Как указывают британские эксперты, на сегодня отношения между США и Палестинской национальной администрацией свелись к сотрудничеству в области безопасности. Теперь США ищут лидера, который сможет управлять сектором Газа. Но здесь есть свои серьезные проблемы. Как утверждают источники в Госдепартаменте США: «Махмуд Аббас не терпит планирования преемственности. Он верит в вечное воскрешение». Когда президент США Джо Байден посетил Израиль и й Западный берег в 2022 году, он провел с Аббасом едва ли один час. За вычетом времени, затраченного на перевод, их беседа длилась 30 минут, сообщили бывшие высокопоставленные чиновники США и палестинские аналитики. «Для США ПНА, по сути, не имела значения. Администрация не просила многого, и администрация не была заинтересована в том, чтобы тратить на них политический капитал», — указала Диана Бутту, бывший участник мирных переговоров с палестинцами. Ситуация кардинально изменилась после нападений ХАМАСа 7 октября 2023 г. на юг Израиля и последующей войны в секторе Газа. США хотят, чтобы ПНА управляла Газой в рамках своего плана «послезавтра», рассчитанного на то, что война закончится. Ранее в этом месяце в кулуарах мероприятия аналитического центра в Турции министр иностранных дел ПНА Рияд аль-Малики заявил, что «нет сомнений» в том, что ПНА будет править Газой. Но ПНА очень непопулярна у себя дома, где ее считают коррумпированным израильским коллаборационистом. Подчеркивая сложность завоевания палестинского общества, опрос, проведенный в конце прошлого года, показал, что 90% палестинцев хотят отставки Аббаса. Осознавая сильную непопулярность ПНА, Белый дом подталкивает Рамаллу к проведению реформ на Западном берегу в надежде, что это повысит ее авторитет и сделает более эффективными в управлении Газой.
ПНА возникла в результате мирных переговоров в Осло. Ее руководство принадлежит Организации освобождения Палестины, которая десятилетиями вела ожесточенную борьбу против Израиля. В обмен на ограниченное самоуправление на Западном берегу и в секторе Газа ООП признала право Израиля на существование и отказалась от вооруженного сопротивления. Бывший высокопоставленный чиновник США, знакомый с логикой администрации Дж.Байдена, завил, что Белый дом рассматривает ПНА как «полностью обанкротившуюся организацию» и добавляет: «Максимум, что ПНА может сделать прямо сейчас, — это служить фиговым листком для израильской оккупации Газы и потенциально быть каналом для помощи». В первые дни своего существования ПНА пользовалась вниманием Вашингтона на высоком уровне. После Осло американские НПО и дипломаты устремились на Западный берег. А во время Второй интифады директор ЦРУ Билл Тенет возглавил прямые переговоры между ПНА и Израилем. Одна из проблем для администрации Байдена, поскольку она стремится укрепить ПНА, заключается в том, что у нее мало опытных дипломатов, которые полностью и давно вовлечены в эту тему. Хади Амр — специальный представитель США по делам Палестины в основном ограничивается встречами с мелкими палестинскими бизнесменами и не имеет реального мандата на действия от Вашингтона. Ранее, и без того крайне непопулярная у себя дома, ПНА получила серьезный удар от администрации Дональда Трампа, которая полностью игнорировала ее, чтобы заключить соглашения о нормализации отношений между арабскими государствами и Израилем в рамках «Соглашений Авраама». Зять Трампа, Джаред Кушнер, презирал ПНА и пытался ликвидировать любое сотрудничество США с ней. Махмуд Аббас, также известный как Абу Мазен, разорвал дипломатические отношения с США после того, как Вашингтон перенес свое посольство в Иерусалим. США также отказались от назначения генерального консула в Восточном Иерусалиме, эквивалента посла в ПНА. Позже администрация Байдена не выполнила своего обещания ввести эту должность. «Это не счастливые отношения. И в них мало глубины и они сводятся к отношениям в сфере безопасности», — считает Уильям Ашер, бывший офицер ЦРУ, работавший в Израиле. Разведывательные службы США находятся в центре этих связей, а ЦРУ и Министерство обороны поддерживают наиболее регулярные контакты с ПНА. Пентагон готовит официальные анализы по вопросам безопасности для администрации президента США с 2005 года. Сам политический ландшафт ПНА был опустошен Аббасом, который не проводил выборов с 2006 года и правит по указу, совещаясь с небольшим кругом палестинских чиновников. Это представляет собой проблему для США в рамках их усилий подтолкнуть Аббаса к отказу от власти. В прошлом месяце Мухаммед Штайе подал в отставку с поста премьер-министра ПНА, а на этой неделе Аббас назначил Мухаммнда Мустафу, главу Палестинского инвестиционного фонда, новым премьер-министром, что расценивается как дань призывам США к реформам. У Мустафы есть опыт наблюдения за некоторыми восстановительными работами в Газе после конфликта 2014 года между ХАМАСом и Израилем, но его обычно считают «посредником» Аббаса и его сыновей, отмечают нынешние и бывшие официальные лица США и арабских стран. «Абу Мазен будет поддерживать реформы до определенного момента. Мустафа — очень компетентный технократ, но не тот, кто может угрожать Аббасу или его ближайшему окружению», — полагает Фрэнк Левенштейн, бывший специальный посланник по израильско-палестинским переговорам в администрации Барака Обамы. Люди, знакомые с Аббасом, говорят, что он мало думал о преемственности. «Причина, по которой США не знают, кто сменит Абу Мазена, заключается в том, что сам Абу Мазен этого не знает. Нет никаких признаков того, что Абу Мазен готовит своих сыновей на замену ему. Они отсутствуют на сцене, если подумать о том внимании, которое арабские правители уделяют своим сыновьям и преемственности, что красноречиво говорит об отсутствии планирования на будущее», — считает Бутту.
Одной из самых популярных палестинских политических фигур является Марван Баргути, которого называют «палестинским Нельсоном Манделой». Бывший лидер вооруженного крыла ФАТХа, он был арестован израильскими войсками в 2002 году и приговорен к пяти пожизненным срокам тюремного заключения по обвинению в убийстве израильтян. «Аббас уже пресек любые разговоры о Баргути как о потенциальном кандидате», — указывает Бутту. Другие близкие люди Аббаса менее харизматичны и им более комфортно действовать в тени с Израилем и США. Один из них — Набиль Абу Рудейна, который также является пресс-секретарем Аббаса. Маджед Фарадж, возглавляющий Службу общей разведки ПНА, является главным связующим звеном с ЦРУ и Пентагоном. Он чудом избежал покушения во время визита в сектор Газа в 2018 году, а совсем недавно участвовал в переговорах о примирении с ХАМАСом. Сообщается, что израильские официальные лица выдвинули Маджеда Фараджа, в качестве потенциального послевоенного администратора сектора Газа. Его имя было упомянуто на закрытом совещании по вопросам безопасности. Фарадж известен тем, что тесно сотрудничает с представителями Министерства обороны Израиля, и лидеры ПНА всегда рассматривали его как наиболее вероятную замену Махмуду Аббасу. В интервью израильской государственной телекомпании Kan лидер оппозиции Яир Лапид сказал: «Естественно упоминать имя Фараджа в ПНА. Он один из тех, кто больше всего работал с нами против ХАМАСа». Согласно сообщениям израильских СМИ, министр обороны Йоав Галант уже предложил Фараджу, который также является близким соратником Аббаса, временно управлять сектором Газа на «послевоенном» этапе. Идея назначения в Газу 61-летнего представителя ПНА возникла на фоне активизации усилий Израиля по демонтажу ХАМАСа и отстранению группы от принятия на себя каких-либо функций в гражданской администрации анклава. «Аль-Джазира», цитируя израильские СМИ, сообщила, что Фарадж уже начал работу по созданию вооруженных сил на юге сектора Газа, состоящих из семей, которые не поддерживают ХАМАС. Предположительно, подразделению будет поручено управлять поставками помощи с юга на север Газы. Отвечая на эти сообщения, Хоссам Бадран, член политического бюро ХАМАСа, сказал «Аль-Джазире» , что «не будет внутреннего палестинского соглашения в отрыве от палестинского национального решения, которое всегда проистекает из примирения с различными палестинскими фракциями и силами». Он добавил, что «израильской оккупации, любой региональной или международной стороне не разрешается вмешиваться во внутреннюю палестинскую арену или навязывать свои программы». В настоящее время Фарадж отвечает за координацию со Службой общей безопасности (ШАБАК) Израиля, ЦРУ и другими международными разведывательными организациями. В ходе обсуждения были упомянуты и другие имена, ни одно из которых не близко к ХАМАСу. Kan сообщает, что пока не принято никакого решения относительно того, что описывается как «день после» окончания войны в Газе. Еще один чиновник, которого называют потенциальным преемником, — Хусейн аль-Шейх, глава Исполнительного комитета ООП. В 1980-х годах он провел почти десять лет в израильской тюрьме, где выучил иврит, согласно его профилю на веб-сайте ФАТХа. Израильские службы безопасности также благосклонно относятся к нему. Левенштейн считает, что потребуется нечто большее, чем просто перестановки в правительстве, чтобы укрепить ПНА: «На тщательно отслеживаемых студенческих выборах, которые являются одним из немногих показателей настроений избирателей на оккупированном Западном берегу, победили блоки, поддерживаемые ХАМАСом, и с 7 октября поддержка группировки только возросла. ПНА ни за что не будет пользоваться доверием, если она не проведет выборы. Проблема в том, что если у нас будут еще одни выборы, победит ли ХАМАС снова?». Менахем Кляйн, бывший советник правительства Израиля во время женевских мирных переговоров, уверен, что призыв США к реформам маскирует их неспособность признать свой «низкий статус» в палестинском обществе: «Они думают, что если в ПНА произойдут перестановки, то все будет в порядке, но администрация Байдена совершенно неправильно понимает палестинцев. Палестинское общество враждебно относится к США из-за поддержки Байденом Израиля. Ни один палестинский режим или власть не могут игнорировать это или завоевать доверие, работая с США в этих условиях». По мнению экспертов, наиболее значимые шаги, которые США могли бы предпринять для укрепления ПНА, идут через Израиль. Авторитет ПНА у себя дома был основан на ее способности создать независимое палестинское государство границах Израиля, существовавших до 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме. Переговоры с Израилем на эту тему в настоящее время прекращены. Между тем, действия Израиля на местах сделали практически невозможным мирное соглашение «территории в обмен на мир», полагают дипломаты и аналитики. Число израильских поселений на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме резко возросло. Когда были подписаны Соглашения Осло, на этой территории проживало примерно 250 000 поселенцев. Сегодня это число составляет почти 700 000. Израиль регулярно проводит односторонние рейды на Западном берегу, в том числе в «Зоне А», которая должна была находиться под полным контролем ПНА .Израиль построили протяженную стену и сеть контрольно-пропускных пунктов, через которые палестинцы должны проходить в своей повседневной жизни, уничтожая любое подобие свободы передвижения на территории, находящейся под номинальным контролем ПНА.
Таким образом, на сегодня США столкнулись с «Гордиевым узлом» — или сложной проблемой, которую можно решить только с помощью нестандартного подхода к решению этих вопросов, потому что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху исключил возобновление переговоров о создании двух государств. Нетаньяху также выступает против управления ПНА сектором Газа. Ситуацию еще больше осложняют продолжающиеся переговоры о примирении между ФАТХом и ХАМАСом. Они были заклятыми соперниками с 2006 года, когда ХАМАС получил большинство в палестинском законодательном органе и сформировал кабинет министров. Вскоре после этого между ними вспыхнули боевые действия. ХАМАС укрепил свои позиции в Газе, а ПНА — на Западном берегу. Кляйн считает, что ПНА понимает, что не сможет осуществлять власть в Газе без поддержки ХАМАСа, даже демилитаризованного, но Израиль постарается держать их порознь: «Никто в израильском кабинете министров не хочет видеть объединенную палестинскую администрацию, управляющую Западным берегом и сектором Газа, особенно с некоторыми остатками ХАМАСа». Другим вариантом для администрации Байдена могло бы стать сотрудничество с ОАЭ и Саудовской Аравией по привлечению бывшего начальника службы безопасности Газы, находящегося в изгнании Мухаммеда Дахлана, которого поддерживают ОАЭ, и это стало бы залогом эмиратских финансовых вливаний в восстановление Газы. Но этот вариант сейчас не рассматривается всерьез ни США, ни Израилем, ни самими ОАЭ. И самое главное, несмотря на свои обещания в конечном итоге вернуться в Газу, региональные дипломаты уверены, что ПНА опасается быть связанной в этом контексте с вторжением Израиля: «Им не нужна эта отравленная чаша. ПНА ненавидит Газу».