Об экономических интересах государств Центральной Азии в Афганистане. Часть 2

Таджикистан

В то время как другие республики Центральной Азии в целом нейтрально относятся к правительству движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане, Таджикистан до недавнего времени оставался непоколебимым в своей оппозиции. Однако сейчас мы можем наблюдать, что правительство страны пошло по стопам соседей, вырабатывая более прагматичный подход в отношении контактов с талибами. Изменение риторики таджикских властей может сигнализировать о необходимости выстраивания конструктивных отношений с Афганистаном, поскольку насущные проблемы требуют определенной степени взаимодействия. Это касается вопросов торговли, террористической угрозы, пограничных столкновений, незаконного оборота наркотиков и проблемы беженцев. Растущая обеспокоенность по поводу усиления угрозы со стороны экстремистских группировок может в итоге склонить Душанбе к активизации регионального сотрудничества, в том числе и с нынешним афганским правительством. Кроме того, Афганистан является для Таджикистана слишком крупным рынком, чтобы его игнорировать. Общий объем торговли между двумя странами в первой половине 2022 года достиг 52,7 млн долларов США. Только в первой половине 2022 года Таджикистан экспортировал в Афганистан электроэнергии на сумму 44,9 млн долларов

Туркменистан

Приоритетом в отношениях между Туркменистаном и Афганистаном является  сотрудничество в таких областях, как развитие проектов в сфере энергетики и новых транспортных коридоров. По этой причине Туркменистан продолжает поддерживать конструктивные отношения с движением «Талибан». Бывший исполняющий обязанности министра иностранных дел правительства талибов Амир Хан Муттаки посетил Ашхабад в середине января 2022 года для обсуждения проектов газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и высоковольтной линии электропередачи Туркменистан-Афганистан-Пакистан (ТАП), а также развития железнодорожного сообщения между тремя странами. Туркменистан также заинтересован в налаживании грузоперевозок через территорию Афганистана, поэтому правительство страны рассматривает возможность участия в модернизации его транспортной инфраструктуры. Разработанный комплекс мер включает в себя строительство автомобильных и железных дорог, а также совершенствование таможенных процедур. Помимо транспортного и торгового сотрудничества, Туркменистан, как нижний регион бассейна Амударьи, глубоко обеспокоен строительством канала Кош-Тепа на севере Афганистана, поскольку его горные районы в силу географического положения находятся выше по течению всех рек региона. Соответственно, по завершении строительства канала талибы смогут контролировать сток воды, в результате чего, по подсчетам экспертов, Туркменистан и Узбекистан могут потерять до 15% используемого объема вод Амударьи. В Ашхабаде 4 августа 2023 состоялся первый в истории трехсторонний саммит между Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном, в ходе которого стороны поделились своей обеспокоенностью по поводу рационального использования трансграничных водных ресурсов. Их охрана была названа приоритетной задачей в совместном заявлении, опубликованном после саммита. Туркменистан и Афганистан продолжают вести диалог по ряду других вопросов, включая пограничные столкновения и региональную террористическую угрозу.

Кыргызстан

Двусторонняя торговля на протяжении многих лет являлась приоритетной составляющей отношений между Кыргызстаном и Афганистаном. В первом полугодии 2023 года товарооборот достиг 13,2 млн долларов США, при этом наиболее продаваемым товаром была сельскохозяйственная продукция. За этот период Кыргызстан импортировал из Афганистана товаров на сумму чуть более 2 млн долларов США, что в целом характерно для торговых отношений республик Центральной Азии с Афганистаном. С момента возвращения талибов к власти экспорт товаров из Кыргызстана в Афганистан увеличился примерно с 1,2 млн долларов США в 2020 году до 21 млн долларов США в 2022 году. Такой рост объясняется восстановлением торгового сотрудничества после окончания периода ограничений, связанных с COVID-19. Помимо торговли, Кыргызстан в основном обеспокоен проблемами в сфере безопасности, в частности, активизацией трансграничных экстремистских группировок. Кроме того, обе стороны продолжают обсуждать проект энергосвязи «Центральная Азия – Южная Азия 1000» (CASA-1000), в рамках которого планируются поставки электроэнергии из Кыргызстана в Афганистан.

Выводы

Политика стран Центральной Азии в отношении Афганистана основана на прагматичном подходе. Ее приоритетом являются экономические интересы. При этом правительства тщательно избегают официальных отношений и дипломатического признания правительства «Талибана». Тем не менее, республики Центральной Азии изучают способы, с помощью которых они смогут обеспечивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество с управляемым талибами Афганистаном, не вызывая антагонизма со стороны международного сообщества. «Коллективный подход» западных стран к вопросу признания движения «Талибан» может быть перенят странами Центральной Азии в целях расширения экономического сотрудничества без какого-либо политического взаимодействия с правительством талибов во избежание недоверия региональных игроков друг к другу.

55.91MB | MySQL:118 | 0,946sec