О целях широкомасштабной международной финансовой поддержки Египта

Финансовая поддержка на общую сумму более 23 млрд долларов поступила в Египет всего за один месяц от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Европейского союза. Деньги, вливаемые в Египет, подкрепляются планом спасения, разработанным ОАЭ для поддержки своего союзника президента АРЕ  А.Ф.ас-Сиси, в рамках сделки по Рас-эль-Хикма, о которой было объявлено в прошлом месяце. Сделка была заключена в обмен на 24 млрд долларов наличной ликвидности и 11 млрд долларов депозитов ОАЭ в Центральном банке Египта, которые будут конвертированы в египетские фунты и использованы для реализации проекта. Эта щедрая поддержка включает европейское финансирование в размере 7,4 млрд евро (8,06 млрд долларов), по словам президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Помощь включает льготные кредиты на сумму  5 млрд евро (5,44 млрд долларов), инвестиции на сумму  1,8 млрд евро (1,96 млрд долларов) и гранты на сумму  600 млн евро (653 млн долларов). Последний включает 200 млн евро (217,7 млн долларов) на решение иммиграционных проблем. Согласно соглашению, подписанному в этом месяце с МВФ, в обмен на либерализацию курса местной валюты Египет получит 8 млрд долларов в дополнение к еще одному кредиту в размере около 1,2 млрд долларов из Фонда экологической устойчивости МВФ. В то же время Всемирный банк объявил, что выделит Египту более 6 млрд долларов в течение следующих трех лет, из которых 3 млрд пойдут на государственные программы, и столько же — на поддержку частного сектора. Этот щедрый поток финансирования совпал с редкой политической поддержкой, благодаря поднятию отношений Египта с ЕС до уровня стратегического и всеобъемлющего партнерства. Об этом было объявлено во время Каирского саммита в присутствии ас-Сиси, фон дер Ляйен и премьер-министра Бельгии, которая является нынешним президентом Европейского союза, а также глав государств и правительств Италии, Греции, Австрии и Кипра. При этом значительная часть экспертов уверены, что эта помощь обусловлена значительными уступками, сделанные Египтом своим союзникам в Европе и Персидском заливе. Наблюдатели считают, что экономические проблемы и проблемы безопасности, связанные с режимом ас-Сиси, и роль, ожидаемая от него в ряде вопросов, требуют международного вмешательства и предоставления более чем одного спасательного круга режиму, который Европа считает «полицейским Южного Средиземноморья». Обеспокоенность Европы по поводу нелегальной иммиграции, границ и контрабанды растет, учитывая проблемы в Судане, Ливии и Газе, а также тот факт, что в течение трех лет в шести африканских странах произошли государственные перевороты: Габоне, Нигере, Мали, Гвинее, Буркина-Фасо и Чаде.  Египет является одним из основных пунктов пересечения границы для мигрантов из Африки, направляющихся в Европу. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на сентябрь прошлого года их численность составляла около 186 000 человек. Кроме того, по данным Агентства ЕС по предоставлению убежища, число заявлений о предоставлении убежища, поданных египтянами в европейские страны, увеличилось с 6 616 в 2021 году до 26 512 в прошлом году. Египтяне были самой большой группой нелегальных иммигрантов, прибывающих в Европу средиземноморским маршрутом, которым, по данным Европейского агентства пограничной и береговой охраны, в 2022 году воспользовались более 100 000 мигрантов. Возможность ослабления режима ас-Сиси из-за ухудшения экономических условий и уровня жизни является пугающим сценарием для региона и для Европы. В конце концов, это страна с населением 105 млн человек, принимающая почти 9 млн беженцев. Египет также контролирует один из важнейших водных путей в мире, Суэцкий канал, и граничит с Государством Израиль. «Ничто не приходит в Египет бесплатно. То, что предлагают страны Персидского залива или Европа, конечно, не ради египтян или даже ас-Сиси, но есть цели и повестки дня, которые так или иначе реализуются. Это связано с тем фактом, что режим ас-Сиси является стеной сопротивления перед лицом политического ислама в лице «Братьев-мусульман» и «арабской весны», которые вызывают серьезную озабоченность стран Персидского залива и Европы. Это также устанавливает красные линии в любом сближении с Турцией и Ираном», — полагает   египетский политолог Омар аль-Нади.

Безусловно, не случайно, что международные займы и помощь продолжают поступать в страну, уже обремененную долгом в размере более 42 млрд долларов в текущем году. Ключевое слово, стоящее за всем этим, — «Газа», особенно учитывая планы Израиля атаковать Рафах, где проживают 1,4 млн перемещенных палестинцев, и возможность массового исхода из сектора Газа к египетской границе, а затем — через Средиземное море в ЕС. Если это произойдет, Египет станет популярным пунктом пересечения границы с Европой или пунктом расселения палестинских беженцев. Последнее является предпочтительным вариантом для Израиля, Европы и США. С точки зрения многих экспертов, соглашение о партнерстве с ЕС — это награда, предложенная ас-Сиси в обмен на его позицию по войне Израиля против палестинцев в Газе, ХАМАСа, разоружению сопротивления и договоренности на «следующий день после» войны, а также создание морского коридора между Кипром и палестинским прибрежным анклавом, что во многих отношениях означает прекращение ключевой роли контрольно-пропускного пункта «Рафах». Можно с уверенностью сказать, что дьявол кроется в деталях, учитывая расплывчатые пункты, включенные в соглашение о финансировании, подписанное с Европой относительно сотрудничества в борьбе с терроризмом. Соглашение требует, чтобы Каир предоставлял службы безопасности, военные и разведывательные услуги, связанные с безопасностью Средиземного и Красного морей, а также пограничный контроль, детали или цель которых не были раскрыты ни одной из сторон. По словам египетского политолога Мухаммеда Гомаа, Каир имеет большое геостратегическое значение, поскольку он играет заметную роль с точки зрения безопасности и стабильности в регионе, который является крупным производителем энергии и торговым коридором. Это также играет важную роль в вопросах Газы, иммиграции, безопасности и терроризма, не говоря уже о том, что ЕС опасается, что отсутствие сотрудничества с Египтом создаст геополитический вакуум, который могут заполнить Россия и Китай. Он добавил, что эту поддержку можно рассматривать как часть американо-западной игры в партнерстве со странами Персидского залива, которые не хотят краха египетского государства. Хотя у каждой стороны есть свои стратегические и политические цели, в целом они служат интересам США, Европы, Израиля и стран Персидского залива. Несомненно, что режим ас-Сиси извлекает значительную выгоду из этих финансовых потоков. На данный момент они смягчают экономический кризис в Египте; предотвращают надвигающиеся политические и социальные волнения; и обеспечивают выживание режима до 2030 года. Однако, по мнению некоторых экспертов, помимо экономики для Каира есть и еще один «плюс» — Запад коллективно закрывает глаза на ситуацию с правами человека и продолжающиеся нарушения; подавление всей политической оппозиции; удушение гражданского общества; тюремное заключение журналистов и блокирование средств массовой информации. Западные государства, по сути, вознаграждают его за более чем 10-летние репрессии. «Хьюман райтс вотч» уже заявила, что соглашение ЕС с Египтом является «наградой за тиранию, предательство ценностей ЕС и соучастие в нарушениях прав человека. Такой подход укрепляет авторитарных правителей», что является прямой ссылкой на ас-Сиси. В том же духе Amnesty International предостерегла от соучастия в продолжающихся грубых нарушениях прав человека в Египте, напомнив лидерам ЕС, что тысячи людей томятся «несправедливо за решеткой» в ужасающих условиях после крайне несправедливых судебных процессов. Вся эта ситуация показывает, что права человека на сегодня отодвигаются на второй план в обмен на безопасность и военные цели и услуги, а также деликатные стратегические задачи, которые египетский режим предлагает европейским, международным партнерам и партнерам по Персидскому заливу при условии, что он получит что-то взамен. Египет ничего не делает бесплатно.

Европейские эксперты солидарно указывают, что коллапс в Египте может иметь огромные региональные геополитические последствия, которые не пощадят Европу. ВВП Египта один из самых высоких в Африке, а с населением, превышающим 104 млн, это также самая густонаселенная страна в регионе. В Египте миллионы студентов высших учебных заведений и огромная рабочая сила. Таким образом, социально-экономическая устойчивость страны вызывает серьезную озабоченность на сложном евро-средиземноморском театре военных действий. Крах Египта может иметь дестабилизирующие региональные последствия, сродни иранской революции 1979 года. Сегодня экономически и финансово Египет находится в тяжелом положении. По оценкам Всемирного банка, около 30% его населения сталкиваются с бедностью; этой цифре пять лет, и вскоре к ним могут присоединиться миллионы. В декабре прошлого года инфляция достигла 33%, и ожидается, что она взлетит до 45% позже в этом году. Из-за продолжающегося кризиса на Красном море доходы Египта значительно сократились, что усугубляет ситуацию. Египет уже принял, по оценкам, 9 млн мигрантов и беженцев, в том числе 4 млн суданцев и 1,5 млн сирийцев. Почти десять лет назад Египет запустил свое амбициозное Видение 2030, комплексную инициативу в области развития, направленную на преобразование экономики страны в «сбалансированную, основанную на знаниях, конкурентоспособную, диверсифицированную рыночную экономику, характеризующуюся стабильной макроэкономической средой, способную достичь устойчивого инклюзивного роста». Концепция направлена на модернизацию египетской инфраструктуры в областях транспорта, энергетики, инноваций, научных исследований, прозрачного правительства, социальной справедливости, здравоохранения, образования, культуры и городского развития, среди прочего. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Египет продвигается вперед с такими проектами  Видение 2030, такими как новая административная столица, поскольку египетские власти пришли к выводу, что с урбанистической точки зрения нынешний город Каир не поддается управлению или реорганизации. Строительство новой столицы также может быть истолковано как мера предосторожности, направленная на изоляцию и защиту правящего класса от потенциальных потрясений, вызванных тяжелой экономической ситуацией; возможно ли в таком случае, что президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси и военные ожидают новой «арабской весны»? Без сомнения, эти проекты могут быть полезны для стимулирования экономического роста и создания рабочих мест. Но вполне законно подвергать сомнению размер определенной разрабатываемой инфраструктуры. Действительно ли было необходимо сделать новую штаб-квартиру египетских вооруженных сил Восьмиугольником, который больше Пентагона США? Или построить Культовую башню, самое высокое здание во всей Африке?

Другими словами, тема выстраивания барьера для незаконной миграции в ключевых точках Африки по побережью Средиземного моря победила тему стимулирования  устойчивого развития в Африке. ЕС уступил «первое место»   Китаю, который на протяжении десятилетий вкладывал значительные средства в развитие континента. Новая модель сейчас реализуется в Тунисе (резко критикуемое в самом ЕС соглашение о миграции с Тунисом; сильно невнятные попытки  установить какое-то взаимодействие по этому вопросу с Ливией).  Впереди этого процесса сейчас Италия, одна из стран, наиболее пострадавших от средиземноморских потоков беженцев, которая  недавно обнародовала свой так называемый «План Маттеи», названный в честь покойного главы энергетической компании Eni Энрико Маттеи, которая получила название «Денежные средства для контроля за миграцией» в попытке стимулировать возможности роста в Африке, что могло бы предотвратить эмиграцию. Как указывают сами европейские аналитики,  итальянское правительство выделило на этот план чуть менее 6 млрд долларов, по сравнению с колоссальными инвестициями Китая на континенте в размере 400 млрд долларов. Несколько лет назад ЕС заключил с Турцией сделку на сумму 3 млрд евро (3,3 млрд долларов) в качестве стимула для Анкары остановить волну беженцев из охваченной войной Сирии, которые пытались добраться до Европы. В определенной степени сделка сработала, и так называемый Балканский маршрут был закрыт. ЕС и его государства-члены, осознавая тяжелое финансовое положение Египта и 9 млн мигрантов и беженцев, которых он принимает, сейчас пытаются повторить с Каиром то, чего они успешно добились с Анкарой. Пакет кредитов, грантов и соглашений о сотрудничестве в области энергетики стоимостью 7,4 млрд евро (8 млрд долларов) направлен на поддержание экономики страны и предотвращение возможного потока беженцев. Он также направлен на увеличение производства энергоносителей в Египте, чтобы еще больше отучить Европу от российского газа. Временно оставляя в стороне опасения, высказанные многими правозащитными группами по поводу подхода ЕС «деньги в обмен на миграционный контроль», который может привести к усилению авторитарного руководства, стоит проанализировать преимущества соглашения между ЕС и Египтом, внимательно изучив его показатели. Сообщается, что сделка включает в себя кредиты на сумму 5 млрд евро, инвестиции на сумму 1,8 млрд евро и гранты на сумму 600 млн евро, треть из которых направлена на борьбу с миграцией. Другими словами, подавляющую часть пакета составляют кредиты. Сравним, что может быть поставлено на карту в случае с Египтом, и гораздо больший финансовый объем обязательств ЕС по отношению к Украине с момента начала конфликта, включая последний по времени пакет помощи стоимостью 50 млрд евро (55 млрд долларов). Хотя Египет не находится в состоянии войны и не пережил таких масштабных разрушений, с которыми сталкивается Украина, его население в несколько раз больше. Европа готовится к «военной экономике» в связи с предполагаемой российской угрозой ЕС, которая все еще носит спекулятивный характер. Последние тревожные заявления председателя Европейского совета Шарля Мишеля и президента Франции Эммануэля Макрона говорят сами за себя. Первый недвусмысленно призвал государства-члены ЕС подготовиться к военной экономике, в то время как второй не исключил развертывания западных войск на Украине. В то же время ЕС, похоже, недооценивает гораздо более серьезную и реальную угрозу на своих южных границах. В то время как лидеры ЕС продолжают зацикливаться на предполагаемой российской угрозе Восточной Европе, военная активность Москвы в странах Африки к югу от Сахары усиливается, по сути, вытесняя оттуда французов.

55.72MB | MySQL:116 | 0,649sec