О текущей ситуации с безопасностью на Красном море

по материалам  Института Хадсона, США

Заместитель командующего Центральным командованием США (CENTCOM) вице-адмирал Брэд Купер подтвердил, что военнослужащие Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) теперь находятся на местах в Йемене, где они действуют бок о бок с ополченцами-хуситами и оказывают им целенаправленную помощь. Заявление адмирала Купера является самым громким признанием американскими военными прямой роли Ирана в разрушительной кампании хуситов против мировой морской торговли и ВМС США. Поступающая информация подтверждает утверждение адмирала Купера и отмечает, что высокопоставленный генерал КСИР Абдолреза Шахлаи некоторое время назад был направлен в Йемен для личного наблюдения за операциями. Генерал Шахлаи является объектом программы Госдепартамента США «Вознаграждение за справедливость», которая предлагает 15 млн долларов за любую информацию, раскрывающую его точное местонахождение. Присутствие иранского разведывательного судна «Бехшад» в Красном море, где оно предоставляло хуситам разведывательные данные, наблюдение, обнаружение целей и рекогносцировку (ISTAR), еще больше проясняет масштабы усилий Ирана в Йемене. Данные отслеживания морского движения свидетельствуют о том, что «Бехшад» недавно приблизился к китайской военной базе в Джибути в поисках защиты от ударов США. Согласно нескольким новостным изданиям, на прошлой неделе силы США якобы пытались провести кибератаку, чтобы вывести из строя «Бехшад» и ограничить его способность делиться разведданными с хуситами. То, что администрация президента Дж.Байдена прибегла к кибератаке, а не к какому-либо из имевшихся в ее распоряжении военных вариантов, говорит о приверженности ее политики в отношении Ирана времен Б.Обамы, которая направлена на избежание конфронтации.

Операция «Страж процветания», еще одно совместное усилие ВМС США и Великобритании, также наносит превентивные удары по Йемену. Один такой удар 16 января уничтожил несколько ракет хуситов, все еще находившихся на пусковых позициях. Американские и британские вооруженные силы сосредоточили некоторые из своих превентивных действий на ослаблении разрушительного военного потенциала хуситов, включая его ракетные комплексы класса «земля-воздух» и беспилотные надводные аппараты и дроны. Но в то время как усилия США и Великобритании были нацелены на тактические активы хуситов, стратегическая ценность и масштаб превентивных ударов Запада до сих пор оставались ограниченными. Операции «Страж процветания» и «Посейдон Арчер» не смогли нейтрализовать критически важные возможности поддерживаемого Ираном движения «Ансар Аллах» и предприняли слабую попытку ликвидировать присутствие КСИР в Йемене. Что еще более важно, кампании не смогли удержать Иран или руководство хуситов от продолжения ответных ударов. Хуситы продолжают угрожать передовому присутствию США на Ближнем Востоке. Недавно ракета хуситов прошла недалеко от  американского эсминца с управляемыми ракетами класса «Арли Берк», USS Gravely, всего через несколько дней после  попытки нанесения удара по другому американскому эсминцу, USS Carney. Эти инциденты ознаменовали наиболее значительную эскалацию на море за последнее время, свидетелями которой ВМС США были в регионе.  США Gravely предотвратил атаку, применив свою систему ближнего боя Phalanx (CIWS), что спасло корабль от потенциально серьезных повреждений и потерь в экипаже. В начале ноября 2023 года хуситы сбили американский беспилотник MQ-9 Reaper над Красным морем. На прошлой неделе они перехватили еще один американский беспилотник того же типа, что стало вторым сбитым MQ-9 с начала конфликта. Эти события  указывают на то, что в список целей хуситов и Ирана входят критически важные высокотехнологичные активы.

Разведданные из открытых источников пока не выявили каких-либо дополнительных средств ПВО, поставляемых Ираном хуситам. Но очевидно, что  иранский ЗРК 358 loitering, также известный в Йемене как Saqr (Hawk) применялся для   нападений на корабли. Ракета 358 лучше всего описывается как пассивное средство противовоздушной обороны. Ракета запускается с земли и использует твердотопливный ракетный ускоритель, который сгорает и падает на землю после первоначального набора высоты. Затем ракета переходит на новую схему полета с использованием турбореактивного двигателя, имитирующего крылатую ракету. Оружие, оснащенное воздухозаборниками в задней части корпуса, которые соединены с сегментом двигателя, скрывается во время полета по схеме восьмерки и пикирует на цель после ее обнаружения. Ракета 358 предоставляет хуситам еще один смертоносный потенциал, который может реально угрожать ценным платформам США, действующим над Красным морем.

18 февраля СЕНТКОМ США объявил, что в арсенал хуситов теперь входят подводные морские беспилотники, поставляемые Ираном. Согласно объявлению, беспилотники, похожие на иранские подводные варианты «камикадзе» в своем классе, являются новым дополнением к  военным возможностям хуситов в области ведения ракетной и беспилотной войны. К этой новой угрозе следует отнестись серьезно. Подводные беспилотники сложнее обнаружить и перехватить, чем надводные суда. Более того, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Тегеран создал растущий арсенал подводных беспилотных аппаратов, включающий средства, варьирующиеся от беспилотных аппаратов одноразового действия до очень большого беспилотного подводного аппарата «Назир-1». Новое оружие хуситов может представлять значительную угрозу для активов ВМС США в регионе. Вот уже несколько месяцев йеменскому движению «Ансар Аллах» (чаще называемому хуситами) удается блокировать большую часть судоходства в Красном море.  «Мы ввели подводное оружие в противостояние в Красном море, и это оружие будет беспокоить врага», — цитирует йеменский телеканал «Аль-Масира» слова Абдулмалика аль-Хуси, сказанные на прошлой неделе. Что означает это новое пополнение арсенала хуситов для их текущих операций в регионе? На прошлой неделе США заявили, что нанесли пять ударов по мобильным противокорабельным крылатым ракетам хуситов, а также по одному беспилотному подводному судну (UUV) и одному беспилотному надводному судну (USV). До сих пор хуситы не вдавались в подробности об этой технологии, и большая часть анализа носит умозрительный характер, при этом многие быстро указывают пальцем на союзника «Ансар Аллах» Иран, который производит морские беспилотники. Согласно отчету Военно-морского института США, на фотографиях, опубликованных американскими военными на прошлой неделе, видна «секция гребного винта, которая соответствует беспитотника, используемым Ираном. Беспилотный аппарат, наряду с теми, что видели в Иране, похож на торпеду или подводный беспилотник односторонней атаки (OWA-AUV). Как правило, они имеют большую дальность действия, чем торпеды, но медленнее, что делает их наиболее эффективными против статичных целей, таких как корабли в порту или на якоре». Фундаментальным преимуществом беспилотных подводных аппаратов является то, что их значительно труднее обнаружить, а также они существенно дешевле ракет. Ранее представленный Украиной морской беспилотник, который использовался для поражения российских кораблей в Черном море, по сообщениям, стоил 250 000 долларов, что дешевле, чем многие типы ракет большой дальности. Фареа аль-Муслими, научный сотрудник Chatham House полагает, что хуситы явно не стали обладателями этой технологии в одночасье, и ее обнародование было стратегически рассчитано: «Мы не видели и половины возможностей хуситов в области подводных технологий. Я думаю, что, к сожалению, есть многое, чем они нас удивят». Альберто Рицци, приглашенный научный сотрудник и младший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR), сказал, что Украина уже доказала потенциальную угрозу, исходящую от таких беспилотников: «Они могут поражать корабли в более уязвимых местах, и их гораздо труднее перехватить и нацелить на цель, что делает их серьезной угрозой для танкеров или грузовых судов.  Однако разработка и строительство подводных и надводных беспилотных летательных аппаратов намного сложнее, чем воздушных, и, хотя Иран обладает некоторыми возможностями в этой области, маловероятно, что у хуситов их в арсенале большое количество».

Ранее хуситы предупредила судоходных страховщиков и фирмы, что любым судам под флагом Израиля, полностью или частично принадлежащим израильтянам, будет запрещен вход в Красное море, Аденский залив и Аравийское море. Согласно Reuters, в заявлениях, направленных страховщикам морских перевозок из Координационного центра гуманитарных операций хуситов, который они создала для контроля за прохождением незапрещенных морских перевозок, также говорилось, что суда, принадлежащие физическим или юридическим лицам США или Великобритании или плавающие под их флагами, теперь запрещены. При этом ряд экспертов утверждает, что  хуситы могут получать огромные доходы за счет введения лицензионных платежей за транзит некоторых судов в Красном море. Согласно дипломатическим источникам и отчетам агентства Sheba intelligence, подсчитано, что хуситы могут зарабатывать около 180 млн долларов в месяц на транзитных сборах, которые они взимают с европейских судов. Если ситуация сохранится в нынешнем виде, доходы хуситов только из этого источника, вероятно, достигнут более 2 млрд долларов в год. В отчете Sheba intelligence указывается, что европейские судоходные компании начали около месяца назад выплачивать деньги хуситам за безопасный проход их судов в Красном море. Согласно источникам, эти средства переводятся на оффшорные банковские счета, принадлежащие компаниям, управляемым официальным представителем хуситов Мухаммедом Абдулом Саламом.

Хуситы настаивают на том, что все суда находятся в безопасности, за исключением израильских судов или тех, которые связаны с Соединенными Штатами и Соединенным Королевством. В то же время Европейский союз объявил о запуске военно-морской миссии «Аспидес» для защиты грузовых судов в Красном море, подчеркнув «необходимость восстановления морской безопасности и свободы судоходства на этих стратегических морских путях». Официальный представитель ЕС заявил, что блок намерен запустить миссию в течение «нескольких недель», по крайней мере, четырьмя кораблями. На данный момент Франция, Германия, Италия и Бельгия заявили, что планируют предоставить корабли. Представитель ЕС сообщил, что главнокомандующим миссией будет грек, в то время как главным офицером, контролирующим операции на море, будет итальянец. ЕС заявляет, что мандат миссии, первоначально установленный на один год, ограничен защитой гражданских судов в Красном море, и никакие нападения не будут совершаться «на территории Йемена». С тактической точки зрения добавление новой кампании в регионе, несомненно, имеет большое значение. Однако значимость операции «Аспидес» будет зависеть от правил ведения боевых действий. Еще неизвестно, будут ли усилия ЕС направлены на превентивные удары, как это сделали Великобритания и США, или только ответом на обстрел.

Красное море, обеспечивающее доступ к южному входу в Суэцкий канал, является одним из самых важных и плотных судоходных маршрутов в мире. Он играет важную роль в мировой экономике, поскольку ежегодно между Индийским океаном и Средиземным морем проходит около 19 тысяч судов. Последствия операций хуситов на Красном море уже отчетливо ощущаются. В регионе наблюдается значительное сокращение количества судов, проходящих через Красное море, поскольку, по оценкам, процент судов, продолжающих курсировать в Красном море, снизился  до 20%. Ранее было зафиксировано, что около 60 судов в день пересекали Баб-эль-Мандебский пролив в обоих направлениях, но сейчас это число сократилось всего до примерно 12 судов. По словам главы Администрации Суэцкого канала, доходы от Суэцкого канала Египта упали почти вдвое в январе после начала атак хуситов. Чиновник сказал, что доход снизился до 428 млн долларов по сравнению с 804 млн долларов за аналогичный период 2023 года и что количество судов, курсирующих по каналу, сократилось на 36%. Шанхайский индекс контейнерных перевозок (SCFI), тем временем, сообщил, что мировые транспортные расходы выросли более чем на 300% в результате блокады хуситов. Аль-Муслими сказал, что «восприятие» так же важно, как и все остальное, и что даже если авиаудары США и Великобритании действительно нанесли ущерб хуситам, компании и страховщики уже фактически списали этот маршрут на обозримое будущее: «Йемен в 44 раза больше Ливана, и море огромное. Там действительно легко устроить извержение. Для создания ракеты больше не нужен специалист по ракетостроению». А Рицци предположил, что новые морские беспилотники вряд ли окажут большое немедленное воздействие, поскольку этих маршрутов все равно все чаще избегают. Тем не менее, это может легко указать путь вперед другим группировкам, желающим использовать сравнительно малую военную мощь против более потенциально сильных в военном отношении  врагов: «Морские маршруты, несмотря на их кажущуюся простоту, чрезвычайно сложны и уязвимы: технологические разработки снижают экономический и технический порог для производства беспилотных летательных аппаратов, которые можно использовать против кораблей.  Это превращает другие вооруженные группы вблизи морских контрольных точек в будущую опасность, поскольку они могут черпать вдохновение у хуситов и проводить аналогичные атаки в других местах».

56.12MB | MySQL:116 | 0,690sec