Слушания в Конгрессе США по Судану

12 мая 2010 г. спецпредставитель США в Судане Скотт Грейшен выступал перед Сенатским комитетом по международным отношениям. Слушания, которые прошли под названием ”Судан: критический момент для ВМС, Дарфура и всего региона”, были сфокусированы на анализе американской политики в Судане и проблемах, с которыми столкнулась эта страна в ходе подготовки к референдуму по вопросу об отделении южных регионов.

Сенаторы довольно агрессивно выспрашивали генерала Грейшена о наблюдавшихся случаях насилия в Джебел Марра, о состоявшихся недавно национальных выборах, о выполнении пунктов ВМС, ситуации в Дарфуре и будущем референдуме.

Грейшен сконцентрировался на подготовке к референдуму, который должен пройти в январе 2011 г., а также предполагаемом развитии ситуации в стране после референдума и мерах, которые должны быть приняты в целях установления мира, формирования нового, эффективно действующего правительства и обеспечения безопасности в Дарфуре.

До января 2011 г., заявил он, необходимо решить целый ряд вопросов, а времени остается не так много. США и мировое сообщество должны быть готовы помочь сторонам в обеспечении мира и стабильности в Судане. В то же время он отметил те успехи, которых удалось добиться в Судане и вокруг него за последние несколько месяцев.

1. Чад и Судан сделали заметный прогресс в развитии двусторонних отношений, продвинувшись к прекращению военного противостояния между повстанцами из обоих государств, а также создав совместную военную структуру по мониторингу границы. (Напомним, что граница между двумя странами была официально открыта 14 апреля с.г.).

2. Мирные переговоры под эгидой ООН и Африканского союза в Дохе закончились объединением ряда дарфурских повстанческих формирований в две группы, которые в настоящее время готовятся к переговорам. Правда, один из дарфурских лидеров, Абдул Вахид Нур, имеющий наибольшую поддержку среди представителей этнической группы фур, отказался садиться за стол переговоров. Движение за справедливость и равенство (ДСР) — самая военизированная повстанческая группировка в регионе — отложила решение вопроса о своем участии в переговорах после того, как стало известно о новых столкновениях дарфурцев с правительственными силами в начале мая.

3. В апреле в Судане прошли первые за 24 года многопартийные выборы. Однако, Картеровский Центр, Евросоюз и другие организации, представители которых выступали в качестве наблюдателей, выражают озабоченность и неудовлетворенность ходом и итогами выборов в связи с многочисленными случаями административных срывов и процедурных неувязок, из-за ограничения гражданских свобод, подтасовки на некоторых участках итогов голосования, а также угроз со стороны силовых структур. Кроме того, отмечалось, что из-за продолжающегося конфликта многие дарфурцы не смогли принять участия в выборах. Таким образом, выборы не соответствовали международным стандартам, хотя были и позитивные результаты: согласно Национальной избирательной комиссии, десятки зарегистрированных партий и тысячи кандидатов участвовали в выборах, а число заполненных бюллетеней достигло 10 млн.

Но до референдума, отметил Грейшен, остается менее 8 месяцев, и еще предстоит выполнить следующие пункты ВМС:

1. Определить демаркационную линию между Севером и Югом. Достигнуть соглашения по спорным районам.

2. Осуществить подготовку к референдуму; завершить формирование южносуданской комиссии по референдуму, которая должна быть одобрена новой Национальной Ассамблеей страны.

3. Осуществить подготовку референдума по штату Абьей, сформировать соответствующую комиссию по референдуму, которая должна будет сформулировать процедуры голосования. Необходимо также решить очень важный вопрос: кто, собственно, может участвовать в голосовании в этом районе. Границы Абьея нуждаются в определении.

4. Провести консультации для населения штатов Северный Кордофан и Голубой Нил. Комитеты, осуществляющие техническую подготовку, уже приступили к работе, но еще должны быть созданы комиссии при ассамблеях штатов, которые и будут проводить консультации. Отложенные выборы в штате Южный Кордофан должны быть проведены до того, как будет сформирована комиссия штата.

Решить все эти вопросы непросто. Центральное правительство и СНОД, отметил Грейшен, должны работать в атмосфере открытого диалога и взаимного доверия, консультируясь с другими суданскими политическими силами. В период и во время проведения выборов не было времени на выполнение других пунктов ВМС, но сейчас нужно сконцентрировать усилия на их осуществлении. И центральное, и южносуданское правительства находятся в процессе трансформации. В ближайшее время они должны будут сформировать министерства и другие ведомства, чтобы получить аппарат для принятия ответственных решений.

Анализируя подготовку к референдуму, Грейшен заявил, что необходимо тщательно рассмотреть возможные сценарии, к которым мировое сообщество должно быть готово. Тот сценарий, который, по словам спецпредставителя, устроил бы Запад, обозначен в ВМС: мирный референдум, проведенный в соответствии с выбором граждан Южного Судана — либо остаться в составе страны, либо отделиться от нее. То же относится и к абьейцам: сделать выбор — остаться с Севером или присоединиться к Югу. По этому сценарию результаты должны быть приняты и Партией Национальный конгресс, и СНОД, и другими политическими организациями. США и другие развитые страны должны быть готовы ответить и на неблагоприятный ход событий.

Ясно, что в конце переходного периода изменятся отношения между Севером и Югом. США продолжают работать со обеими сторонами, побуждая их к формализации схемы переговоров по вопросам, которые встанут после выполнения положений ВМС. Среди основных вопросов будут следующие: гражданство, распределение природных ресурсов, прежде всего нефти и воды, статус населения, мигрирующего через границы, обеспечение безопасности и распределение расходов и доходов.

Достижение соглашений по таким вопросам необходимо для обеспечения мирного развития после референдума. Американцы, отметил Грейшен, готовы помочь суданцам в проведении соответствующих переговоров. США также должны быть готовы использовать политические и дипломатические средства и предоставить техническую помощь для того, чтобы пожелания суданского народа претворились в жизнь, а согласие было не только достигнуто, но и привело к результатам.

Будет или нет Южный Судан независимым в июле 2011 г., и включит ли он Абьей или нет, от правительства Южного Судана потребуется эффективное руководство, как и способность обеспечить безопасность граждан и предоставление им необходимого обслуживания. Для достижения этой цели потребуются и международные усилия.

Чтобы помочь Южному Судану в решении этих вопросов, США реализуют проект “Дипломатическая экспансия в Джубу”, предусматривающий материальную помощь Южному Судану. Сотрудники Бюро координатора реконструкции и стабилизации и Гражданского корпуса реагирования США обеспечат поддержку Генеральному консульству США в Джубе и Агентству США по международному развитию в проведении референдума. Штат этих организаций уже участвует в планировании и осуществлении технической помощи в подготовке референдума, как в Вашингтоне, так и на месте — в Судане.

В соответствии с призывом Барака Обамы к многосторонним усилиям в Судане, США работают в тесном взаимодействии с зарубежными партнерами в рамках Тройки, Контактной группы, и группы спецпредставителей “E6”. Проводятся консультации с ключевыми региональными организациями и наиболее влиятельными странами: с Африканским союзом, Евросоюзом, Лигой арабских стран, девятью государствами — соседями Судана, Китаем, Россией и др. США также сотрудничают в решении суданского вопроса с ООН.

В то время, как наибольшее внимание США было сфокусировано на отношениях в текущем и следующем году между Севером и Югом, продолжается работа и по Дарфуру. Окончание конфликта и нарушения прав человека остаются главной стратегической задачей. Насилие, военные действия и воздушные бомбардировки, осуществляемые суданской правительственной армией, продолжается в регионе. США уже потребовали от суданского правительства принять немедленные меры по прекращению огня.

Благодаря улучшению отношений между Суданом и Чадом, определенный прогресс был достигнут и на мирных переговорах в Дохе, где в феврале и марте 2010 г. были подписаны два соглашения между правительством Судана и дарфурскими повстанцами. ООН и АС работают над тем, чтобы привлечь представителей суданского гражданского общества к дальнейшим переговорам между сторонами в конфликте.

Таким образом, вопросы о прекращении огня, разделению власти и распределению доходов могут обсуждаться на довольно высоком уровне в Дохе, но остается проблема привлечения дарфурцев к решению вопросов о компенсации, аренде земли и восстановлении их общин на местах. Кроме того, как указано в документе — Стратегия США по Судану, привлечение к ответственности за геноцид и другие преступления необходимо для достижения мира. С этой целью Соединенные Штаты тесно сотрудничают с международными партнерами и дарфурскими общественными организациями в рамках рекомендаций, сделанных специальным органом АС, возглавляемым бывшим президентом ЮАР Табо Мбеки.

Построение мира, право закона и деятельность по достижению взаимного согласия должны быть оживлены и усилены. Нет необходимости дожидаться политического урегулирования, чтобы начать работу по построению мира, прекращению насилия и улучшению условий жизни в Дарфуре в целом. Одним из приоритетов американской администрации в Дарфуре является обеспечение безопасности населения, которое уже пережило ужасные страдания. США сотрудничают с миссией ООН и другими миротворцами для защиты гражданского населения, расширяют гуманитарное пространство для предоставления помощи, в частности, для подготовки возвращения беженцев в места их прежнего проживания. Это нелегкий процесс, но его осуществление нужно начать как можно раньше.

США работают с зарубежными партнерами и по расширению доступа гуманитарных работников в районы, до сих пор охваченные военными действиями, такие, как Джебель Марра и Джебель Мун, а также в те, где продолжаются стычки между племенами, особенно в Южном Дарфуре. Вместе с ООН США реализуют план по обеспечению безопасности населения в треугольнике Эль-Фашер — Ньяла – Эль-Генейна, в котором проживает до половины дарфурского населения. Все это требует согласия на сотрудничество от правительства Судана, дипломатических мер со стороны США и поддержки международной общественности.

Доклад Грейшена вызвал множество вопросов и даже сомнений со стороны присутствовавших. Действительно, до сих пор Судан остается перед множеством проблем, некоторые из которых возникли неожиданно.

Так, сомнения вызывает сама возможность своевременного проведения референдума. Предполагается, что южносуданцы в массе своей проголосуют за отделение, но в этом случае весьма высокой становится вероятность войны, причем под угрозу будет поставлено более 2 млн жизней. До сих пор неясно, каким может быть путь к примирению. Тем более, что механизмов успешного управления Южным Суданом пока не создано.

По словам Директора Национальной Разведки США Денниса Блэра, если целый ряд азиатских и африканских стран будет находиться на грани риска гражданской войны в ближайшие пять лет, то Южный Судан уже сейчас находится на этой грани. Причем, нестабильность в Судане не ограничивается территорией страны. Государства, зависящие от нильской воды или озабоченные их собственными повстанческими движениями, также оказываются под угрозой дестабилизации. Соседи Южного Судана беспокоятся о возможных потоках беженцев на их территории.

ВМС было нацелено на достижение иных результатов. Определенный уровень мирного сосуществования поддерживался, но надежда на демократическую трансформацию (амбициозная цель, достижение которой было рассчитано на 5 лет) — не оправдалась. В Дарфуре до сих пор множество людей остаются в лагерях, в некоторых других районах продолжаются вооруженные столкновения с правительственной армией. В то время, как ВМС определило временные рамки для Южного Судана, до сих пор нет четкой повестки дня для урегулирования дарфурского кризиса.

В настоящее время в США ведется работа по более четкому определению американской политики в отношении Судана. В частности, предполагается пересмотреть объем и характер американской помощи, подготовиться к возможному непредвиденному ходу событий, усовершенствовать дипломатические подходы и т.д. Количество жертв конфликтов — между Севером и Югом и в Дарфуре — привлекло огромное внимание американской общественности. И тем не менее, мирное соглашение по Дарфуру до сих пор остается делом отдаленного будущего, в немалой степени из-за неопределенности результатов выполнения пунктов ВМС.

28.33MB | MySQL:67 | 0,703sec