Оценки китайских специалистов сотрудничества ВМС Украины и ОПК Турецкой Республики

Как известно, 8 марта 2024 г. в ходе официального визита в Турецкую Республику президент Украины В.Зеленский посетил судостроительное предприятие STM, которое является головным исполнителем украинско-турецкого контракта на строительство двух корветов класса АДА (разработаны по НИОКР MILGEM) в интересах ВМС Украины – «Гетман Иван Мазепа» и «Гетман Иван Выговский»

В рамках официальных переговоров с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом Зеленский отметил стратегическую ценность сотрудничества двух стран в процессе восстановления боеспособности ВМС Украины. Кроме того, в рамках встречи с представителями предприятий ОПК ТР было проведено обсуждение дальнейших работ по восстановлению оборонительных возможностей Украины на морском театре военных действий.  По данным китайских источников, до начала специальной военной операции украинская сторона рассчитывала на самостоятельную сборку второго корвета на судостроительном заводе в г.Николаев из корпусных частей, изготовленных в Турции, однако регулярные налеты БПЛА и ракетные удары со стороны РФ привели к выводу предприятия из строя.

Известно, что ранее официальный Киев утвердил «Стратегию развития ВМС Украины до 2036 г.», согласно которой основным партнером в деле восстановления и радикальной модернизации национальных ВМС определен турецкий оборонно-промышленный комплекс, способный строить и комплектовать в сжатые сроки надводные корабли и подводные лодки различных типов и классов. Согласно полученной информации, предприятия ОПК ТР будут разрабатывать и производить ударные БПЛА для нужд украинского флота.

По информации китайских специализированных военно-технических изданий, соглашение о сотрудничестве в вопросе строительства корветов класса АДА между ВМС Украины и Управлением оборонной промышленности Республики Турция было подписано в 14 декабря 2020 г. Строительство первого корпуса корвета «Гетман Иван Мазепа» (бортовой номер F211) было начато 28 апреля 2021 г.

Спуск на воду состоялся 2 октября 2022 г. а в сентябре 2023 г. был дан старт ходовым и приемо-сдаточным испытаниям. По данным китайских источников, украинская сторона направила два экипажа в Турцию для подготовки к эксплуатации и обслуживанию новых кораблей в 2022 г. согласно приложению  к контракту. Согласно имеющихся данных, стоимость одного корвета составляет 236 млн долл. США (по другим данным до 265 млн евро), а общая стоимость контракта достигает 1 млрд долл. США, что вполне объяснимо в связи с расходами на: подготовку экипажей (включая стоимость топлива на выходы в море в рамках учебного периода и боеприпасы), изготовление и поставку комплекта сменно-запасных частей и гарантийным обслуживанием.

Второй корабль серии также подготовлен к проведению приемо-сдаточных испытаний и находится у причальной стенки судостроительного предприятия, что позволить проводить учебные мероприятия для украинского экипажа. До момента передачи ВМС Украины оба корвета будут находится в порту Стамбула.

Китайские специалисты отмечают несколько особенностей данного контракта.

Во-первых, денежные средства для покупки турецких кораблей выделил официальный Лондон, который является одним из основных спонсоров Киева и, как известно,  крайне заинтересован в продолжении российско-украинского вооруженного конфликта.  Для турецкой стороны подобный контракт в современных условиях представляет интерес,  поскольку национальному ОПК необходимо зарабатывать для собственного развития.

Кроме того, особую ценность представляет наиболее правдоподобная информация о результатах, особенностях и сложностях боевого применения собственной продукции, получить которую можно  только при условии применения таковой в российско-украинском вооруженном конфликте, который является широкомасштабным и чрезвычайно вариативным,  что продиктовано смешением новых технологий, влияющих на оперативное искусство и тактические приемы.

Во-вторых, в процессе согласования комплектации кораблей произошли определенные изменения.  Согласно первоначального замысла украинской стороны корветы должны были быть оснащены зенитной пушечной установкой модели Millenium (калибр орудия 35 мм.) от немецкой компании Rheinmetall AG, однако турецкие конструкторы убедили ВМС Украины в целесообразности установки ЗПУ модели Gokdeniz от компании «Аселсан».

Кроме того, ведется обсуждение возможности замены устаревших противокорабельных ракет RGM-84 «Гарпун» block2 (каждый корвет имеет 2 счетверенные пусковые установки наклонного типа для применения данных боеприпасов) на более современные турецкие ПКР типа АТМАКА. Китайские специалисты пристально наблюдают за работой конструкторов, инженеров и испытателей турецких предприятий, занятых в работе по совершенствованию конструкции и возможностей данных ракет – наибольшие усилия сосредоточены на создании нового многорежимного двигателя, который обеспечит ракете повышенную дальность пуска при высокой дозвуковой скорости. Испытания проходят регулярно на профильных полигонах, расположенных на черноморском побережье Турции.

В отношении остального вооружения корабля известно, что в главной артиллерийской установке будет использовано орудие от компании «Ото Мелара» калибра 76 мм – классический вариант для корветов данного проекта.

В носовой части корабля будет размещена вертикальная пусковая установка на 16 зенитных управляемых ракет «Мика», наведение которых будет обеспечивать радиолокационная станция «Смарт Мк.2» — способна одновременно наблюдать за 500 целями. Дальность  обнаружения цели типа «самолет» — 200 км, дальность обнаружения цели типа «противокорабельная ракета» — 50 км.  Оба образца корабельного оснащения – продукция ОПК Франции.

В дополнение к пушечному и ракетной зенитному вооружению корабли оснащены двумя дистанционными модулями STAMP с пулеметами калибра 12,7 мм. – достаточно эффективное вооружение в борьбе с морскими беспилотниками.

В качестве средства борьбы с ДЭПЛ Черноморского флота  данные корветы будут использовать легкие торпеды MU90.

В целом, конструкция и комплекс вооружения корветов класса АДА построенных в интересах ВМС Украины не претерпела изменений, поскольку ОПК Украины не в состоянии предложить какое-нибудь оборудование для оснащения кораблей. При длине 99,56 м, ширине 14,4 м и осадке 3,9 м корвет класса АДА имеет полное водоизмещение 2400 тонн и дальность плавания 3500 миль, что вполне достаточно для выполнения задач в акватории Черного моря.

В дополнение к вышесказанному представляется важным отметить вопрос базирования данных кораблей, поскольку при размещении данных корветов в портах Украины срок службы будет недолгим, что обусловлено ударными возможностями ВС РФ – способны организовать массированный комбинированный налет с применением БПЛА-камикадзе и крылатых ракет на любую военно-морскую базу Украины.

55.72MB | MySQL:116 | 0,548sec