О муниципальных выборах в Израиле в условиях войны Часть 2

Настоящими победителями на муниципальных  выборах стали ультраортодоксы, пишет обозреватель портала Walla Яки Адамкер. Достижения ультраортодоксальных избирателей отмечают также газеты «Гаарец» и «Маарив».

Ультраортодоксальные списки

Несмотря на победную реляцию Ликуда, успех партии весьма скромный. Так, например, все религиозные фракции объединились в Цфате вокруг одного кандидата и сместили мэра от Ликуда Шуки Охану.  Охана много лет умудрялся лавировать между ультраортодоксальным и прочим населением города, но сейчас Цфат вступает в новый этап. Ультраортодоксы составляют половину жителей этого города, но до сих пор ни разу пост мэра не занимал представитель этой общины.

Религиозный переворот произошел и в Араде, где местные жители уже несколько лет борются против превращения города в религиозный заповедник. На этих выборах гурские хасиды, которые обосновались в городе, сумели победить прежнего мэра. Победу одержал поддерживаемый ими кандидат.

При это стоит отметить, что в некоторых города лидеры партий ШАС, «Агудат Исраэль» и «Дегель ха-Тора смогли договориться между собой о едином кандидате, однако в ряде городов исходя из требований их религиозных лидеров им пришлось «воевать» друг с другом.

В Тверии победил Йосеф Невия, сам он не ультраортодокс, но получил поддержку этой общины. Там, где у ультраортодоксов нет шансов пока выиграть пост мэра, ультраортодоксальные фракции завоевали немало мест в муниципальных советах.

В Ашдоде действующий мэр, Йехиэль Ласри, переизбрался на еще один срок. ШАС и «Еврейство Торы» станут крупнейшими партиями, представленными в коалиции в горсовете под его руководством. Так  фракция ШАС получила  16.6% мест, 13% у «Еврейства Торы», еще 8.4% — у ультраортодоксальных «борцов за укрепление веры «Дегель ха-Тора».

Иерусалим становится ультраортодоксальным городом — религиозные увеличили свое присутствие в муниципальном совете, и теперь их больше половины. Действующий мэр Иерусалима Моше Леон сумев «договориться» с ультрортодоксами  с большим перевесом победил своего единственного соперника, Йосефа Хавилио, представляющего либеральный лагерь. Леон набрал 83,1% голосов.

По предварительным результатам, ультраортодоксы в Иерусалиме почти наверняка получат 17 из 30 мест в совете, отмечает «Гаарец». Еще три места получит крайне правый список заместителя мэра Арье Кинга из партии «Ноам». Если ситуация не изменится после подсчета голосов военных, 20 из 30 членов городского совета Иерусалима будут принадлежать к ультраортодоксальному и крайне правому религиозному сионистскому блоку – результат, который может иметь серьезные последствия для светских жителей города.

Крупнейший список, представляющий светскую общественность, «Ихуд Йерушальми» (союз Йосефа Хавилио с партиями МЕРЕЦ, «Еш Атид» и Авода), судя по всему, получит 4 места в городском совете. Еще 3 места получает светское движение «Хиторерут» («Пробуждение») и 2 места – список «Единый Иерусалим» Моше Леона.

В городе Мицпе-Рамон победил кандидат в мэры от Ликуда Элия Винтер, известный своими крайне правыми взглядами, член религиозной сионистской группы «Ядро Торы» («Гарин Торани»).

Достижения ультраортодоксов на этих выборах можно в значительной степени объяснить относительно низкой явкой избирателей среди населения в целом, отмечает журналист Яки Адамкер. В то время, как светские избиратели в депрессии опускают руки, ультраортодоксы мобилизуются и организованно идут голосовать. Явка на преимущественно ультраортодоксальных избирательных участках достигала почти 90%, тогда как по стране она составила лишь 49%.

Значительную роль, вероятно, также сыграла война в Газе: многие светские избиратели несут срочную или резервистскую службу, оторваны от местных реалий и, возможно, не нашли времени проголосовать. Можно предположить, что результаты местных выборов – предвестник того, что мы увидим на следующих выборах в Кнессет, делает выводы Адамкер.

Самая большая явка на выборы – традиционно в ультрарелигиозных городах, отмечает телеграм-канал «Дежурный по Израилю». Религиозное население также гораздо более политически активно и в смешанных городах, что дает ему возможность непропорционально присутствовать в городских советах и влиять на характер принимаемых решений.

Традиционно светские города показали самую низкую явку на местных выборах. Например, Тель-Авив — 40,6%, Ришон ле-Цион — 35,3% и так далее.

Места в городских советах «стоят» всего несколько тысяч голосов, а в небольших городах – порой даже сотни голосов. При низкой явке преимущество имеют малые секторальные консолидированные группы избирателей, в нашем случае – чаще всего именно ультрарелигиозные группы, голосующие по настоянию раввина — лидера общины.

Эти группы не гомогенные и часто выступают друг против друга (хасиды против литваков, ашкеназы против сефардов и так далее). Но, пройдя в городской совет, они могут легко договориться и проводить решения, устраивающие всех религиозных жителей города. Например, по вопросам работы  общественного транспорта и магазинов в субботу,  по работе школ и детских садов, застройке и т.д.

«Русские» списки

В 60 крупных города страны численность выходцев из стран СНГ колеблется от 15% до 25%. Однако практически везде  выборах участвовало 2-3 «русских» списка которые в основном соперничали друг с другом. Основным «русским» списком являются представители партии Наш дом — Израиль.

На этих выборах партия НДИ продвигала свои списки в 39 населенных пунктах страны. На сегодня у НДИ почти 100 депутатов горсоветов, часть из которых занимают посты мэров и вице-мэров. По предварительным данным НДИ выиграла пост мэра в городе Йокнеам и проиграла в Маалот Таршиха.

При этом в 9 городах партия НДИ шла объединённым списком с другими представителями «русской» улицы. «Русские» в Израиле считаются опорой светских партий, партия НДИ традиционно мобилизует электорат радикально-антиклерикальными лозунгами. Однако результаты выборов в городской совет Бат-Яма показывают иную картину.

Бат-Ям считается самым «русским» из крупных городов Израиля. По данным мэрии, в городе живут 70 00 русскоязычных репатриантов (из 160 000 населения), официальный сайт муниципалитета снабжен русскоязычной версией.  Второй по величине фракцией в городском совете Бат-Яма после фракции мэра Цвики Брота, получившей 25.9% голосов, стала по итогам выборов объединенная фракция религиозных сионистов — они получили 19.8% голосов и займут около четверти мест в горсовете (часть голосов отданы спискам, не преодолевшим электоральный барьер). При этом за список «антиклерикальной» НДИ проголосовали 13%, за «Свободный и демократический Израиль» (список Кати Пясецки) — 5.9%. Раздробленным «светским» силам будет противостоять в муниципалитете сплоченная религиозная фракция.

В Ашдоде (26% русскоязычного населения) результаты выборов отражают резкий раскол общества и сулят обострение «культурных войн». Самой крупной фракцией в горсовете станет фракция ШАС (16.6% мест), 13% у «Еврейства Торы», еще 8.4% — у ультраортодоксальных «борцов за укрепление веры Дегель ха-Тора». В сумме ультраортодоксальные партии получили 38% мест в городском совете. Победивший мэр Йехиэль Лесри располагает всего 7% — меньше, чем его «русские» конкуренты Эли Нахта (11.5%) и Шимона Каценельсон (9.3%.). Третьей по величине фракцией в ашдодском горсовете (10.9%) станет фракция Хелен Гельбер, которая шла на выборы при поддержке протестного движения «Хозе Хадаш».

«Русская» Хайфа (более 20% русскоязычного населения) выделяется особым характером. Демократия здесь бьет ключом — за 31 место в городском совете боролись 26 списков, электоральный барьер преодолели, как минимум, 14 из них. Самая крупная фракция ведущего кандидата в мэры Йоны Яхава получила 13.6% голосов, на втором месте «Зеленые Кахоль-Лаван» с 7.9%. Фракция Давида Эциони, соперника Яхава во втором туре выборов мэра, набрала 7%.  В совет может войти один религиозный сионист (3.1%). Депутат Кирилл Каретник, выдвигавшийся в мэры Хайфы, прошел на следующий срок в горсовет (3.9%) — но не более того. Фракция НДИ во главе с Татьяной Джунь получила 4.7%, чуть больше, чем партия ХАДАШ (4.5%). Большинство фракций в горсовете будут состоять из одного-единственного депутата, поэтому будущему мэру придется несладко. С учетом того, что в Хайфе состояться повторные выборы мэра города.

Проблемы города не проблемы страны

Впервые в истории Государства Израиль граждане вышли голосовать, когда все еще гремят пушки, а страна все еще находимся в разгаре войны. За последние четыре месяца важность местного самоуправления и ценность сильного, эффективного, функционирующего и действенного местного руководства стали еще более очевидными. В преддверии выборов израильское движение, которое работает над укреплением демократии в Израиле и продвигает децентрализацию полномочий от центрального правительства к местному, провело опрос через Институт геокартографии, чтобы изучить степень мотивации идти и голосовать на местных выборах в тени войны, вопросы, которые наиболее важны для избирателей, степень влияния войны на выбор кандидата, модели отбора кандидатов и многое другое.

В ходе опроса респондентов из 8 крупнейших городов Израиля, включая Иерусалим, Тель-Авив, Хайфу, Ришон-ле-Цион, Беэр-Шеву, Ашдод, Петах-Тикву и Нетанию, были изучены их позиции до 7 октября и последней недели января 2024 года.

Личная безопасность, продвижение проектов по обновлению городов, а также уборка и забота о городе вот основные вопросы, которые волнуют респондентов, например, в городе Хайфе и в которых они хотели бы видеть улучшения в городе.

Интересуют личная безопасность (24,7% всех респондентов), обновление городов (14,3%), уборка и забота о городе (13,6%), окружающая среда и устойчивое развитие (11,9%) и пробки на дорогах (8,8%). Во всех городах, включенных в выборку, можно увидеть личную безопасность, и Хайфа является одной из самых заметных – 24,7% респондентов оценили этот вопрос как наиболее важный для себя.

Примерно за две недели до выборов около 89,4% избирателей в Хайфе заявили, что будут голосовать на предстоящих выборах мэра. Около 36,6% указали, что планируют выбрать другого кандидата, чем того, которого они выбрали на предыдущих выборах, 15% выберут того же кандидата, которого они выбрали на предыдущих выборах, а 28,1% еще не определились, за кого будут голосовать.

Критерии, по которым жители Хайфы будут решать, кого выбрать: 52,4% указали, что выберут кандидата, который продвигает важные для них вопросы, 44% отметили честность кандидата, а 38% подчеркнули широкую общественную деятельность.
На вопрос о том, повлияли ли четыре месяца борьбы и жизнь в условиях чрезвычайной ситуации на решение относительно кандидата, которого они выберут, около 89% указали, что они не изменили решение относительно кандидата, которого они выберут. Около 11% заявили, что изменили свое решение из-за поведения кандидата на войне.

53,7% жителей города заявили, что город достаточно демократичен, 22,9% говорят, что город не такой демократичный, а 17,2% считают, что город очень демократичный.
По мнению респондентов, наиболее важными ценностями, в соответствии с которыми должны действовать местные органы власти, являются: надлежащее управление, прозрачность и доступ к информации, а также надлежащее представительство во всех секторах. По сравнению с другими городами, в Хайфе ценность надлежащего управления более значима для жителей города – 37,6% респондентов.
Однако насколько эти пожелания жителей Хайфы воплотилась в жизнь, мы сможем узнать после формирования муниципального совета. Хотя по предварительному анализу видно, что итоги выборов явно отличаются от «пожеланий» избирателей выявленных в ходе опроса.

Местное самоуправление доказало свою способность эффективно управлять и функционировать, большинство органов власти обеспечивали и до сих пор обеспечивают своим жителям экстренное реагирование, в то время как государственные министерства находились в полном хаосе и были отрезаны от граждан. Однако ни наличие «собственных» партийных мэров,  ни муниципального актива, никак не влияет на работу парламента, а уж тем более правительства Израиля. Однако об этом «активе» в центральных партиях вспоминают лишь в случаи проведения в них праймериз и очень редко, когда министры обращают внимание на требования отдельных мэров городов, если они не совпадают с пожеланиями министров или пролоббированы в Кнессете. Так что муниципальная власть в стране живет по своим законам и со своими проблемами и задачами, ориентированными лишь конкретные группы избирателей, имеющих свое весомое представительство в советах.

55.74MB | MySQL:116 | 0,609sec