К первой годовщине победы М.Ахмадинежада на президентских выборах 2009 г.

С момента избрания М.Ахмадинежада президентом Ирана на второй срок прошел уже практически год. В то же время в экспертных кругах до сих пор не утихает дискуссия относительно того, какие политические процессы протекали тогда в ИРИ, а также какое влияние победа действующего президента оказала на расстановку сил в стране. В настоящей статье на основе материалов, публиковавшихся в течение года в таких авторитетных иранских изданиях, как «Эттемад-э мелли», «Джахан-э эгтесад», «Донья-йэ эгтесад» и «Эгтесад-э Иран», осуществлена попытка дать частичный ответ на эти вопросы.

Тяжелая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Иране накануне президентских выборов 12 июня 2009 г., в значительной степени обострила противостояние различных политических группировок внутри страны и усугубила негативное влияние на ситуацию традиционных разногласий в обществе по таким вопросам как перспективы предоставления больших свобод населению, сокращение вмешательства государства в различные сферы жизни, активизация деятельности частного сектора.

Только по официальным данным ЦБ ИРИ, к июню 2009 г. инфляция в Иране составила 23,6%, а рост потребительских цен 15% в год. Все это сопровождалось укреплением курса доллара США по отношению к национальной валюте. Считается, что на момент проведения выборов, за чертой бедности жило от 14 до 25 млн человек (максимально – не менее 35%), при МРОТ 279 долл. США на человека и прожиточном минимуме в 860 долл. США на городскую семью из пяти человек. Достаточно сильным являлось социальное расслоение: доходы богатейшей части населения в 15,5 раз превосходят доходы беднейшей его части.

Данная ситуация привела к тому, что все основные участники президентской гонки (М.Ахмадинежад, М.Кярруби, М.Резаи, М.Х.Мусави) уделяли особое внимание пропагандированию своей экономической программы действий. При этом, с точки зрения экспертов, важным для кандидатов было не только продемонстрировать имеющееся у них желание улучшить условия жизни и благосостояние населения ИРИ, но и предложить продуманный, конкретный, а также осуществимый план по достижению указанной цели. Ориентиром для многих претендентов на пост президента служила предложенная М.Ахмадинежадом программа реформы, которая, по мнению участников предвыборной гонки, уже не давала им права ограничиться критикой действующего кабинета министров и общими обещаниями.

Формально, достигнуть главной (и общей для всех кандидатов) цели по созданию справедливой экономической системы, основанной на принципах демократии, равноправия и ограниченного государственного вмешательства, каждый из соперников М.Ахмадинежада собирался по-своему: М.Кярруби – через раздачу всем иранцам старше 18 лет акций некоей пока еще не созданной компании (фонда), контролирующей продажу добытых в ИРИ энергоресурсов; М.Резаи привлекая к управлению государством проверенных специалистов; М.Х.Мусави путем защиты отечественного производителя, восстановления распущенной М.Ахмадинежадом Организации управления и бюджетного планирования и усиления роли кооперативного и частного секторов. Однако, как подчеркивают некоторые эксперты, при всем разнообразии подходов в экономической части предвыборных программ у М.Кярруби, М.Резаи и М.Х.Мусави с предвыборной платформой М.Ахмадинежада просматривался ряд общих черт.

Все три главных конкурента действующего президента действительно активно критиковали правительство за рост инфляции, безработицы, разорение действующих предприятий, чрезмерное вмешательство государства в управление экономикой и дела частного сектора, бесконтрольный ввоз иностранных товаров, ставящий под угрозу существование внутреннего производителя. Но стоило им только перейти к обсуждению конкретных шагов по улучшению существующей ситуации тут же возникала оговорка о том, что они не собираются коренным образом отказываться от экономического курса действующего президента, имеющего, с их точки зрения, и положительные моменты. Тот же М.Х.Мусави, ярый критик девятого кабинета министров, предупреждавший на митингах о губительных последствиях реализации плана реформ М.Ахмадинежада, в более спокойной обстановке отмечал, что в случае победы он обязательно проведет реструктуризацию субсидий (не исключая и монетизацию льгот), осуществит введение НДС, активизировав тем самым налоговую политику государства, и продолжит приватизацию, т.е. воплотит в жизнь замыслы прежней администрации. К схожему пониманию ситуации склонялся и М.Резаи.

По мнению многих аналитиков, отмечавших фактическую идентичность предвыборных экономических программ главных кандидатов, основная политическая борьба накануне президентских выборов 2009 г. развернулась не за право предложить свою программу реформ, а за право их провести. В последнее время все чаще находит официальное подтверждение информация о том, что накануне выборов М.Ахмадинежад планировал под видом проведения экономических преобразований фактически произвести перераспределение части контрольных функций в свою пользу, а также выйти из под надзора меджлиса и Наблюдательного Совета (НС). В частности, громкое обсуждение вопроса отмены топливных субсидий практически вывело из поля зрения иранской общественности ряд других немаловажных аспектов запланированных реформ. Правительство старалось сделать исключительно своей прерогативой право вводить налоги и определять их уровень, а распределение прямых субсидий среди физических и юридических лиц вывести из сферы ответственности старых институтов и передать в руки специально созданного фонда, который должен был действовать как частная, а не государственная компания под контролем совета попечителей под руководством президента. Т.о. фактически ставились под угрозу интересы ряда политических групп, куда входили такие видные политические деятели как А.А.Хашеми-Рафсанджани, М.Хатами, А.А.Натек-Нури, Х.Рухани, М.Р.Бахонар. Выдвигая в качестве кандидатур на пост президента М.Кярруби, М.Резаи и М.Х.Мусави данные политические группировки старались помешать М.Ахмадинежаду изменить сложившуюся расстановку сил и взять инициативу в свои руки.

По мнению некоторых экспертов, президентские выборы 2009 г. в Иране качественно отличались от предыдущих: анализируя их итоги уже нельзя говорить о столкновении интересов реформаторов и консерваторов, клерикалов и технократов. Корни борьбы оказались намного глубже: 12 июня 2009 г. старая политическая и экономическая иранская элита проиграла своему относительно новому оппоненту – стоящей за М.Ахмадинежадом, набирающей силу т.н. «партии военных», выходцев из КСИР и «Басидж», поддерживаемых Верховным руководителем С.А.Хаменеи. Активное пришествие руководства КСИР во власть началось именно после избрания президентом ИРИ в 2005 г. М.Ахмадинежада – бывшего сотрудника Корпуса и подконтрольного стражам ополчения «Басидж». Еще при первом его сроке 5 ветеранов КСИР и «Басидж» заняли посты генерал-губернаторов провинций (Керман, Хузестан, Западный Азербайджан, Хамадан и Элам), 9 — стали членами кабинета министров (министры жилищного строительства М.Саиди-Кия, связи М.Солеймани, энергетики П.Фаттах, промышленности и шахт А.А.Мехрабиян, сельского хозяйства М.-Р.Эскандари, культуры и исламской ориентации М.-Х.Саффар-Харанди, нефти Г.Х.Ноузари, обороны М.М.Наджар, торговли С.М.Мир-Каземи), большинство из которых входили в так называемый «экономический блок». По мнению экспертов, М.Ахмадинежад довольно последовательно приводил во власть бывших членов Корпуса. Оппоненты правительства неоднократно обвиняли М.Ахмадинежада в защите экономических интересов КСИР. В частности сообщалось, что через идущий процесс приватизации в руки Корпуса передаются госпредприятия. По мнению ряда иранских политиков, запланированные М.Ахмадинежадом реформы также должны были помочь КСИР, перенаправив в его пользу часть финансовых потоков.

В данной ситуации, с точки зрения экспертов, политическая борьба до и после президентских выборах основывалась на противостоянии экономических интересов местных элит. По их мнению, призывы к большим свободам и демократии одних, равно как и лозунги о порядке и справедливости других преследовали исключительно манипулятивные цели – настроить общественность против своего оппонента. На практике обе стороны отличались прагматичной настроенностью и не собирались радикальным образом менять внутриполитический курс страны.

По мнению экспертов, произошедшие после 12 июня 2009 г. в иранских городах массовые беспорядки не только продемонстрировали боеспособность Корпуса, но и привели к значительному усилению его влияния на ситуацию в ИРИ. Периодические выступления главкома КСИР М.А.Джафари, а также командующего ВВС Корпуса Х.Салами летом-осенью 2009 г. подтвердили предположения относительно того, что стражи исламской революции более не намерены ограничиваться отведенной им ролью защитников режима от прямого нападения и контрреволюционных выступлений. По их словам, стоящие сейчас перед Ираном вызовы (и это-де продемонстрировали столкновения с «зеленым» движением) носят не только военный характер: враги существующего в ИРИ строя намерены подорвать морально-этические, политические и культурные устои общества. Изменения, идущие в структуре КСИР якобы по указанию самого Верховного руководителя Ирана С.А.Хаменеи, должны, мол, учитывать складывающуюся ситуацию, а, следовательно, вести к расширению возможностей Корпуса, как в военной, так и гражданской сферах.

Фактически, с точки зрения некоторых политологов, выступления М.А.Джафари и Х.Салами, равно как и идущие структурные изменения в КСИР, в том числе создали базу для легитимизации имеющихся у стражей инструментов влияния на иранское общество с последующим расширением их возможностей. Особые усилия Корпус прилагает для проникновения в экономику страны. По словам руководителя принадлежащего КСИР холдинга «Хатам-оль-Анбия» Р.Гасеми, стратегия стражей в данном вопросе заключается в создании корпораций, которые способны заменить собой крупные частные иранские и иностранные компании в различных отраслях экономики страны. Как показывает практика, наибольший интерес для КСИР представляют производства, играющие важную роль в обеспечении национальной безопасности ИРИ. В частности, принадлежащая Корпусу инвестиционная компания «Мехр-э эгтесад-э иранийан» активно вкладывает средства в развитие переживающей тяжелые времена нефтеперерабатывающей промышленности, а также занята созданием крупного промышленного хлебопекарного производства (традиционно потребность населения в хлебе, составляющем основу питательного рациона иранского населения, обеспечивалась мелкими предпринимателями). К началу 2010 г. «Мехр-э эгтесад-э иранийан» провела крупные сделки по покупке акций таких иранский государственных фирм как «Азараб», «TideWater Middle East Marine Services Inc., PLC», а также автомобильного концерна «Бахман», Компании по развитию шахт и Тебризского тракторного завода.

Поведение связанных с Корпусом фирм значительно отличается от поведения остальных участников биржи. Действия той же «Мехр-э эгтесад-э иранийан» нельзя охарактеризовать как игру на акциях: количество проводимых ею продаж минимально. По мнению экспертов, речь идет о проводимой планомерной скупке акций промышленных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономической безопасности ИРИ. Причем, не всегда эти сделки оправданы с точки зрения выгоды. Исполнительный директор «Мехр-э эгтесад-э иранийан» И.Резави (кстати, не скрывающий своего военного прошлого в КСИР) заявляет о том, что покупка акций «Иралко» была не оправдана с финансовой точки зрения, но упустить возможность получить доступ к управлению крупнейшим производителем алюминия в Иране указанная фирма не могла.

Подконтрольные КСИР инвестиционные компании расходуют значительные средства на покупку акций выставляемых на бирже предприятий. О финансовых возможностях все той же «Мехр-э эгтесад-э иранийан» говорит тот факт, что за первый год своего существования на бирже ею было инвестировано 500 млн долл. США. Только покупка 42,5% акций крупнейшего иранского тракторостроительного предприятия в Тебризе в мае 2008 г. обошлась в 177 млн долл. США, из которых 45 млн было выплачено сразу, а остальные в рассрочку в течение 5 лет. Получение столь выгодных условий сделки, по некоторым данным, не обошлось без помощи государства.

Использование КСИРом имеющихся у него нерыночных рычагов влияния для поддержки деятельности связанных с ним компаний неоднократно отмечалось как местными, так и зарубежными аналитиками. В частности, не без скандала прошла приватизация в 2008 г. «TideWater Middle East Marine Services Inc., PLC», занимающейся управлением иранских портов и логистикой. По некоторым данным, акции указанной компании были приобретены «Мехр-э эгтесад-э иранийан» по практически двойной цене и уведены из рук иностранного инвестора не без государственной помощи. По крайней мере, руководство указанной инвестиционной компании не отрицает, что пошло на эту сделку по указанию КСИР, якобы стремившегося не допустить иностранное присутствие в морских портах страны.

По словам аналитиков, справедливая рыночная конкуренция на бирже допускается Корпусом только в тех случаях, когда не затрагиваются его интересы. При этом, для КСИР предпочтительнее, чтобы она разворачивалась среди своих же компаний, как например ожесточенная борьба между «Мехр-э эгтесад-э иранийан» и «Хатам-оль-Анбия» за 5% акций компании «Садра» в мае 2009 г. Впрочем, что характерно, развернулась она уже после того, как представители «Хатам-оль-Анбия» заполучили 51,18% акций этой компании общей стоимостью 76 млн долл. США.

При этом, если главной компанией представляющей интересы Корпуса на бирже выступает «Мехр-э эгтесад-э иранийан», то основной силой КСИР по реализации промышленных проектов является холдинг «Хатам-оль-Анбия». Он был создан в 1990 г. на базе строительных подразделений Корпуса в соответствии со статьей 147 иранской конституции (оговаривающей, что в мирное время военные подразделения должны привлекаться для созидательных целей). В период президентства А.А.Хашеми-Рафсанджани «Хатам-оль-Анбия» получила основной массив работ по реконструкции разрушенной в ходе боевых действий экономической инфраструктуры страны, впервые заявив о своих возможностях. На данный момент указанная компания насчитывает 40 тыс. сотрудников, а ее годовой оборот составляет 12 млрд. долл. США. Всего с 1990 г. по 2009 г. ею было реализовано около 1500 различных проектов, еще 247 находятся в стадии выполнения. По словам директора «Хатам-оль-Анбия» Р.Гасеми, к апрелю 2009 г. его компания практически завершила работы над созданием плотины Гатаванд, прокладкой газопровода в Хоррамабаде, строительством Ширазской железной дороги и железной дороги Бам – Захедан, конструированием необходимой инфраструктуры по доставке воды с кереджской плотины в Тегеран и водопровода в Куме.

Структурно «Хатам-оль-Анбия» представляет собой крупный холдинг, взаимоотношениям внутри которого приданы формы военной организации (головная компания называется не иначе как «ставка» или «командование», а ее директор именуется не иначе как «командующий»). К наиболее известным структурным подразделениям «Хатам-оль-Анбия» можно отнести «Горб-э нух», «Хурра», «Рехаб», «Сахель», «Омран» и «Макин». Весьма значительным является и разброс работ, выполняемых «Хатам-оль-Анбия». Основной сферой интересов «Хатам-оль-Анбия», в первую очередь, выступают проекты в энергетической сфере (прокладка газопроводов Ассалуйе – Ираншахр, Наин – Мейами, Мейами – провинция Гулестан разработка 15 и 16 блоков месторождения Южный Парс, проведение геологоразведывательных работ, строительство необходимой портовой инфраструктуры для проекта по производству СПГ «Iran LNG»).

В то же время энергетика не является единственной сферой интересов «Хатам-оль-Анбия». В частности, она активно участвует в развитии портовой инфраструктуры на острове Киш (в мае 2008 г. «Хатам-оль-Анбия» получила право на строительство причала мощностью в 12 тыс. тонн), а также в портах Бандар-э Шахид Бехешти и Бандар-э Имам Хомейни. «Хатам-оль-Анбия» также заключила договор на реконструкцию железной дороги Тегеран – Тебриз (планируется перевести часть пути под землю). Как только в Иране обозначилась проблема с жильем руководство указанной корпорации в 2008 г. выступило с заявлением относительно разработанного проекта по массовому промышленному строительству жилья.

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации необходимо отметить, что несмотря на существующие опасения западных экспертов, усиление роли КСИР в политической и экономической жизни ИРИ, в конечном счете, может положительно сказаться на ситуации, складывающейся вокруг Ирана. Выходцы из Корпуса, по мере концентрации капитала в их руках и ослабевания прежней экономической элиты, будут все больше заинтересованы в создании благоприятных условий для своей экономической деятельности. А это, в свою очередь, сделает их сговорчивее и менее агрессивно настроенными при выстраивании отношений с внешним миром.

62.67MB | MySQL:102 | 0,589sec