О результатах муниципальных выборов в Турции. Часть 1

В Турции 31 марта состоялись муниципальные выборы, результаты которых стали для действующей в стране власти неприятной неожиданностью с учетом того карт-бланша, на который она рассчитывала после президентских и парламентских выборов 2023 года.

Тогда, напомним, вопреки многочисленным прогнозам, Реджепу Тайипу Эрдогану удалось переизбраться на пост президента, а его Партии справедливости и развития, в коалиции с Партией националистического движения, получить большинство в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Невзирая на то, что властная коалиция получила только простое, а не квалифицированное большинство в парламенте, это следует считать большим успехом – на фоне серьезных экономических трудностей в стране, а также с учетом разрушительных последствий землетрясения на юго-востоке страны.

На муниципальных выборах 2024 года этот успех не только не был повторен, но наблюдалось и очевидное разочарование электората результатами работы партии власти с мая 2023 года. С тех пор прошёл десятимесячный период, однако, сколь-нибудь заметных глазу простого избирателя экономических улучшений не произошло. Инфляция продолжает оставаться официально на уровне около 60% (хотя, и она вызывает законные вопросы у избирателей), в очередной раз сменился глава Центрального банка Турции, процентная ставка в стране выросла до 50%, а гражданам до муниципальных выборов (в ряде турецких банков) перестали выдавать даже кредитные карты, обещая нормализацию ситуации к середине апреля месяца.

Правда, надо заметить, что турецкая власть попыталась отделить общегосударственную повестку от повестки местной. Указывая на то, что все-таки выбираются местные главы и органы власти. А общая повестка в стране, в первую очередь, экономическая не является предметом голосования.

Тем не менее, результаты муниципальных выборов могут быть трактованы так, что турецкой власти продвинуть такой подход избирателю не удалось. И получился, своего рода, отложенный эффект, когда муниципальные выборы 2024 года стали продолжением выборов президента и депутатов парламента 2023 года. Тогда действующей власти удалось купировать вопросы к себе достаточно сложной, можно сказать изощренной избирательной кампанией, которая увенчалась неожиданной для всех, пусть и достигнутой в упорной борьбе, победой.

На муниципальных выборах 2024 года никакой упорной борьбы турецкой власти завязать не удалось. Все победы были достигнуты с большими отрывами. В отличие от выборов в Стамбуле 2019 года, когда (в первом туре голосования) бывший премьер-министр страны Бинали Йылдырым с минимальным отрывом проиграл оппозиционному кандидату Экрему Имамоглу, в 2024 году последний убедительно победил кандидата от власти Мурата Курума.

Общая статистика по выборам. По данным информационного агентства «Анадолу» на 11.00 мск, ситуация выглядит следующим образом: общее количество вскрытых (учтенных) избирательных урн составило 99,82%, из 61 430 934 зарегистрированных избирателей проголосовало 48 153 788, действительным было признано 45 961 211 бюллетеней, явка составила 78,53%.

Результаты выборов партий, в сводном виде представлены в таблице ниже:

В таблице выше приведены данные по всем основным партиям-участницам состоявшихся выборов (сверху вниз): Партия справедливости и развития, Народно-республиканская партия, Партия националистического движения, Dem-партия («реинкарнация» прокурдских партий – И.С.), Новая партия благоденствия, Хорошая партия, Партия большого единства, а также прочие политические движения. Последняя строка – суммирующая.

Колонки отражают данные по крупным городам (статус «бююк шехир»), илам, ильче и населенным пунктам.

Как можно заметить, Партия справедливости и развития занимает в списке первую строчку, если учитывать все населенные пункты, где состоялось голосование. Однако, если посмотреть на статистику крупных городов, то здесь пальма первенства – за главной оппозиционной Народно-республиканской партией.

Обращает на себя внимание и другая статистика. Как раз, в контексте наших рассуждений о том, что муниципальные выборы стали логическим продолжением (может быть, даже переголосованием) на всеобщих выборах 2023 года. Вот как выглядит статистка распределения голосов на выборах:

Как можно заметить, по (предварительным) итогам муниципального голосования Народно-республиканская партия стала партией №1 в стране.

Распределение теперь выглядит следующим образом: Народно-республиканская партия (37,67% голосов), Партия справедливости и развития (35,27%), Новая партия благоденствия (6,18%), Партия «Дем» (5,65%), Партия националистического движения (4,68%), и Хорошая партия (3,69%).

Как немедленно отметила оппозиционная пресса, впервые с 1977 года, Народно-республиканская партия стала главной партией страны. А Партия справедливости и развития заняла лишь вторую строчку. Самым большим сюрпризом этих выборов стало успешное выступление Новой партии благоденствия, которой удалось обойти оппозиционную тройку, которая устойчиво держала места с третьего по пятое, включая прокурдскую партию (как бы она ни называлась), Партию националистического движения и Хорошую партию.

Здесь еще имеет смысл обратиться и к сравнительной статистике 2024-го года с 2019 годом. Сравнение также демонстрирует достаточно интересную динамику:

Партия справедливости и развития: 2019 год – 20 584 029 голосов, 2024 год – 16 219 616.

Народно-республиканская партия: 2019 год – 13 983 928 голосов, 2024 — 17.326.475.

Явка в выборах 2019 года была выше, чем на выборах 2024 года: 84,67% (2019 год) против 78,53% (2024 год). При этом если смотреть в абсолютном выражении, то число зарегистрированных избирателей за 5 лет заметным образом приросло: с 57 093 410 (2019 год) до 61 430 934 (2024 год). Рост составил 4 337 524 зарегистрированных избирателя.

Тут уже немного касаясь уже причин произошедшего на голосовании, можно отметить целый ряд процессов, которые отличают выборы 2024 года от выборов 2019 года. Среди них: рост числа избирателей (убыль населения, плюс подрастающее поколение, получившее право голоса за 5 лет), снижение числа явки, снижение уровня поддержки (явки электората) Партии справедливости и развития, увеличение уровня поддержки (явки электората) Народно-республиканской партии.

Таким образом, напрашивается ещё один вывод (в дополнение к ранее озвученному тезису о том, что выборы в местные органы власти не должны рассматриваться в привязке только к местной повестке, а являются логическим продолжением общетурецких выборов – И.С.). Этот вывод заключается в том, что оппозиция подошла к муниципальным выборам 2024 года не в столь «разобранном» состоянии, как ожидала власть после президентских и парламентских выборов.

Раскол шестипартийной коалиции и выдвижение партиями оппозиционного блока своих отдельных кандидатов наводил на мысль о том, что произойдет дробление и, не будучи скоординированной внутри, оппозиция по одиночке проиграет в том же Стамбуле. Отдельное внимание уделялось властью и курдскому вопросу. Однако, практика показала несколько другое: смена Кемаля Кылычдароглу на Озгюра Озеля на посту председателя НРП стала допингом для партии, которая, как заявила оппозиция после выборов, вышла далеко за рамки своего стандартного выступления в 25%, когда пробила отметку в 37%.

Итак, карта Турции заметно изменилась в пользу оппозиции. Если раньше за ней были, в первую очередь, западное и южное побережья страны, то теперь ей удается войти и на черноморское побережье и продвинуться вглубь Анатолии – в регионы, которые традиционно считаются провинциями Партии справедливости и развития.

Вот как смотрится это на карте в сравнении 2019 и 2024 годов:

2019-й год:

2024-й год:

Можно заметить, что Турция, заметным образом, «покраснела» за счет регионов, которые получила на выборах Народно-республиканская партия.

Народно-республиканская партия сохраняет за собой контроль над крупнейшими городами страны, включая Стамбул, Анкару, Измир, Бурсу, Адану, Анталью и проч.

В целом, результат выборов 31 марта доказывает значительное укрепление Народно-республиканской партии Турции на исполнительном уровне по регионам страны. Это не может уже не быть конвертировано в итоги выборов в 2028 году. На классический вопрос: «за кого бы вы проголосовали, если бы выборы были завтра» ответ по состоянию на 1 апреля 2024 года. Политическая биржа Турции демонстрирует резкий рост акций НРП в Турции, что достаточно нетипично и может через 4 года сломать привычный стереотип о том, что только правая партия может победить на выборах в Турции общенационального масштаба.

Теперь несколько слов о главном «ньюсмейкере» выборов 31 марта — переизбравшемся мэре Стамбула Экреме Имамоглу:

  1. Экрем Имамоглу не просто продлил свое пребывание на посту мэра Стамбула, он оформил заявку на кандидатство на пост президента страны в 2028 году.
  2. Экрем Имамоглу получил карт-бланш от избирателей на то, чтобы преодолеть внутреннюю оппозицию выдвижению в своей Народно-республиканской партии. Впрочем, при столь убедительной победе в Стамбуле, он может выдвигаться и как независимый кандидат. 100 тыс. подписей в свою поддержку — для Экрема Имамоглу не проблема. Теперь он — самоценная фигура, которая два раза подряд победила власть в крупнейшем городе страны.
  3. Экрем Имамоглу может основать и свою собственную партию, при желании, построить систему под себя. В том, что его не выдвинули на пост объединенного кандидата на пост президента в 2023 году есть не только роль председателя НРП Кемаля Кылычдароглу (который в итоге и выдвигался на выборах 2023 года – И.С.), но и внутрипартийной оппозиции, посчитавшей его и чересчур амбициозным и, возможно это кого-то удивит, чересчур авторитарным. Так что, при желании, можно отступить в сторону и заняться своим партийным строительством на перспективу.
  4. Выборы выявили кадровые проблемы правящей Партии справедливости и развития. Мы не раз говорили про охотную готовность президента Р.Т.Эрдогана к кадровым ротациям. Однако, похоже, она обернулась своей противоположностью — слишком частые ротации привели к «вымыванию» того, что работало. Итог — серьезные проблемы на местах, которые и показали муниципальные выборы — 2024. Старой гвардии первого и второго «созывов» не видно даже на политическом горизонте.
  5. Ни одного сильного кандидата партия власти на выборах не выдвинула с прицелом на карьерный рост до президента страны. Причины могут быть две: 1) излишняя уверенность в своих силах после успешных выборов 2023 года, 2) намерение действующего президента Эрдогана избираться на следующий срок в 2028 году и, следовательно, отсутствие необходимости «растить» нового кандидата от власти.
55.77MB | MySQL:123 | 0,875sec