О причинах и последствиях формирования нового палестинского правительства в условиях войны с Израилем

31 марта палестинское информационное агентство WAFA сообщило о приведении к присяге 19-го правительства, возглавил которое М.Мустафа. По данным журналистов, церемония прошла в Рамалле в присутствии главы Палестинской национальной администрации (ПНА) М.Аббаса. Прошлый палестинский премьер-министр М.Штайе, занимавший пост с 2019 г., подал в отставку в феврале текущего года, мотивировав свое решение «агрессией против сектора Газа и эскалацией на Западном берегу и в Иерусалиме», которые «требуют новых механизмов управления и политики, учитывающих новую реальность». При этом с личностью М.Штайе связывали непринятие идеи широкого палестинского правительства национального единства, против которой он выступал.

До вступления в новую должность М.Мустафа являлся председателем правления Палестинского инвестиционного фонда и старшим советником М.Аббаса по экономическим вопросам, а также членом Исполнительного комитета ООП. Помимо этого, он известен тем, что ранее руководил палестинской телекоммуникационной компанией Paltel, которая в том числе занимается вещательной деятельностью и считается вторым по значимости палестинским работодателем. Наконец, М.Мустафа в определенной степени связан с США, где он обучался в Университете им. Дж.Вашингтона  и имел продолжительный опыт работы во Всемирном банке.

Таким образом, глава нового палестинского правительства призван продемонстрировать следование ПНА плану реформирования органов власти, на котором последовательно настаивают в Вашингтоне и Брюсселе. При этом, судя по всему, предполагалось, что кандидатура М.Мустафы должна устроить как палестинское население, так и западных партнеров. Запросам последних должно отвечать т.н. технократическое правительство, не тождественное ФАТХу и в корне отличающееся от власти группировки ХАМАС, признанной США и ЕС террористической, что препятствует вовлечению ее в переговоры с Израилем. Симпатии палестинцев, особенно в секторе Газа, в свою очередь, вероятно, могло вызвать то, что М.Мустафа по линии Палестинского инвестиционного фонда уже имел опыт участия в восстановлении анклава по итогам предыдущего витка региональной эскалации.

Однако как в кандидатуре нового главы палестинского правительства, так и в конфигурации кабмина заметен ряд черт, создающих основание для недовольства подобным шагом как на палестинских территориях, так и за их пределами.

Во-первых, М.Мустафа явно воспринимается всеми как представитель ближайшего окружения М.Аббаса, не имеющий при этом политического опыта. Следовательно, даже в случае согласии палестинского лидера на отказ от части полномочий в пользу премьер-министра всем очевидно, что мера эта будет исключительно номинальной, а основная масса решений продолжит приниматься М.Аббасом.

Во-вторых, даже если М.Мустафа и получить определенную самостоятельность при осуществлении полномочий, он представитель практически того же поколения и тех же палестинских политических кругов, что и М.Аббас, а потому ожидать от него в корне противоположного курса не приходится.

В-третьих, ряд западных, к примеру немецких источников, отмечает непопулярность М.Мустафы среди разных групп палестинцев. С одной стороны, сторонники ХАМАСа и «Исламского джихада»,         имеющиеся как в Газе, так и на Западном берегу, восприняли смену правительства, инициированную в разгар боевых действий, как явное наступление М.Аббаса на автономию анклава и желание, пользуясь ситуацией, поставить его под полный контроль Рамаллы. Кроме того, против обновленного кабмина выступили левоцентристская Палестинская национальная инициатива, пытающаяся выступить как умеренная альтернатива ФАТХу и ХАМАСу, а также леворадикальный  Народный фронт освобождения Палестины. Они упрекнули М.Аббаса в очередной попытке усилить раскол между палестинскими фракциями и навязать структуру власти, в корне противоположную достижению национального консенсуса. Кроме того, все четыре палестинские организации заподозрили главу ПНА в воплощении на практике сценария, выгодного США, что создает хорошую почву для аккумулирования протестных настроений среди населения, используя как недовольство правлением М.Аббаса, так и израильской военной кампанией.

Политические обозреватели существенно меньше уделяют внимания конфигурации нового кабмина, собранного М.Мустафой, хотя оно фактически подкрепляет высказанные выше опасения. Прежде всего, 6 из 23 членов правительства представляют сектор Газа, что вновь косвенно намекает на желание продемонстрировать палестинское национальное согласие  без действительного достижения такового, а также на планы сформировать видимую готовность к мирным переговорам с Израилем. Наиболее известной фигурой среди выходцев из Газы считается новый министр юстиции Ш. аль-Заим, учившийся в США, работавший в ОАЭ и участвовавший в планировании палестино-израильских мирных инициатив первой половины 1990-х гг. Немаловажно, что сам М.Мустафа оставил за собой портфель руководителя внешнеполитического ведомства, одновременно учредив государственное министерство иностранных дел и экспатриации. Еще одной новой правительственной структурой стало министерство государственной помощи, сконцентрированное на Газе. Оно было преобразовано из министерства оказания чрезвычайной помощи под руководством еще одного выходца из Газы Б. аль-Кафарны, сохранившего портфель главы обновленного ведомства. А вот внутренние дела и дела Иерусалима остались в руках членов ФАТХа. Отдельно следует добавить, что, по информации американских источников, все преобразования внутри кабмина не были результатом каких-либо внешних рекомендаций.

В целом сами по себе перестановки, как кажется, не сулят существенных изменений, в большей степени отражая намерение М.Аббаса сохранить сложившийся во власти статус-кво, основанный на своем руководстве и позиционировании себя и руководимых им институтов, как единственного подходящего переговорщика с Израилем. На это раз попытка очередной легитимизации была предпринята при опоре на Белый дом, приветствовавший формирование кабинета М.Мустафы так, как будто данный шаг действительно способен принести положительный результат. При этом создается впечатление, что, содействуя видимому реформированию ПНА, в США прежде всего решают собственные политические проблемы, обострившиеся перед выборами. После обновления палестинского правительства Вашингтон получил возможность направлять поддержку Рамалле, а также оказывать воздействие на Иерусалим, призывая остановить операцию ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа, что, в свою очередь, представляет собой внешнеполитические запросы прогрессивного крыла Демократической партии и весомой части электората президента Дж.Байдена.

55.7MB | MySQL:116 | 0,538sec