Визит главы ПНА Махмуда Аббаса в Индонезию

29 мая с.г. в Джакарту прибыл глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас. За последние несколько лет это уже не первый визит палестинского руководителя в Индонезию. Как видно из сопутствующих событий, они связаны с происходящими на международной арене попытками по урегулированию проблем Ближнего Востока. Индонезия на протяжении многих лет последовательно придерживается курса на создание независимого палестинского государства, оказывает ПНА политическую и материальную помощь. Это безусловно дает основание руководству ПНА не сомневаться в союзнических отношениях и в периоды решающих исторических моментов апеллировать к Индонезии за поддержкой. Так было в частности в 2007 г., когда накануне международной конференции в Анаполисе (США), где планировалась выработка решений ближневосточного конфликта, Махмуд Аббас прибывает в Индонезию с предложением президенту страны Юдхойоно принять участие в переговорах, и президент Индонезии приглашение принимает. По сообщению министерства иностранных дел Индонезии инициатива новой встречи двух лидеров исходит от Махмуда Аббаса. Его визит обусловлен, по всей видимости, предстоящим посещением Джакарты в июне с.г. Президентом США Бараком Обамой. Есть определенные основания полагать, что оно может быть связано с изменениями внешнеполитического курса США в отношении мусульманских государств и новой расстановкой сил в исламском мире. Для такой постановки вопроса имеется немало оснований.

Провал текущего курса американской администрации в отношении исламского мира становится все более очевидным. Потребность его изменения не вызывает сомнения, в том числе и в руководстве США. Нужны принципиально новые подходы, неординарные варианты решений, новые партнеры для их реализации. Одним из вариантов, как представляется, может стать попытка американцев использовать в своих стратегических интересах многообразие и неоднородность исламского мира, противоречивость или же несовпадение интересов его участников. В частности, в ряде случаев конкретно просматривается неудовлетворенность своим положением во всемирной умме исламской периферии. Значительно превышая арабские страны по численности мусульман, страны “вторичного ислама” зачастую остаются в стороне от принятия кардинальных решений, касающихся положения дел в исламском мире.

На таком фоне вполне возможна со стороны США попытка еще большего размежевания исламского мира на страны традиционного ислама и периферию, объединенную желанием изменить существующее на текущий момент положение дел, и склонить мусульманскую периферию в свою сторону. По всей видимости, возможны и другие варианты, как союзнических отношений, так и противостояний. Не исключено, что эта борьба может носить скрытый характер. Но в таком водоразделе в исламском мире Соединенные Штаты могут быть заинтересованы. Он дает при определенных условиях потенциальный шанс для реализации тех политических шагов, которые на текущий момент являются невыполнимыми. Многое может зависеть от того, кто будет инициатором и объединителем одной из сторон этого негласного противостояния. Судя по ряду фактов, кандидат определился. Свой первый официальный контакт в исламском мире администрация Обамы осуществила посредством визита в Индонезию госсекретаря. Тогда Х. Клинтон настойчиво призывала руководство этой страны к наведению мостов между США и исламским миром, не раскрывая при этом содержания своих обращений. Ясно, что избранницей Вашингтона стала Джакарта. Индонезия давно претендовала на такую роль. Время, когда она пыталась делать это скрытно или же как-то завуалировать свои намерения, истекло. Достаточно наглядно это прозвучало уже в мае 2007 г. в высказываниях руководства страны. “Страны Ближнего Востока слишком глубоко и долго погружены в свои проблемы и порой слишком фокусируют внимание на некоторых субъективных аспектах, — заявил в ту пору министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда. — Мы, кто сопереживает трагедии этого региона со стороны, можем видеть картину яснее и лучше. Таким образом, мы в состоянии выдвигать свежие идеи, которые могут быть очень полезны в решении проблем” (1) По всей видимости, эти слова в Соединенных Штатах не остались незамеченными. Выжидалась лишь ситуация для их использования, и вполне можно предполагать, что момент пришел.

Визит Х. Клинтон вызвал в Индонезии всплеск необычайной политической активности. Вновь назначенный министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава развил бурную деятельность, пытаясь всячески подчеркнуть исключительную роль своей страны на международной арене. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что “Индонезия в 2010 г.продолжит исполнять свои обязательства по урегулированию мировых конфликтов”….” Индонезия будет наращивать свою роль в наведении мостов для устранения разногласий в непростой международной обстановке. Наша внешняя политика, основанная на диалоге и дипломатических подходах, способствует тому, что Индонезия постоянно обретает роль посредника на международной арене.” (2) Наталегава в частности отметил, что Индонезия продолжит всемерную поддержку ближневосточного мирного процесса и создание независимого Палестинского государства. Министр также добавил, что индонезийская внешняя политика не намерена игнорировать проблемы исламского мира связанные с Афганистаном, Ираком и положением дел с иранской ядерной программой. (3) Для реализации этих намерений происходит набор союзников из числа неарабскиз стран традиционного ислама. Взоры Джакарты обращаются в сторону Тегерана и Анкары. В отношении иранской ядерной программы Индонезия выдвинула новые инициативы, явно отличающиеся от сложившихся стереотипов. Совместно с Турцией ведется разработка новых подходов в отношении афганской проблемы. Заметна активизация индонезийской дипломатии и по другим схожим направлениям.

Не исключено, что все эти действия тем или иным образом связаны с поисками американцами новой стратегии в отношении исламского мира и решения проблем Ближнего Востока. Вполне возможен также вариант того, что в ПНА рассмотрели подобное развитие событий и не хотят упускать свой шанс решения собственных проблем на волне новых событий. Вместе с тем, визит в Индонезию, в преддверии визита президента США, одного из лидеров мусульманского и притом арабского мира, персонифицирующего средоточие не только глобальных мусульманских проблем, но и в определенной степени общемировых накануне весьма вероятных изменений в исламском мире, связанных с перегруппировкой сил, вне всякого сомнения, в интересах Индонезии. Как считает индонезийское руководство узел решения ближневосточных противоречий кроется в палестинской проблеме. От ее решения в значительной степени зависит снятие напряженности в ближневосточном регионе, да и во всем мире. Участвующие в ее разрешении стороны или же те, кто оказывает непосредственное влияние на ситуацию на Ближнем Востоке, в не меньшей степени, чем озабоченностью по поводу положения дел в регионе, руководствуются собственными интересами. Эти интересы связаны с той ролью, которая им отводится на Ближнем Востоке, а исходя из этого и во всем исламском мире. Популяризируя свою роль, Индонезия подтвердила Махмуду Аббасу решение построить за свой счет на территории сектора Газа современный госпиталь. Ранее сообщалось о том, что строительство будет вестись при участии Турции.

В конечном же счете визит Аббаса в Индонезию свидетельствует о ее возрастающем внешнеполитическом потенциале и в определенной степени служит подтверждением правомерности тезиса о наличии альянса между США и Индонезией и его активном развитии. На совместной пресс- конференции двух лидеров М.Аббас сообщил, что обратился к Юдхойоно с просьбой поддержать его усилия по прекращению блокады Израилем сектора Газа. Заслуживают особого внимания слова индонезийского президента о том, что “новый мирный процесс, в который вовлечены страны Ближнего Востока, будет более приемлем для реализации независимости палестинского государства и обеспечения устойчивого мира в регионе. … Индонезия несет свои обязательства в этом мирном процессе в соответствии обращениями палестинских лидеров.” (4) М. Аббас в свою очередь отметил, что мирный процесс вокруг Палестины входит в новую стадию и будет способствовать разрешению конфликта между Палестиной и Израилем. Он также выразил надежду на скорое достижение соглашения между ФАТХ и ХАМАС. (5)

Очевидно, в понимании содержания слов “новый мирный процесс” или же его “новая стадия” применительно к ситуации в Палестине и состоит основная интрига текущего момента.

 

1. International Herald Tribune Asia-Pacific, 21.05.2007.

2. ANTARA News, 09.01.2010

3. ANTARA News, 09.01.2010

4. Jakarta Post, 29.05.2010

5. ANTARA News, 30.05.2010

52.21MB | MySQL:103 | 0,462sec