Терроризм остается значительной угрозой для пяти стран Центральной Азии

по материалам Anbound Consulting, КНР*

После распада Советского Союза волна терроризма прокатилась по пяти странам Центральной Азии, а именно Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану, Узбекистану и Туркменистану. В феврале 1999 года экстремистские силы предприняли попытку покушения на президента Узбекистана Ислама Каримова, взорвав шесть бомб на пути следования его кортежа, но  Каримов выжил. Летом 1999 года и весной 2000 года несколько вооруженных группировок совершили нападения на Кыргызстан и Узбекистан, вызвав большие волнения в этих странах Центральной Азии. В марте 2004 года в Узбекистане произошли террористические акты в Ташкенте и Бухаре, а в Центральной Азии часто происходят террористические акты меньшего масштаба. Однако в целом частота терроризма в пяти странах Центральной Азии была относительно низкой с момента распада Советского Союза. Соответствующие исследования показывают, что с переходного периода до 2012 года среднегодовое количество террористических актов в каждой из пяти стран Центральной Азии в целом было ниже 10, что указывает на относительно низкую частоту и интенсивность. Более того, пять стран Центральной Азии сотрудничают с крупнейшими мировыми державами в борьбе как с внутренним, так и с иностранным терроризмом. В последние годы интенсивность террористических угроз в пяти странах Центральной Азии, похоже, оставалась низкой, при этом джихадистские группировки, такие как «Аль-Каида» (запрещена в России), не совершали нападений в регионе в течение нескольких лет. Таким образом, угроза терроризма в пяти странах Центральной Азии, по-видимому, постепенно снижается. Недавно Институт репортажей о войне и мире (IWPR) и Центр международной безопасности и стратегии (CISS) Университета Цинхуа не упомянули террористические риски в пяти странах Центральной Азии в своих отчетах о рисках внешней безопасности для Китая в 2024 году. Однако, учитывая как исторические, так и текущие факторы, исследователи Anbound Consulting считают, что терроризм остается серьезной угрозой для пяти стран Центральной Азии с большим потенциалом распространения, создавая устойчивую угрозу региональной стабильности, в том числе в таких районах, как китайский Синьцзян.

Во-первых, коренные причины терроризма не были эффективно искоренены в пяти странах Центральной Азии. Бедность и низкий уровень развития являются фундаментальными факторами, способствующими терроризму. Несмотря на усилия за последние 30 лет по развитию экономики и осуществлению социального строительства, в Центральной Азии были достигнуты значительные достижения и прогресс. Однако экономика большинства стран Центральной Азии по-прежнему отстает, многие люди остаются бедными, сталкиваются с трудностями в трудоустройстве и ограниченными возможностями для развития молодежи. Три страны — Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан — по-прежнему классифицируются как страны с низким и средним уровнем дохода, с большим количеством обнищавшего населения. В Кыргызстане и Таджикистане около четверти населения по-прежнему живет за чертой бедности. Согласно данным Всемирного банка, по сравнению с 1992 по 2021 год доход на душу населения в Узбекистане увеличился с 600 долларов США до 1983 долларов США, увеличившись более чем втрое за 30 лет. В Кыргызстане рост составил с 520 до 1276 долларов США, то есть более чем удвоился, в то время как в Таджикистане рост составил с 280 до 897 долларов США, то есть примерно утроился. Несмотря на этот рост, абсолютные значения невелики, и с учетом инфляции реальный рост ниже. В 2022 году среднемесячная заработная плата в Таджикистане составляла всего 160 долларов США, а в Узбекистане — более 340 долларов США. Казахстан и Туркменистан, с другой стороны, считаются богатыми в Центральной Азии. В 2019 году доход на душу населения в Туркменистане составлял 7344 доллара США, в то время как в Казахстане доход на душу населения достиг 10373 долларов США в 2021 году и даже достиг максимума в 12080 долларов США в 2014 году, классифицированных Всемирным банком как страны с доходом выше среднего. Однако в этих двух странах существует значительный разрыв в уровне благосостояния между городскими и сельскими районами. После окончания беспорядков в начале 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что годовой доход половины жителей Казахстана составляет всего более 1300 долларов США при ежемесячном доходе чуть более 110 долларов США. В то же время 162 самых богатых человека в Казахстане владели половиной богатства страны. Общая бедность и значительный разрыв в уровне благосостояния в регионе усилили общественное недовольство. Социальная основа религии обширна в пяти странах Центральной Азии. Бедность и религиозные факторы облегчают накопление и брожение экстремистских религиозных идей в этих пяти странах, создавая благоприятные условия для терроризма. Более того, чтобы зарабатывать на жизнь, многие молодые люди в Центральной Азии предпочитают работать в таких странах, как Турция, где их экономические условия делают их восприимчивыми к радикальным религиозным идеям, и они могут вернуться домой для дальнейшего распространения таких мыслей.

Во-вторых, террористические группировки в Центральной Азии постоянно перегруппировываются и никуда не исчезают. В целом, к наиболее активным террористическим организациям в пяти странах Центральной Азии относятся Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM), «Джунд аль-Халифа» (JaK), Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и Акромия. Эти организации часто имеют сложные связи с «Аль-Каидой» и «Талибаном». В последние годы влияние «Исламского государства в провинции Хорасан» («ИГ-Хорасан», запрещено в России) также постепенно усиливается. За последние два года «ИГ-Хорасан»  добилось значительного прогресса в пропаганде и вербовке среди молодых таджиков в Центральной Азии, а также в сборе средств. Комментаторы предполагают, что его операционная модель может послужить образцом для аналогичных организаций в будущем. Считается, что члены «ИГ-Хорасан» стоят за недавним взрывом на мероприятии в честь Касема Сулеймани в Иране в начале этого года. Стоит отметить, что в ходе теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» 22 марта этого года, согласно первоначальным сообщениям, все первые четверо арестованных подозреваемых были гражданами Таджикистана. Таким образом, этот инцидент дает все основания полагать, что в Таджикистане все еще существует благоприятная среда для терроризма.

Исследование показало, что за последние пять лет в Центральной Азии произошло обострение внутренних конфликтов внутри соответствующих террористических организаций. В сочетании с совместными усилиями по борьбе с терроризмом как внутри региона, так и за его пределами, оперативный и разрушительный потенциал террористических организаций в пяти странах действительно снизился. Однако из-за социальных реалий и относительно слабого потенциала управления в пяти странах Центральной Азии ни их внутренние усилия, ни внешнее давление со стороны крупных держав не могут полностью искоренить терроризм. Более того, сталкиваясь с внешним давлением и внутренними конфликтами, сами террористические организации проходят адаптацию. Как только они завершат свою собственную реструктуризацию и стратегические корректировки, оперативные и разрушительные возможности таких организаций, вероятно, станут еще сильнее.

Более того, обострение терроризма в пяти странах Центральной Азии также может быть вызвано действиями западных стран. Известная стратегия некоторых западных стран — поддерживать радикальные и террористические силы для противодействия геополитическим противникам. Во время холодной войны, чтобы подорвать позиции Советского Союза в геополитическом соперничестве, США и их западные союзники энергично помогали радикальным исламистским силам в регионе Центральная Азия-Ближний Восток, что в конечном итоге привело к росту террористических сил, таких как ХАМАС, которые продолжали дестабилизировать регион. С точки зрения глобального геополитического ландшафта, Центральная Азия долгое время была уголком, которым пренебрегала большая часть мира. Тем не менее, в последние годы западные страны активизировали свои усилия по обхаживанию пяти стран Центральной Азии из-за конкуренции в производственной цепочке с Китаем и сдерживания влияния России. Такие страны, как США, выразили заинтересованность в оказании помощи в разработке редких металлов в Центральной Азии, в то время как Япония стремится расширить сотрудничество в цифровой сфере. Однако было бы трудно избавиться от влияния России в области безопасности и экономического влияния Китая в центральноазиатском регионе на значительный период. Кроме того, западные страны на фоне тенденции деглобализации все больше внимания уделяют сотрудничеству с соседними регионами. Что касается Центральной Азии, то существует большая вероятность участия западных стран в стратегических маневрах, в первую очередь направленных на предотвращение стабильности в регионе и дальнейшего расширения влияния Китая и России. Было замечено, что терроризм играет значительную роль в этой динамике. В последние годы в западных СМИ высказывались опасения по поводу предполагаемого ограничения свободы вероисповедания в странах Центральной Азии. НПО с западными филиалами также были вовлечены в распространение подобных рассказов, уделяя особое внимание более молодой демографии. Участие западных игроков в этих дискуссиях потенциально может повлиять на ситуацию в пяти странах Центральной Азии, способствуя региональной нестабильности.

Окончательный вывод анализа

Из-за внутренних проблем в странах Центральной Азии, развивающейся динамики террористических организаций и влияния Запада террористическая угроза в пяти странах Центральной Азии продолжает создавать риски расширения и распространения. Непосредственно прилегающий регион Синьцзян в Китае потенциально может служить прямой точкой входа для этих связанных рисков. Поэтому Китаю следует внимательно отслеживать террористические риски в пяти странах Центральной Азии.

 

*Anbound Consulting — независимый аналитический центр со штаб-квартирой в Пекине, основанный в 1993 году, специализируется на исследованиях государственной политики и пользуется профессиональной репутацией в области стратегического прогнозирования, политических решений и анализа рисков.

55.71MB | MySQL:115 | 0,655sec