На сайте Sanaa Center был опубликован интересный доклад йеменского историка Аделя Дашелы «Племена Северного Йемена в эпохи Али Абдаллы Салеха и движения хуситов: сравнительное исследование». В серии военно-политических конфликтов на Ближнем Востоке, зародившихся в последнее десятилетие, конфликт в Йемене занимает особое место. С 2011 года в этом арабском государстве происходят трагические события, связанные как с гражданской войной внутри страны, так и с иностранным вмешательством во внутренние дела. Йеменский кризис уже привел к распаду государственных структур и территориальной целостности этой страны. Однако в последнее время он получил серьезные международные импликации. Движение хуситов «Ансар Аллах» с началом войны Израиля против организации ХАМАС в секторе Газа начало обстрелы судов западных государств в Красном море и Баб эль-Мандебском проливе, что привело к параличу морского торгового сообщения в этом регионе. Альянс хуситов Йемена с Ираном создал дополнительные угрозы безопасности главного американского союзника в регионе, Израиля. Выступления хуситов в защиту палестинцев Газы вызвали вооруженное вмешательство США и Великобритании, еще более ухудшающие условия в Йемене, являющемся беднейшей страной арабского мира. Таким образом, движение «Ансар Аллах» становится важным негосударственным актором в регионе Ближнего Востока.
Для лучшего понимания этого движения важно выяснить причины его быстрого успеха в Северном Йемене и поддержки хуситов со стороны местного населения. Поддержка со стороны племен Северного Йемена всегда была критической для способности любого правительства удержать власть в стране. В период зейдитского Имамата (1639-1962 годы) использовали свой социальны статус потомков Пророка Мухаммеда (ахль аль-бейт) для того, чтобы доминировать над двумя крупнейшими племенными федерациями страны: Хашид и Бакиль, между которыми существует долгая история соперничества. Йеменский политик Ахмед Мухаммед Нооман писал в своих мемуарах: «Имамы и правители в большой степени зависели от северных племен, особенно от двух известных враждующих племен Хашид и Бакиль, известных как «два крыла»».
После победы революции 1962 года и установления республиканского режима новые власти, не располагавшие религиозной легитимностью, вынуждены были искать новые стратегии для взаимодействия с племенами. Племена приняли активное участие в гражданской войне 1962-1970 годов, причем по обе стороны баррикад. Суннитские племена, такие как Мурад, присоединились к революционерам. На сторону республиканцев встало также объединение Хашид во главе с шейхом Абдаллой ибн Хусейном аль-Ахмаром. Определяющим фактором стала кровная месть за отца, казненного по приказу имама Ахмеда в 1959 году. В то же время зейдитская федерация Бакиль развернула вооруженное сопротивление новому правительству, поддержанное Саудовской Аравией. Большинство республиканских правительств успешно справлялись с контролем над племенной верхушкой кроме президента Ибрагима аль-Хамди (1974-1977 годы), вступившего в конфликт с племенами Севера, что привело к падению его власти. Особые отношения с племенными объединениями сложились у власти в период президентства Али Абдаллы Салеха (1978-2011 годы). При нем сложился подход, согласно которому «племя рассматривалось как главный компонент йеменского общества, основной фактор, объясняющий его социальную и политическую реальность».
Хуситское движение также понимает важность контроля над племенами для любого правительства, сидящего в Сане. Попытка свержения Имамата в 1948 году провалилась потому, что племена не поддержали ее. Республиканская революция 1962 года удалась потому, что значительная часть племен встала на ее защиту. Революция 2011 года, направленная на свержение режима Салеха, одержала победу, так как ее поддержала племенная федерация Хашид.
Али Абдалла Салех, представитель племени Санхан из конфедерации Хашид, обладал глубоким пониманием племенной динамики. Ему удалось привлечь на свою сторону таких традиционных племенных лидеров как шейх конфедерации Хашид Абдалла аль-Ахмар (1932-2007 годы) и шейхи Бакиль шейх Наджи бен Абдель Азиз аль-Шаиф (род. в 1941 году) и шейх Синан Абу Лахум (1922-2021 годы), которые были опорой его режима. Салех обладал потрясающим знанием племенной психологии, менталитета шейхов, социальной структуры племен, их ролей и возможностей. Президент занимался сдерживанием этих сил, поддерживая с ними гибкие взаимоотношения. При этом племенная верхушка включалась в структуру власти.
Шейх Абдалла бен Хусейн аль-Ахмар после выборов 1993 года стал спикером йеменского парламента, несмотря на то, что его партия «Ислах» заняла на этих выборах второе место. Верхняя палата парламента (Совет Шуры) состояла в основном из племенных шейхов. Другие племенные авторитеты были депутатами нижней палаты либо руководителями местных органов власти.
Поправки к Уголовному Кодексу ЙАР, принятые в 1994 году, предоставили племенным шейхам и акилям (старейшинам) право разбирать судебные диспуты на местах и судить за нетяжкие преступления. Значительная часть йеменцев к тому времени скептически относилась к неэффективной и коррумпированной системе государственного правосудия, и 90% судебных споров решались в рамках традиционного права. Управление по делам племен, созданное в 1980-е годы, выплачивало шейхам ежемесячные зарплаты. Некоторые субплемена Хашид и Бакиль были также интегрированы в военную структуру. Например, Хаджур, Анс, Аль-Химайтан, Хамадан, Бани аль-Харис, Хаулян, Санхан. Таким образом, в период режима Салеха представители племенной аристократии получили значительную политическую и финансовую выгоду.
Интеграция племен в плюралистическую парламентскую систему имело двойной эффект. С одной стороны, оно усиливало племенную верхушку. С другой стороны, угрожало единству самого племени. Соплеменники примкнули к разным политическим партиям, защищавшим идеологические постулаты, а не интересы племен. Шейх Абдалла аль-Ахмар, основатель и первый лидер исламистской партии «Ислах», признавал в своих мемуарах, что «партийность угрожает племенному единству».
Другим тревожным фактором стала легитимация новых племенных шейхов властями в Сане. Ранее отношения между шейхом и его рядовыми соплеменниками были построены на общественном договоре. Шейх становился фронтменом племени и его представителем среди других племен. Он был обязан соблюдать обычаи племени, быть мудрым и иметь опыт в урегулировании племенных споров. Традиция требовала, чтобы он отстаивал интересы племени и обладал качествами благородного, смелого и великодушного лидера. При Салехе путем подкупа или административного ресурса шейхами все чаще становились угодные режиму люди, не обладавшие высокими моральными качествами. Таким образом, происходило одновременно ослабление и правового государства, и племенной власти. Новые шейхи не проявляли большой интерес к проектам развития на своих территориях. В результате имела место пауперизация многих йеменцев.
К исходу правления Салеха значительная часть жителей Северного Йемена занималась сельским хозяйством либо шла служить в армию и другие силовые структуры. Очень немногие получали высшее образование. Однако большинство становились безработными. Эти люди становились горючей смесью для таких протестных движений как «Ансар Аллах» либо занимались криминалом: захватом заложников или разбоем на дорогах. Ситуация усугублялась отсутствием на многих племенных территориях сил безопасности.
Другим фактором ослабления племенного единства в Северном Йемене стало вооружение режимом некоторых племен для того, чтобы использовать их для борьбы против хуситов в 2004-2010 годах. Из представителей племен Хашид, Суфьян, Хаджур, Анс, Хамадан создавались ополчения, несмотря на наличие правительственной армии и сил безопасности. Их представители получали обучение в военных лагерях. Таким образом, одних йеменцев натравливали на других.