Выборы главы государства в Алжире будут проведены раньше запланированного срока. Алжирские власти не дают устраивающего общественность ответа на вопрос, почему это делается. Реально же перенос сроков выборов может объясняться запланированными на конец 2024 г. мерами, способными сильно разочаровать простых алжирцев.
21 марта президент Алжира Абдельмаджид Теббун заявил о переносе сроков выборов главы государства на 7 сентября 2024 года. Напомним, что их проведение было запланировано не позднее первой декады декабря текущего года.
Согласно комментариям алжирских СМИ перенос делается «в соответствии с положениями Конституцией страны от 1 ноября 2020 года. В ее статье 91 говорится, что глава государства «может принять решение о проведении досрочных президентских выборов»».
Примечательно, что освещающие данное решение А. Теббуна СМИ страны, представленные, главным образом, проправительственными изданиями, практически никак не могут обосновать целесообразность данного решения.
В то же время, они призывают алжирцев принять это решение на том основании, что-де действующий президент «улучшил их жизнь», борясь против «теневого рынка и спекуляции». Хотя от работы там в той или иной мере зависит как минимум треть алжирцев.
Далее околовластные журналисты представляют Теббуна этаким «сокрушителем короновируса», указывая, что благодаря его своевременным и мудрым решениям в Алжире «было зарегистрировано гораздо меньше жертв, чем в более крупных странах».
И, даже находясь на больничном несколько месяцев из-за сразившей его болезни, Теббун мужественно преодолел данный «кризис, не прибегая к внешним заимствованиям, одновременно помогая всем категориям граждан, пострадавших от пандемии».
И, несмотря на тяжелую ситуацию, действующий президент страны якобы успешно выполнил заявленную им еще в 2019 году программу из 54 социальных обязательств, несмотря на то, что распространение коронавируса «очень серьезно сократило доходы страны».
Более того – он якобы заметно облегчил жизнь населения, освободив от налогов бедных алжирцев, чьи ежемесячные заработки не превышают 30 000 динаров. А также повысил пенсии и пособия для безработных. Причем сделал он это тогда, когда нефть, от стоимости которой сильно зависит пополнение государственной казны, стоила 26 долларов за баррель.
Далее Теббун повысил доходы среднего класса, в том числе государственным служащим.
Кроме того, как утверждают провластные рупоры, благодаря его действиям страна «переживает огромный экономический бум, начав реализацию проектов, заблокированных коррупцией». Этому же способствует реформирование инвестиционного законодательства, ставшее толчком к развитию национальной горнодобывающей отрасли.
Также среди его достижений алжирские журналисты указывают на строительство нового газопровода в Италию и «десятков солнечных и ветряных электростанций».
Всему этому также способствует активное налаживание и развитие отношений с другими странами, в частности, с Китаем и европейскими государствами. Все это способствовало получению многомиллиардных инвестиций для реализации новых проектов и как следствие – росту влияния Алжира и на политической арене.
Если раньше, согласно проправительственным изданиям, страны Евросоюза относились к АНДР несколько «свысока», то теперь они сами стремятся наладить с алжирской стороной взаимовыгодные отношения.
И, пользуясь удачным моментом ухудшения связей России и Китая с Западом, и придерживаясь доктрины неприсоединения к ссорящимся сторонам, Алжир дополнительно повысил свой статус во всех конкурирующих «лагерях».
И в результате Теббун якобы «вернул Алжиру былую славу на международной арене, что видно по блестящим успехам на спортивных мероприятиях, так и по организованных им саммитам глав государств. Все это способствовало превращению Алжира в центр региональной геополитики и позволил ей заявить о себе во всем мире, избравшись в Совет Безопасности ООН». Находясь там, он дополнительно повысил свой авторитет, «безоговорочно поддерживая Палестину и справедливую борьбу за дело Западной Сахары».
Еще одно достижение Теббуна по данным его же журналистов – проведение «избирательной реформы», подразумевающей обязательство политических партий регулярно проводить «омоложение» кадров. Благодаря этому политическая система была очищена от инертных «засидевшихся» элементов. Что якобы позволило обновить более 80% партийного состава в том числе и в национальном парламенте.
На местном уровне якобы Теббун «полностью решил проблему пробок на дорогах», хотя в провинции, да и крупных городах над подобными утверждениями только смеются.
Что же касается представителей легальных партий, то практически все они, даже заявляющие себя «оппозицией», если не поддерживают прямо «мудрое решение» Теббуна, то, как глава левой Трудовой партии Луиза Ханнун призывают алжирцев сохранять спокойствие и «не поддаваться провокационным фантазиям и слухам». Соответственно, гражданам АНДР рекомендуется отказаться от любых «спекулятивных обсуждений и интерпретаций, способных посеять путаницу и неопределенность».
Ведь, согласно Л. Ханнун, любое действие против заявленных планов Теббуна направлено на подрыв безопасности Алжира. И за всем этим, по мнению Л.Ханнун, стоит «сионистское образование, планирующее с подачи США погрузить весь Сахельский регион в хаос».
Причем согласно ее утверждению, Алжиру могут грозить теракты, аналогичные тем, что произошли 22 марта в Москве и причиной тому служит защита Россией и ее «алжирским союзником справедливого дела Палестины».
В связи с принятым Теббуном решением реальная (техническая) подготовка к выборам начнется уже 8 июня 2024 г. созывом для их проведения избирательного корпуса страны.
Вопрос – для чего понадобилось Теббуну проводить выборы на три месяца раньше запланированного срока. Впрочем, как говорят в Алжире, «тот, кто контролирует время, контролирует ситуацию».
Однако претендентов, способных победить Теббуна на выборах, которым бы можно было не дать времени на «раскрутку», на политическом горизонте не просматривается. Стало быть, причина переноса сроков выборов иная.
Сам Теббун указывает, что сроки президентских выборов 2019 года в условиях тогдашнего политического кризиса были сдвинуты, но теперь он преодолен, и страна должна постепенно возвращаться в более привычные для нее избирательные «циклы».
Предположим, что нежелание Теббуна переизбираться в конце года, вызвано предстоящими непростыми для Алжира решениями, способными разочаровать граждан страны в своем руководстве.
Предположим, что в условиях взятого курса на увеличение и без того гипертрофированных «силовых» расходов и сокращения в текущем году поступлений в казну, вызванного уменьшением мировых цен на газ некоторые социальные расходы при формировании бюджета 2025 года могут быть «пущены под нож».
Но это будет потом. И всякое возможное возмущение будет безжалостно давиться на том основании, что страна переизбранием Теббуна дала ему карт-бланш на совершение в том числе и не самых популярных действий. И те, кто будет на это негодовать, рискуют быть объявленными «врагами, желающими толкнуть страну в мрачные 90-е» и сторонниками «сионистов», мечтающими победить Алжира руками «предателей».