Несомненно, Китай представляет правительствам и обществам стран БВСА альтернативную политическую модель, которая утверждает, что может одновременно обеспечить экономический рост в сочетании с авторитаризмом. Это настоящий вызов стратегии Европы в южных странах-соседях, которая до сих пор делала упор на ценности через реформы в обмен на поддержку и взаимодействие. Такой зияющий разрыв между двумя совершенно разными подходами, при том что китайская модель воспринимается БВСА как успешная, еще больше отдаляет БВСА от ЕС. Это также создает не просто равнодушный южный пояс, но и враждебный. ЕС, столкнувшись с такой перспективой, должен изучить вопрос о том, может ли взаимодействие с Китаем в БВСА, направленное на переориентацию экономической роли Китая на конструктивные инициативы, более соответствующие ценностям ЕС, быть жизнеспособной альтернативой либо доброжелательному игнорированию, либо конфронтации. Такой подход потенциально может позволить Европе вступить в основанное на интересах сотрудничество с Китаем для поддержки стабильной многосторонней структуры, защищающей европейские интересы в БВСА.
На Европу может повлиять и то, что Китай считает, что экономическое развитие и предоставление общественных благ важны для мира и стабильности, а демократические реформы — нет. При таком подходе проекты развития, ориентированные на добычу ресурсов и создание инфраструктуры, рискуют укрепить авторитарные режимы, неформальные сети и социальное неравенство. Такое развитие влечет за собой долгосрочные последствия для политической и экономической стабильности в Европе, порождая многочисленные и сложные угрозы безопасности.
И Китай, и ЕС разделяют цель достижения стабильного регионального порядка. Это может стать отличной отправной точкой для сотрудничества ЕС и Китая в регионе БВСА. Нежелание Китая ввязываться в детали региональных конфликтов — это возможность для Европы использовать свои сильные стороны в регионе в координации с экономической мощью Китая. Цель состоит в том, чтобы привязать Китай к многосторонней структуре сотрудничества в регионе БВСА, а не оставить его действовать в одиночку в чисто меркантильном ключе, оставив Европу пожинать негативные последствия такого взаимодействия.
Европейские агентства развития уже экспериментируют с сотрудничеством с Китаем в Африке. Расширение этих партнерских отношений на страны Ближнего Востока и Северной Африки может стать полезным началом. С точки зрения европейских просвещенных интересов, цель должна заключаться в том, чтобы заставить Китай поддержать европейские инициативы по обеспечению стабильности в регионе, если две стороны будут развивать многостороннее конструктивное сотрудничество. Такое сотрудничество также должно дать возможность сформировать политическое взаимодействие Китая с регионом. Это не должно быть игрой с нулевой суммой, потому что Европа проиграет в раздираемом конфликтами регионе БВСА. Ее государствам срочно нужны деньги для восстановления инфраструктуры, экономики и общества, а также для решения проблем, вызванных климатом. Китайские деньги, как правило, более быстро доступны, чем европейские. Поэтому подход к региону с нулевой суммой, скорее всего, приведет к большим успехам Китая в регионе.
Это особенно актуально в условиях, когда Китай обнаруживает свои собственные немалые ограничения в регионе. Европе следует признать, что сейчас существует окно возможностей, поскольку реальное влияние Китая в регионе БВСА еще только зарождается. Многие проекты в рамках инициативы «Пояс и дорога», очевидно, были отменены или отложены, страны БВСА понимают, что Китай пока не может предоставить надежную альтернативу западному оружию. Китай все еще не соответствует ожиданиям стран БВСА, и это дает Европе прекрасный шанс действовать. Такое взаимодействие должно быть быстрым, целенаправленным, гибким (т. е. не жестким) и направленным на продвижение позиций и интересов ЕС. Очень важно учесть, как партнеры БВСА будут использовать Китай в качестве козыря.
Недавняя вспышка вооруженных столкновений в Газе и перспектива их эскалации могут стать для Китая грубым сигналом к действию в регионе БВСА. Он может быть древней державой, но он новичок в быстрых песках и мутных водах многочисленных конфликтов в БВСА. Возможно, до сих пор его подход, основанный на меркантильности, хорошо служил ему, но вспышка вооруженного насилия и войн поставит под угрозу его инвестиции и стратегию. Перед Китаем может встать выбор: участвовать ли в геополитике и безопасности или свести свое участие к самому необходимому, такому как инвестиции в энергетику и порты, а также продажа технологий безопасности и других сопутствующих технологий. Учитывая, что у Китая есть и другие заботы в Южно-Китайском море и в Тихом океане, маловероятно, что страна захочет направлять свои ресурсы каким-либо значительным образом в другие регионы, включая БВСА, помимо тех, которые необходимы для обеспечения ее узких интересов в области морской безопасности, торговли и поставок энергоносителей.