Сомали и соседних странах».
Со своей стороны Африканское командование Пентагона сообщило об уничтожении авиационным ударом боевика движения «Аш-Шабаб». Удар наносился «в координации с федеральным правительством Сомали» 17 декабря в районе Джилиб на юге Сомали. При этом не приводились другие детали удара.
Согласно Вашингтону, М.Айман был полевым командиром формирования «Аш-Шабаб» под названием «Джейш Айман». Он считается организатором атаки 5 января 2020г. на американо-кенийскую военную базу «Камп Симба» на берегу залива Манда близ туристического острова Ламу на востоке Кении. Тогда в ходе атаки погибли 3 американца. По американским данным, формирование «Джейш Айман» было создано специально для террористических атак в Кении.
В целом, полное снятие эмбарго на поставки оружия федеральному правительству Сомали на фоне постепенного вывода из страны сил Atmis должно положительно повлиять на ситуацию в стране. Главное теперь, чтобы часть этого оружия не оказалась у движения «Аш-Шабаб».