Взаимоотношения Китая и ЕС на Ближнем Востоке. Часть 3

Для стран Персидского залива ощущение уязвимости при защите своих стран способствовало использованию их отношений с Китаем в качестве страховки от разъединения с США. Однако еще предстоит выяснить, будет ли Китай хорошей альтернативой, учитывая его акцент на торговле, инвестициях и инициативе «Пояс и путь», а также нежелание ввязываться в региональные конфликты помимо тех, которые необходимы для обеспечения безопасности морских путей и поставок энергоносителей. Маловероятно, что Саудовская Аравия в ближайшее время откажется от прочных отношений с США. Китай в этом контексте предоставляет рычаг в отношениях с США, добавляя стратегический выбор для арабских стран. Таким образом, Саудовская Аравия, Ирак, Египет и ОАЭ не видят геополитического результата с нулевой суммой. Это ключевая стратегическая отправная точка для того, как ЕС может начать думать о своем собственном взаимодействии с БВСА, отказавшись от нулевого результата в отношениях с регионом. В этом контексте арабский Ближний Восток рассматривает сложившуюся геополитическую ситуацию как новую возможность, которой не было со времен холодной войны, чтобы разыграть соперников друг против друга.

Как уже говорилось выше, в регионе БВСА существует динамика, которая поддерживает принцип, используемый Китаем в проектах инициативы «Пояс и путь», т. е. взаимодействие, заменяющая политическую полярность. Это подтверждается, например, иордано-израильским соглашением «электричество в обмен на воду», электросетью ССАГПЗ-Ирак и энергетическим соглашением Ирак-Египет-Иордания. Эти проекты вряд ли будут напрямую и существенно затронуты войной между ХАМАС и Израилем в Газе, если, конечно, эскалация не приведет к региональной войне, и в этом случае реализация всех подобных проектов по налаживанию связей будет подвергнута серьезному испытанию. Китай вряд ли будет втянут в подобные конфликты и может сократить свои участия и инвестиции до самого необходимого, например, портов и энергетических проектов.

В самих арабских государствах отношение к безопасности, похоже, меняется: от стен и солдат к сотрудничеству с целью снижения вероятности угроз безопасности. Если это выдержит испытание событиями, то речь идет о фундаментальном изменении парадигмы внутриарабских отношений. В качестве примера можно привести сближение ОАЭ и Саудовской Аравии с Турцией, возвращение Сирии в арабское лоно, а также «Соглашения Авраама» (в рамках которых ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко подписали мирные соглашения с Израилем), которые геополитически вписали страны Персидского залива в средиземноморскую архитектуру безопасности. Для Европы этот новый способ действий может стать чрезвычайно важным для решения ее текущих проблем, связанных с терроризмом, организованной преступностью и миграцией, поскольку межгосударственное сотрудничество по своей природе снижает зависимость от негосударственных акторов.

Есть области, в которых участие Китая в делах БВСА имеет и глобальное измерение, например, климат, безопасность продовольствия, вода и здоровье, а также устойчивость цепочек поставок. Хорошим примером является Ирак, который был назван ООН пятой страной, наиболее уязвимой к климатическому кризису.

Во-первых, существует проблема нехватки воды на юге страны, в основном из-за необходимости откачивать воду для бурения нефтяных скважин.

Во-вторых, сжигание газа в радиусе 70 км от Басры превысило суммарный объем сжигания газа в КСА, Китае, Канаде и Индии вместе взятых. Экспорт нефти из Ирака, осуществляемый европейскими и китайскими компаниями, вырос на 40 %, уже удвоившись в период 2010-2019 годов.

ЕС рассматривает также сотрудничество с Китаем для стабилизации климатических условий, которые приведут к неблагоприятным, серьезным и опасным геополитическим последствиям на юге Ирака, что со временем еще больше дестабилизирует регион и вызовет миграционное давление и другие угрозы безопасности. Для ЕС это случай, когда необходимо действовать, чтобы остановить потерю влияния в регионе БВСА, которая может завершиться появлением еще одного пояса, не просто безразличного к его интересам, но и враждебного ему.

Растущее экономическое присутствие Китая в регионе БВСА, скорее всего, приведет к расширению его взаимодействия с ним, что неизбежно затронет европейские интересы. Европа кровно заинтересована в том, чтобы контролировать и уравновешивать растущее влияние Китая на региональную стабильность и политическую динамику. Это особенно важно для европейских интересов в связи с такими деликатными вопросами, как технологии наблюдения и использование искусственного интеллекта, управление и продажа оружия. Эти вопросы повлияли на то, как ЕС до сих пор взаимодействовал с БВСА на основе ценностей. Экспорт Китаем передовых технологий наблюдения также будет способствовать укреплению авторитарных режимов. Это имеет прямые последствия для безопасности Европы, поскольку страны БВСА приобретают китайские технологии угнетения (например, как разрабатываются алгоритмы искусственного интеллекта). Совет ЕС-США по торговле и технологиям, который поддерживает использование технологий, таких как ИИ, и алгоритмов, основанных на ценностях, потенциально может сыграть ключевую роль в создании сети сотрудничества в регионе, например, ассоциированных членов. Европа и США могут тесно сотрудничать в решении этой задачи, предлагая странам БВСА такие альтернативные механизмы в обмен на доступ к технологиям. Гонка технологий, геополитики и торговли продолжается. Она одновременно основана как на ценностях, так и на интересах и потребует совершенно нового и многостороннего подхода для достижения безопасности и процветания в странах БВСА.

55.76MB | MySQL:116 | 0,644sec