О трансформации афганской системы образования при режиме талибов

После прихода к власти в Афганистане движение «Талибан» (запрещено в РФ) стало назначать своих членов министрами и главами государственных учреждений. Это решение вызвало широкую критику среди населения страны, которое обвинило талибов в найме неквалифицированных и необразованных кадров на ключевые посты в своем правительстве. В качестве ответа на эту критику руководство движения объявило 20 января, что будет предоставлять выпускникам медресе или исламских семинарий эквивалент аттестатов средней школы и университетских степеней. Афганские ученые и преподаватели считают, что тем самым «Талибан» пытается проложить путь своим членам и сторонникам к доминированию в правительственных структурах. В министерстве образования заявили, что ученики медресе, окончившие шесть лет обучения, получат эквивалент аттестатов средней школы. Ученикам, окончившим восьмилетнее образование, будет присвоена степень бакалавра, а тем, кто получил 11-летнее религиозное образование, после прохождения тестирования будет присвоена степень магистра. Этот шаг, вероятно, приведет к тому, что десятки тысяч выпускников медресе получат формальную квалификацию, которая ограничивается религиозными предметами, преимущественно исламским правом и законами шариата. «Талибан» заявил, что в настоящее время проводит экзамены по всему Афганистану. Ожидается, что по их результатам около 50 000 студентов медресе получат новые дипломы и степени. С тех пор как движение вернулось к власти в 2021 году, тысячи государственных служащих, работавших на поддерживаемое Западом афганское правительство, продолжили получать зарплату от правительства талибов, но были вынуждены подписать соглашения о том, что они будут неукоснительно соблюдать законы шариата или пройдут тестирование на знание исламских законов. Сейчас в правительстве «Талибана» доминируют священнослужители, которым не хватает практического управленческого опыта и экспертных знаний, что, по мнению аналитиков, усугубляет и без того тяжелый экономический кризис в стране. При предыдущем афганском правительстве медресе часто носили характер неформальных учреждений и предлагали религиозное образование детям, в основном из бедных общин. Однако после прихода к власти руководство талибов пересмотрело систему образования в Афганистане. Множество светских школ, государственных университетов и центров профессиональной подготовки были трансформированы в исламские семинарии, что привело к резкому увеличению числа медресе в стране. Правительство движения «Талибан» также пообещало изменить национальную учебную программу и построить обширную сеть медресе во всех 34 провинциях страны. Согласно неофициальной информации, также планируется открыть отдельную категорию специальных медресе, образование в которых будет сфокусировано на джихаде и защите режима «Талибана». Между тем, сотни университетских профессоров и школьных учителей были уволены со своих должностей или покинули страну, а девочкам-подросткам и женщинам закрыли доступ к образованию. Афганские преподаватели считают, что «Талибан» стремится искоренить все формы современного светского образования, которые процветали в Афганистане в период Республики. В апреле 2022 года Нурулла Мунир, глава Министерства образования «Талибана», заявил о намерении открыть до 10 новых медресе в каждом районе страны, объяснив это тем, что «религиозные науки должны и дальше преподаваться афганскому обществу», и призвал школьным учителям развивать «исламскую веру» у своих учеников. После прихода к власти талибов в Афганистане было открыто 15 000 медресе и в эти религиозные школы было набрано не менее 100 000 учителей. По данным заместителя министра образования «Талибана», в августе 2023 года число учеников, обучающихся в медресе по всей стране, составляло 339 950 человек, в их числе 95 662 девушки. По словам представителя министерства образования талибов Мансора Ахмада, образование девушек в государственных медресе не ограничено по возрасту. Напротив, они должны быть записаны в классы, соответствующие их возрасту. Однако глава Миссии ООН по содействию Афганистану Роза Отунбаева выразила обеспокоенность по поводу неясности того, что представляют собой современные медресе талибов, существует ли в них стандартизированная учебная программа, допускающая современные предметы, и сколько девочек могут учиться в школах. Размышления о жизнеспособности медресе как замены современному образованию не просто удивительны – данная тенденция глубоко тревожит. Для управления современными государственными учреждениями необходима современная образовательная база, которую медресе не в состоянии обеспечить. Такой образовательный подход не позволяет дать ни женщинам, ни мужчинам навыки, необходимые для активного участия в экономике. По сути, такая трансформация среднего и высшего образования в Афганистане представляет серьезную угрозу прогрессу и развитию. В течение прошлого года «Талибан» неустанно пытался воплотить то, что его руководство называет «системой исламского образования» в Афганистане. Если нынешняя ситуация сохранится, школы и университеты, построенные при поддержке международного сообщества за последние два десятилетия, будут преобразованы в религиозные медресе, что повлечет за собой идеологическую обработку и радикализацию учеников. К сожалению, при таком сценарии новые поколения афганцев будут воспитаны на основе радикальной интерпретации ислама. Другими словами, они станут глубоко радикализированными потенциальными экстремистами. С момента своего прихода к власти талибы не проявляли никаких признаков терпимости даже к минимальной академической свободе в учебных заведениях Афганистана. Скорее, они создавали атмосферу страха и террора, в которой учителям и профессорам не остается другого выбора, кроме как уволиться или вовсе покинуть страну. Большое количество афганских учебных заведений, включая частные школы и центры обучения, уже закрыты. Таким образом, действия «Талибана» поставили национальную систему образования на грань коллапса.

55.69MB | MySQL:116 | 0,540sec