Согласно свежим данным отчета Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Турция за последние 5 лет более чем вдвое (на 106%) нарастила продажи оружия за рубеж и заняла 11-е место в мире с долей рынка в 1,6% (с 2019 по 2023 год). Для сравнения в период с 2014 по 2018 год доля Турции в мировом экспорте вооружений составляла 0,7%.
Что касается мировых лидеров, то позиции здесь распределились следующим образом: США (42%), Франция (11%), Россией (11%), Китай (5,8%), Германия (5,6%), Италия (4,3%), Великобритания (3,7%), Испания (2,7%), Израиль (2,4%), Южная Корея (2,0%).
Если обратиться к лидерам по темпам роста, то здесь ситуация выглядит следующим образом: 14-е место Польша – 1138% (рост с 0,1% до 0,7%), 22-е место Бельгия – 430% (рост с менее 0,05% до 0,3%), 25-е место Иран – 276% (рост с 0,1% до 0,2%), 11-е место Турция – 106% (рост с 0,7% до 1,6%), 6-е место Италия – 86% (рост с 2,2% до 4,3%), 2-е место Франция – 47% (рост с 7,2% до 11%). Касательно России, отчет указывает на заметное падение – с 21% до 11% (снижение на 53%).
Крупнейшие покупатели турецкого оружия: ОАЭ (15%), Катар (13%) и Пакистан (11%). По крайней мере, вторая и третья строчки представляются весьма логичными, с учетом особых отношений Турции с указанными странами. Что же касается ОАЭ, то здесь можно отметить благотворное влияние нормализации двусторонних отношений, которые пошатнулись в период так называемой «арабской весны» и после противостояния вокруг попытки региональных государств, включая ОАЭ, ввести логистическую блокаду Катара.
Если рассмотреть вопрос не со стороны экспортеров, а импортеров, то получается следующее:
Пакистан, 5-й по величине импортер вооружений, сотрудничает со следующими главными поставщиками: Китай (82% поставок), Швеция (4%) и Турция (3,8%).
14-е по величине импорта ОАЭ взаимодействуют с США (57%), Турцией (9,9%) и Францией (9,2%).
31-й по объему закупок оружия Бахрейн осуществляет основные закупки у США (93%), Турции (3,0%) и Италии (1,9%).
Что же до Катара, который стоит в списке на высоком третьем месте, то в первую тройку поставщиков, невзирая на стратегический характер турецко-катарских отношений, Турция не входит. Первые три места поставщиков в Катар выглядят следующим образом: США (45%), Франция (25%) и Италия (15%).
Турция не входит в тройку лидирующих поставщиков крупнейшим импортерам вооружений, таким как Индия (9,8% рынка), КСА (8,4% рынка), Катар (7,6% рынка) и Украина (4,9% рынка). Как было сказано выше, лишь у Пакистана (4,3% рынка) Турция оказалась на третьем месте.
Как указывается в отчете, рынок Африки южнее Сахары, обеспечивается широким пулом поставщиков. Лидирует на рынке Китай (19%), за ним следуют Россия (17%) и Франция (11%). Четвертую строчку занимает Турция (6,3%).
Применительно к турецким успехам на африканском рынке, отчет говорит следующее: «Турция была четвертым по величине поставщиком с долей 6,3%, в основном за счет поставок боевых вертолетов в Нигерию, а также учебно-боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в несколько государств».
Как мы писали не раз, рубеж 2020-х годов стал периодом, когда турецкий военно-промышленный комплекс становится одним из главных драйверов развития экономики страны. Возможно, ещё не по абсолютным цифрам (хотя 2-кратная динамика в приведенном выше отчете говорит сама за себя), но по вкладу в общий научно-технический уровень страны точно.
Подобная динамика развития, внутри страны (потенциал) и экспорт (сеть сбыта) обеспечивается несколькими факторами:
- Принята на вооружение программа импортозамещения, которая, в немалой мере, касается именно оружейной продукции. Произошло это в результате ряда оружейных эмбарго и ограничений, введенных странами Запада против Турции (БПЛА, F-35, бронетехника, оптика для БПЛА, системы ПВО и т.д.)
- Усилия государства Турции были отмечены частным бизнесом, который увидел для себя новые возможности. Особенно заметны усилия малых и средних компаний, которые активно работают в сфере ВПК, пользуясь соответствующей инфраструктурой и льготами, предоставляемыми государством (технопарки, индустриальные парки и т.д.)
- Практический подход малого и среднего бизнеса, лишенного возможности делать длинные НИОКРы, и, в силу этого, ориентированного на продажи «здесь и сейчас» привел к тому, что были обнаружены окна возможностей, которые Турция постаралась занять.
- Сеть сбыта Турции ВПК опирается на аппарат дипломатических представительств, по разветвленности которых Турция, по итогам прошлого года, заняла третье место в мире после Китая и США, обогнав Японию, Францию, Россию, Великобританию, Германию, Италию и Бразилию.
- Турция идет на международные рынки под флагманским продуктом БПЛА «Байрактар», который оказывается достаточно серьезным образом раскручен на фоне ряда мировых конфликтов. Прежде всего, речь идет о поставках БПЛА Украине. Закрепить свой успех Турция пытается строительством на Украине предприятия, впрочем, осуществляя строительство без излишней спешки – (пока) пуск намечен на 2025-й год.