О турецкой реакции на гибель президента ИРИ Эбрахима Раиси

Гибель 19 мая президента Ирана Эбрахима Раиси стала одной из самой обсуждаемых в Турции тем на уходящей неделе. При этом в большинстве на уходящей неделе были те обозреватели, которые ставили под сомнение технический или погодный характер произошедшей катастрофы.

Обратимся к некоторым материалам, посвященным гибели иранского президента, в турецкой прессе.

Начнем с известного колумниста издания Sabah Мелиха Алтынока, которым 23 мая был опубликован материал под заголовком «Смерть Раиси: несчастный случай или диверсия?». Он, как раз, в своей публикации достаточно сдержан в поисках западного следа в произошедшей трагедии.

Как напоминает турецкий обозреватель, вертолет, на борту которого находился президент Ирана Эбрагим Раиси, возвращался с церемонии открытия плотины в Азербайджане. На борту также находились министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан, губернатор Восточного Азербайджана Малик Рахмати и имам аятолла Али Хашим из провинции Тебриз.

Сразу отметим, что в фокусе внимания турецких обозревателей был тот факт, что иранский президент находился с визитом в Азербайджан, который характеризовался ими (равно как и иранской стороной) в качестве визита «исторического». Более того, широко тиражировались слова иранского президента о том, что он в курсе, что его визит в Азербайджан будет «многих раздражать».

Как отмечается турецким обозревателем, Иран находится в состоянии войны на многих фронтах. В частности, напоминается, что за последние несколько лет десятки иранских чиновников, в том числе высокопоставленные деятели, такие как командующий спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР генералКасем Сулеймани, были убиты Соединенными Штатами и Израилем. Цитируем: «Поэтому вполне естественно, что на ум приходят неслучайные возможности».

Впрочем, как тут же оговаривается турецкий обозреватель, однако, пока никто напрямую не связывает смерть иранского президента с «обычными подозреваемыми».

При этом, что характерно, по словам турецкого эксперта, Тегеран, в котором все привыкли винить в каждом инциденте диверсию со стороны США, на этот раз ведет себя на удивление спокойно. В частности, в официальных заявлениях подчеркивается несчастный случай.

Цитируем: «В лучшем случае есть такие люди, как бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и Кремль, которые обвиняют в катастрофе американское эмбарго против страны. Они утверждают, что американские санкции, включающие закупку запасных частей для самолетов, ухудшили авиационную безопасность в Иране».

С другой стороны, по словам Мелиха Алтынока, отсутствие участия Запада не обязательно означает, что инцидент был случайностью.

Как он отмечает, есть несколько моментов, которые идут вразрез с обычным ходом вещей, и нынешние объяснения больше похожи на оправдания.

Цитируем: «Например, как это возможно, что в сложном регионе, где горные вершины достигают почти 3000 метров, а также в дождливую и туманную погоду, высокопоставленные государственные чиновники, такие как президент, министр иностранных дел и аятолла Али Хашим, имам Тебриза, который является второй по важности фигурой в стране после верховного лидера Али Хаменеи, помещены в изношенный вертолет модели 1978 года, у которого, как сообщается, были проблемы с запчастями?».

На этом фоне, как отмечается турецким обозревателем, несмотря на то, что священнослужители, скорбевшие на похоронах Раиси и его товарищей, сетовали на «нехватку и эмбарго», «заместитель министра обороны Сейед Махди Фарахи еще в прошлом году хвастался на церемонии передачи новейших моделей вертолетов, закупленных в России, утверждая, что у них лучший парк в регионе». Официальные лица также заявляли, что российские компании готовы производить вертолеты совместно с Ираном и что Иран стал региональным центром по техническому обслуживанию «восточных вертолетов».

Еще одним фактором, подогревающим подозрения, как пишет Мелих Алтынок несомненно, является функционирование режима в Иране. Он работает как полностью закрытая система, где «ранняя пташка ловит червяка». Другими словами, по словам турецкого автора, те, кто действует быстро, могут устранить своих политических врагов.

Цитируем Мелиха Алтынока:

«Карьера Раиси также стала результатом его успеха в этой теневой среде. После революции 1979 года он начал свою карьеру в 1981 году в качестве прокурора Караджа. Быстро поднявшись на своей должности, Раиси стал заместителем генерального прокурора Тегерана в молодом возрасте 25 лет. В 1988 году, следуя инструкциям иранского революционного лидера Хомейни, Раиси вошел в состав комитета из четырех человек, который издал приказы о казни 1600 противников режима.

Что касается Хаменеи, который находится на вершине иранского руководства, он не только избегает вертолетов, но, за исключением поездки в Ливию во время своего президентства, никогда не выезжал за границу и редко покидал свое место. Для него вполне нормально бояться несчастных случаев. В конце концов, кто знает, свидетелем скольких несчастных случаев он стал за время своего долгого пребывания у власти?».

Отметим некоторые акценты, который расставляются в публикации турецким колумнистом:

  1. «Спокойная реакция» властей Ирана на произошедшее, которая отражается в том, что нет привычных обвинений в произошедшем США и Израиля.
  2. Странности логистики перемещения первого лица ИРИ и использование подержанной западной техники при достаточно серьезной оснащенности современными российскими вертолетами.
  3. Использование в Иране практики устранения своих политических оппонентов.
  4. Личное участие Эбрахима Раиси в принятии решений о казни 1600 «противников режима».
  5. Хаменеи является «свидетелем» ряда «несчастных случаев» в прошлом и не избегает поездки (отдельно стоит отметить и это утверждение, которое может рассматриваться как двусмысленное).

В целом, как мы можем видеть турецкий колумнист также не поддерживает версию о техногенном характере произошедшей катастрофы, но направляет своих читателей в сторону размышлений на тему возможности диверсии, корни которой находятся в самом Иране.

Обратимся к публикации обозревателя издания Daily Sabah Мехмета Челика, который отреагировал на произошедшее 22 мая статьей под заголовком «Смерть Раиси, престиж Ирана и «Акынджи» (Akıncı, реактивный БПЛА производства Baykar Tech. – И.С.) Турции».

Цитируем турецкого автора:

«Кончина президента Ирана Эбрагима Раиси произошла на фоне обострения региональной напряженности, вызванной действиями Израиля в секторе Газа. Влияние гибели Раиси в результате крушения вертолета на региональную динамику остается неопределенным. Аналогичным образом, вопрос о преемнике президента, придерживающегося жесткой линии, остается открытым, хотя Мохаммад Мохбер, первый вице-президент, принимает на себя временные президентские обязанности. Выборы запланированы через 50 дней в соответствии с Конституцией Ирана».

Итак, сразу отметим несколько обстоятельств, которые подчеркиваются турецким автором: региональная напряженность, действия Израиля, вопросы о будущем развитии событий в регионе, преемник президента.

Как указывается автором, Раиси уже давно рассматривался как потенциальный преемник Хаменеи. При этом, по его словам, Тегеран преуменьшает непосредственные региональные последствия, воздерживаясь от приписывания катастрофы иностранному саботажу. Однако, хотя напряженность между Ираном и Израилем, возможно, не обострится немедленно, ожидается, что смерть Раиси не изменит внешнюю политику Тегерана по региональным вопросам или вмешательству в конфликты, независимо от нового президента.

Существует множество спекуляций относительно потенциальных внутриполитических мотивов катастрофы, учитывая будущие ставки Ирана на лидерство. Как указывается автором, это особенно возможно, учитывая ожесточенную гонку за то, кто заменит Хаменеи на посту верховного лидера, когда придет время, и кто будет стоять в руководстве наряду с президентом.

Отметим, что в заголовок материала вынесен вопрос о том, что турецким автором названо как «престиж Ирана». Вот что, в частности, имеется при этом в виду:

«Крушение стареющего вертолета Bell 212, на борту которого находились президент Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан и другие официальные лица в провинции Восточный Азербайджан, обнажает уязвимости авиации Ирана. Несмотря на военное мастерство, продемонстрированное в предыдущих действиях против Израиля, использование устаревших самолетов подчеркивает проблемы авиационной промышленности Ирана. Бывший министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф объяснил катастрофу односторонними санкциями США».

Итак, когда турецким автором говорится про уязвимости Ирана это должно прочитываться однозначно и достаточно чётко: Турция и Иран являются региональными соперниками, а, следовательно, турецкая сторона рассматривает произошедшее, помимо всего прочего, как индикатор военно-политического и, отчасти, экономического (если говорить об авиационной промышленности) потенциала ИРИ. На гибели президента ИРИ и её последствиях, включая шаги иранского руководства, как на лакмусовой бумаге должен проявиться «уровень Ирана».

Как указывается турецким автором, ошибки в общении после кризиса порождают спекуляции и вызывают обеспокоенность по поводу прозрачности. Непоследовательность в заявлениях и задержка поисков подчеркивают технологические ограничения Ирана.

Как заключает Мехмет Челик, эти инциденты усугубляют подрыв престижа внутренней и международной безопасности Ирана после убийства генерала Касема Сулеймани в 2020 году и апрельского нападения Израиля на иранское консульство в Дамаске. Критики осуждают прохладную реакцию Тегерана и ставят под сомнение его возможности по управлению стихийными бедствиями. Время покажет, будут ли доведены до сведения общественности реальные причины катастрофы. Кроме того, тот факт, что поиски помощи у других стран заняли около 15 часов, чтобы найти и добраться до места крушения, обнажил пределы технологических возможностей Ирана.

Мы, со своей стороны, не раз говорили о том, что Турецкая Республика и Исламская Республика Иран являются сопоставимыми региональными игроками, каждый со своими сильными сторонами и уязвимостями. Это касается, допустим, таких сфер как ситуация в стране с атомной энергией, военно-промышленным комплексом, тяжелой промышленностью, национальным высокотехнологическим производством, технологическим суверенитетом и проч. И, как не преминул отметить турецкий эксперт, немалая уязвимость Ирана стала понятна после трагедии с президентом страны. И касается она технологической оснащенности, допустим, тех же поисково-спасательных работ.

Тут турецкий автор, в свою очередь, затрагивает тему турецкого участия в операции:

«Помимо множества вопросов, поднятых по поводу реакции режима на катастрофу и внутренней динамики страны, многие высоко оценили способность соседней Турции протянуть руку помощи в поисково-спасательных операциях».

В частности, как отмечается, развертывание Турцией беспилотного боевого летательного аппарата Akıncı, беспилотника Baykar Technologies, сыграло важную роль в обнаружении места крушения. Akıncı успешно обнаружил место крушения и вернулся в Турцию после нескольких часов полета над регионом (сразу отметим, что иранская сторона опровергает тот факт, что первым место крушения обнаружил турецкий БПЛА – И.С.).

Как указывает турецкий автор, «сотни тысяч людей следили за маршрутом Akıncı во время операции в прямом эфире на таких сайтах, как Flightradar24». Более того, по его словам, изображения, полученные от Akıncı, также транслировались сразу после того, как они были сделаны турецким общественным информационным агентством Anadolu Agency (AA), которое выполняет очень успешную миссию по раскрытию реальности на местах в секторе Газа.

По словам турецкого автора, фактически, изображения АА использовались «в качестве доказательства в рамках дела Международного суда (МС) против Израиля за его акты геноцида против палестинцев». При управлении стихийными бедствиями и прозрачности коммуникаций, а также эффективное и своевременное использование цифровых инструментов сводят к минимуму риск распространения дезинформации. Тем не менее, вопрос о том, успешно ли Тегеран прошел это испытание на общение, остается предметом споров. Однако они пригласили международные СМИ на место крушения, как только оно было обнаружено. Здесь следует подчеркнуть, что турецкая частная телекомпания A Haber первой вышла в прямой эфир с места крушения, и ее успешные репортажи и кадры были использованы многими международными СМИ.

Далее следует описание турецким автором ТТХ турецкого БПЛА, цитируем:

«Дрон оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и имеет максимальную взлетную массу 5500 кг (12 125 фунтов). Его грузоподъемность составляет 1350 килограммов. Akıncı, благодаря которому Турция стала одной из трёх стран, способных производить дроны этого класса, также может использоваться в бою «воздух-воздух». Важно отметить, что, хотя участие Акынджи в поисковых работах продемонстрировало положительный эффект от быстро развивающейся оборонной промышленности Турции, особенно в области технологий беспилотных летательных аппаратов, оно также показало, что эти технологии предназначены не только для боевых целей. Akıncı, который может летать до 24 часов и имеет максимальную высоту 40 000 футов, впервые был использован в контртеррористических операциях на севере Ирака. Тем не менее, он также использовался в рамках поисково-спасательных операций ранее во время смертоносного землетрясения в феврале 2023 года на юго-востоке Турции и во время лесных пожаров, от которых страна пострадала во время волн тепла в предыдущие годы.»

Далее автором указывается на то, что использование Турцией Akıncı подчеркивает многогранный характер современных оборонных технологий. Наращивая военный потенциал, Турция использует дроны для гуманитарных операций и операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях, демонстрируя свои дипломатические инициативы и инициативы «мягкой силы».

Заключает свой материал турецкий автор следующим образом:

«Для международных игроков, которые хотели бы усилить свое влияние в своих регионах или за их пределами, хотя важно иметь военную мощь и возможности сдерживания, не менее важно иметь возможность вмешиваться в мирных целях, чтобы иметь престижную державу на международном уровне. От оказания помощи в целях развития на Балканах и в Африке до дипломатического посредничества в конфликтах, таких как война между Украиной и Россией, от гуманитарного вмешательства до военного вмешательства в зонах конфликтов, таких как Сирия, Ливия или Южный Кавказ, Турция поддерживает активную внешнюю политику, которая подняла свое видение и престиж до уровня, выходящего за рамки простой страны среднего уровня».

Итак, подводим черту под этим материалом:

  1. Турецким автором нынешняя ситуация рассматривается как обнажение уязвимостей ИРИ в сфере ВВС и их технологий.
  2. Отдельно отмечается, что, вряд ли, региональная динамика и внешняя политика Ирана претерпит изменения в результате гибели Эбрахима Раиси.
  3. На этом фоне Турция, демонстрирует не только свои возможности в сфере жесткой силы, но и использование военных (изначально) технологий в мирных целях – включая различные поисково-спасательные работы.

В целом, резюмируя, на момент написания данного материала техногенный характер катастрофы ставится под сомнение. При этом отмечаются сложные внутриполитические течения в Иране. Гибель президента Раиси рассматривается и в контексте индикации слабостей Ирана. Во-первых, в плане артикулирования своей позиции внешнему миру. А также с точки зрения возможностей иранских ВВС. При этом, косвенно проводится сравнение между Ираном и Турцией, разумеется, в пользу последней. Имея в виду то региональное соперничество, которое отчетливо существует между двумя странами.

55.75MB | MySQL:116 | 0,518sec