К вопросу о глобальных внешнеполитических амбициях Турции

В последнее время в турецких СМИ все чаще стали проводиться дискуссии об ответственности Турции не только в региональных делах, но и в глобальных процессах. Такая тенденция, как правило, возникает в результате намерений государства пересмотреть свои интересы в регионе, обозначить зону влияния и найти свое место в мировом порядке. С другой стороны, как показывает история, государству не всегда удается разработать адекватную внешнеполитическую стратегию, особенно если осознание ответственности не подкреплено материальным и духовным потенциалом. Большое значение в формировании соответствующей международной программы имеют здравые оценки относительно внешнеполитических ресурсов страны. Турция уже имеет опыт проведения ошибочного курса в отношении стран Центральной Азии. Сегодня она рискует совершить такую же ошибку на Ближнем Востоке.

«Необходимо создать новый мировой порядок. К сожалению, все существующие глобальные институты, такие как ООН, Всемирный банк и т.п., сформированные в результате 2-й Мировой войны, не отвечают сегодняшним реалиям», – такое заявление сделал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, выступая 29 мая с.г. на заседании 3-го международного форума Альянса цивилизаций, проведенного в Рио-де-Жанейро. Этим глава турецкого внешнеполитического ведомства выразил свое недовольство нынешним местом Турции в международных делах. По его мнению, сегодня турецкое государство представляет собой «региональную сверхсилу», претендующую на полноправное участие в решении глобальных проблем. Очевидно, что членство в «двадцатке» Турцию больше не устраивает и теперь она стремится к более влиятельным структурам. По всей вероятности, руководство страны замахнулось на постоянное членство в Совете безопасности ООН. Имеются ли у Турции необходимые для этого ресурсы, и каким образом она планирует достичь этой цели?

Постараемся найти ответ в выступлении А. Давутоглу во время форума в Рио-де-Жанейро и прежних высказываниях турецкого руководства. «Как показывает история, цивилизации всегда вносили позитивный структурный вклад в развитие мирового порядка… истории не знакомы конфликты между цивилизациями и порядком, однако теория столкновения цивилизаций рассматривает разнообразие цивилизаций в качестве фактора, создающего проблемы… эта теория основывается на принципе хаотического беспорядка». По словам турецкого министра, такое представление мира является ошибочным как с теоретической, так и с исторической точек зрения. Он отметил, что и региональные и глобальные цивилизации играли исключительно созидательную роль в развитии мирового порядка.

«В настоящее время мы не живем ни в условиях 19-го века, когда центром мира считалась Европа, ни в период конфронтации между двумя блоками, как это было в 20-м веке… сегодня формируется новый мир, и он нуждается в адекватном восприятии действительности» — считает А. Давутоглу. В ходе форума он рассказал, как когда-то читал лекции в малайзийском университете: «В аудитории присутствовали китайцы, малайцы, индийцы, мусульмане и другие представители различных культур. Однако мне предложили читать лекции по книге, которая начиналась с древнегреческого мира и заканчивалась новейшей историей Запада. В книге ни слова не было ни о Китае, ни об Индии, ни об исламской цивилизации. Так больше продолжаться не может… Нам необходим новый подход. Все культуры мира – традиции и наследие человечества и принадлежат всем нам… все они (цивилизации) являются частью наследия человечества».

В этих высказываниях наблюдается полное соответствие основным опорам внешней политики Турции – «нулевые проблемы с соседями» и «многовекторность». Следует обратить внимание на то, что речь идет о странах, которые представляют отдельные цивилизации. Это говорит о том, что А. Давутоглу, выступая за многополярный мир, в то же время в качестве полюсов выделяет не отдельные страны, как это могло бы показаться на первый взгляд, а целые группы стран, сплоченные вокруг влиятельного центра – одного из полюсов. Очевидно, что исламский мир, следуя этой логике, должна представлять Турция. Далее он лишь подтверждает эту мысль: «Нам необходимо иметь новую систему ценностей и новый механизм… Альянс цивилизаций, который является вторым по масштабу международным форумом после ООН, предлагает такой механизм… Благодаря новой стратегии все государства мира будут более открытыми и терпимыми к различным культурам и цивилизациям… Такие регионы как Балканы, Южная Азия и Юго-Восточная Азия оказывают взаимное влияние друг на друга. Чтобы не допустить здесь возникновения тех столкновений, которые мы наблюдали в 90-х гг. 20-го века на Балканах, необходимо сформировать новый подход… Дети Африки, Китая, Азии и Латинской Америки должны чувствовать себя неотъемлемой частью истории. В противном случае, они не смогут представлять себе будущее. Все человечество является частью этой истории. Именно такой подход должен быть признан всеми странами мира…»

Очевидно, что Турция в своей внешнеполитической программе, направленной на установление регионального лидерства, придерживается либеральной концепции. Как известно, с позиций либерализма функция лидера заключается в способности нести ответственность за формирование порядка в регионе, содействуя при этом общей гармонии международных отношений. Заявляя о своей ответственности в палестино-израильском конфликте, нагорно-карабахском урегулировании, в кипрском вопросе, на Балканах, в Средиземноморье, в Ираке, в Афганистане и в Центральной Азии, Турция тем самым демонстрирует мировому сообществу, что претендует на роль регионального лидера и требует относиться к ней соответствующим образом. Однако она не одинока в этом стремлении. Лидерские амбиции характерны и для других стран региона, а ревность к чужому лидерству содержит конфликтогенный потенциал. Особенно ярко это выражается в турецко-израильских отношениях.

Классический вариант правил борьбы за лидерство заключается в соревновании за обладание комплексом лучших показателей по максимально возможным направлениям международного влияния. Однако сегодня многими странами, в т.ч. Турцией, предпочтение отдается неклассическим методам установления регионального лидерства. Турция стремится реализовать свои растущие международные амбиции за счет приобретения компенсирующих возможностей. Вспомним заявление А. Гюля, где он отметил, что наращивая экономическую мощь, Турция тем самым укрепляет свои вооруженные силы. То есть, речь не идет о противопоставлении экономической силы военному потенциалу страны. Турция для осуществления своей внешнеполитической стратегии использует весь набор имеющихся у нее ресурсов, которые взаимодополняют, а не исключают друг друга. «Мягкая мощь» Турции усиливается, но не без помощи и далеко не во вред своим военно-политическим и стратегическим потенциалам.

Следует обратить внимание на рассуждения по этому поводу президента Турции Абдуллы Гюля. В беседе с журналистами на борту самолета перед визитом в Словакию глава турецкого государства, в частности, заявил: «В Турции видят восходящую звезду. Сферы влияния смещаются в пользу Турции. Откровенно говоря, по этому поводу испытывают зависть. Для нас важно достичь стандартов ЕС. Когда мы достигнем этих стандартов, может быть, мы станем как Норвегия». Более откровенно по этому поводу высказался А. Давутоглу: «Мы – неоосманы. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют “неоосманами”. Да, мы “новые османы”». И далее: «Великие державы наблюдают за этим с растерянностью. Прежде всего Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение: в какую бы африканскую страну ни поехал Саркози, нужно, чтобы каждый раз, поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал указание арендовать посольства в самых лучших местах».

Подводя итоги, следует сказать, что нынешнее турецкое руководство предлагает решать проблемы, основанные на межцивилизационных различиях, в рамках механизмов Альянса цивилизаций. Являясь сопредседателем этой структуры, растущая роль Турции здесь очевидна. Но сможет ли при этом турецкое государство, которое не имеет «традиции глобального стратегического мышления и лидерского опыта», став глобальным игроком сохранить свой ресурсный баланс? Недостаточность ресурсов приводит к тому, что цели Турции не соответствуют ее интересам, точнее, интересам турецкого народа. Как известно, интерес преобразуется в цель, будучи подкрепленным соответствующими ресурсами. Однако возможность такого подкрепления зависит, прежде всего, от природы самого интереса. Если он диктуется утопической идеологией в виде «нео-османизма», то о наличии необходимых ресурсов бессмысленно вести речь. В этом случае роль ресурсов начинают играть религия, идеология, история. С другой стороны, религиозная принадлежность позволяет Турции выступить в качестве регионального лидера. Идеология, отраженная в усилиях расширить возможности Альянса цивилизаций, создает вокруг нее атмосферу доверия. А история способствует пониманию динамичной природы мировых процессов в виде неизбежной судьбы, которая, по мнению турецкого руководства, рано или поздно создаст условия для развития мира, стабильности и процветания в рамках межцивилизационного взаимодействия. По всей вероятности, именно в этом и заключаются внешнеполитические надежды Турции.

Альянс цивилизаций.

Альянс цивилизаций был инициирован бывшим генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в 2005 г. при коспонсорстве премьер-министров Турции и Испании. Альянс утверждает широкий консенсус государств, культур и религий относительно того, что все сообщества связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию.

Альянс стремится преодолеть нарастание разделения между сообществами путем утверждения принципа взаимного уважения между людьми, принадлежащими к различным культурам и религиозным традициям, и путем содействия мобилизации на согласованные действия в этом направлении. Эти усилия отражают волю огромного большинства народов к отказу от экстремизма в любом обществе и поддержке уважения религиозного и культурного разнообразия. Цель Альянса цивилизаций заключается в укреплении взаимопонимания и отношений сотрудничества между странами и народами различных культур и религий и в процессе этого — оказании помощи в борьбе с силами, усугубляющими поляризацию общества и разжигающими экстремистские настроения.

Чтобы направить эту инициативу, Генеральный секретарь создал Группу высокого уровня в составе видных деятелей, которая подготовила свой доклад. Исходя из рекомендаций, вынесенных в докладе Группы высокого уровня по Альянсу цивилизаций, Высокий представитель разработал ориентированный на конкретные действия план осуществления, в котором излагается структура Альянса и программа деятельности на ближайшие два года.

Работая на основе партнерских связей с правительствами, международными и региональными организациями, группами гражданского общества, фондами и представителями частного сектора, Альянс поддерживает осуществление ряда проектов и инициатив, включая онлайновый запасник передового опыта, материалов и ресурсов по вопросам межкультурного диалога и проектов в области сотрудничества. Он разрабатывает также механизм быстрого реагирования средств массовой информации в целях обеспечения платформ для конструктивного обсуждения и обмена мнениями в условиях повышенной напряженности в связи с межкультурными вопросами. Кроме того, Альянс работает над рядом других инициатив, таких, как фонд для средств массовой информации в целях поощрения разработки информационных продуктов с учетом культурных, религиозных и/или национальных аспектов и центр по трудоустройству молодежи, деятельность которого направлена на расширение возможностей трудоустройства для молодежи на Ближнем Востоке.

Альянс разработал сеть под названием «Группа друзей», которая представляет собой ширящееся сообщество, включающее в настоящее время большинство государств мира и основные международные организации, поддерживающих цели Альянса, и занимается налаживанием обширных сетей с участием организаций гражданского общества, деятельность которых посвящена расширению сферы межкультурного и межрелигиозного взаимопонимания и сотрудничества.

Альянс цивилизаций финансируется на основе добровольного целевого фонда, средства которого складываются из взносов правительств, международных организаций и учреждений, органов частного сектора, фондов и частных лиц. В настоящее время происходит заполнение его штата в соответствии с планом осуществления в целях обеспечения возможности для достижения вышеуказанных целей.

Р.Т. Эрдоган важность установления «межцивилизационного диалога» в рамках Альянса цивилизаций подчеркивал следующим образом: «Это исторический шанс. Все препятствия, выдвигаемые в виде религиозных и культурных, и которые ставятся перед Турцией, представляют собой камни стены, ограничивающей распространение просвещения и толерантности. Мы находимся перед угрозой углубления предубеждений и столкновений. Увеличение возможности доступа к информации должно способствовать сближению различных культур и цивилизаций. Однако мы наблюдаем обратный процесс. На передний план выносятся не общие ценности человечества, а противоречия. Рассматривать различия в качестве чужого приводит к началу столкновения. Главное установить единство во множестве».

В ходе двусторонней встречи Р.Т. Эрдогана с премьер-министром Испании Х.Л. Сапатеро, которая прошла в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 г., было принято совместное решение по поддержке проекта «Альянс цивилизаций», председателями которого они являются.

В Национальной стратегии Турции, подготовленной в рамках Альянса цивилизаций, говорится о том, что Турция вот уже двести лет как интегрирована в культуры, традиции и институты Запада. Успешное завершение переговорного процесса станет хорошим примером межцивилизационного союза и совместного существования обществ и индивидуумов, принадлежащих разным религиям и культурам в мирной и толерантной среде.

В настоящее время международные форумы, проводимые в рамках Альянса цивилизаций, насчитывают 100 стран-участниц. Альянс является вторым по величине международным форумом, где обсуждаются насущные проблемы человечества. На форумах Альянса в качестве наблюдателей присутствуют почти все основные международные организации, как глобальные, так и региональные. Турция уделяет большое внимание этому проекту и позиционирует себя в качестве представителя умеренного крыла исламского мира.

1. http://www.un.org/russian/dialogue/alliance/

52.23MB | MySQL:103 | 0,638sec