Йемен: время «накопления сил»

События в Йемене сейчас можно охарактеризовать как некую условно-мирную паузу, которую противоборствующие силы (президент и оппозиция) используют «для накопления сил» и проведения различных закулисных маневров. Эта «мирная передышка» является таковой только с точки зрения йеменской специфики: в странеежедневно совершаются убийства по политическим мотивам; демонстрации протеста (пусть не такие бурные и многочисленные) приобрели характер чего-то обыденного; армия находится в брожении из-за долгов по зарплате; часть провинций фактически находятся на осадном положении и т.п. В этих условиях оппозиция пытается сформировать единый блок, а вернее старается перетянуть на его сторону наиболее влиятельных лиц в стране. Собственно с этой целью и был создан «Комитет по подготовке национального диалога» (КНД), который возглавляет, кстати, член ЦК правящей партии Национального Конгресса (НК) Басундуа. КНД, по замыслу его организаторов, должен создать оптимальную площадку для объединения различных политических деятелей, зачастую с диаметрально противоположными политическими взглядами, но которые находятся в оппозиции лично президенту А.Салеху. Такой институт по определению политически недолговечен, его основной задачей является создание временного альянса для решения одной главной задачи: не дать возможности президенту А.Салеху «запустить» механизм передачи власти своему сыну. Важно и то, что руководителем организационного комитета КНД является один из лидеров «Аль-Ислах» Хамид аль-Ахмар. Последний является достойным представителем своей семьи и постарается несколько «расширить» функции КНД, сделав его, если угодно, своеобразной «общественной йеменской палатой». Необходимость в этом в йеменском обществе, безусловно, имеется. Ряд партий в парламент при проведении действительно честных выборов никогда не попадут, а КНД дает возможность обеспечить представительство (пусть и номинальное) для всех слоев общества, что необходимо для выстраивания новой системы «сдержек и противовесов». Старая схема явно «сбоит», последствия чего мы сейчас и наблюдаем.

3-4 июня с.г. состоялось очередное заседание КНД, по итогам которого было принято несколько решений. Они не носят какого-то фундаментального основополагающего характера и имеют больше тактическое значение.

Во-первых, было официально зафиксировано вхождение в структуру КНД движения Хауси. Отметим, что самих его представителей на этом мероприятии не было, но их обращение было зачитано представителем партии «Аль-Ислах», что само по себе знаменательно с точки зрения выстраивания новой линии союзнических отношений между двумя движениями. Кстати, в КНД на этом же собрании вступил и «Совет национальной солидарности», который представляет влиятельную племенную верхушку племен на севере страны и возглавляется родным братом Х.аль-Ахмара. К слову, этот факт сам по себе хорошо иллюстрирует систему «раскидывания щупалец» в максимально возможное количество партий и объединений, которую практикует семейство Аль-Ахмар. На самом деле, подход единственно возможный в реалиях племенной доминанты в общественно-политической системе страны.

Во-вторых, в КНД официально вошло движение «Народное движение за справедливость и перемены», которое является локальным, но в тоже время крайне влиятельным образованием в г.Таиз. Оно близко к Йеменской соцпартии. Исходя из этого, налицо расширение рядов оппозиции за счет удачной схемы создания универсальной площадки в лице КНД. Идея, кстати, тоже во многом сгенерированная Х.аль-Ахмаром.

В заключительном коммюнике также отмечается позитивная тенденция по заключению мирного перемирия в Сааде. Вместе с тем указывается и на недопустимость сохранения военной блокады провинций Вали, Радван и Яхья. Последнее является явным реверансом в сторону мятежной племенной верхушки этих провинций, которые объявили фактически войну правительству. Одновременно КНД приветствовал участников мирных демонстраций и призвал правительство избегать силовых методов по отношению к их участникам. То есть КНД «работает» с помощью «широкого охвата» всех оппозиционных Сане групп и движений, независимо от мотивировки своих действий этими оппонентами.

Самым значительным решением заседания КНД стало подтверждение позиции о сохранении единства страны и неприятие идеи южнойеменского сепаратизма.

Этот тезис остается основным и в партийной программе ЙСП, пленум ЦК которой состоялся 25 мая с.г. Он зафиксировал прежние позиции партии в отношении сохранения единства страны и неприятия идеи конфедерации. При этом поддерживается идея широкой автономии южных районов. Это уже некий «дрейф» в сторону южнойеменских «харакат», влияния на которые у ЙСП явно недостаточно. Здесь играет свою роль несколько моментов, среди которых северойеменское происхождение ряда партийных руководителей; и сильные позиции среди южан их харизматичных лидеров (С.аль-Бейта, Али Насера Мухаммеда, А.Б.Аттаса), которые находятся, мягко говоря, не в простых отношениях с нынешними руководителями ЙСП. Хотя, на том же заседании КНД обращение Али Насера Мухаммеда зачитывал представитель ЙСП, что свидетельствует о неком «потеплении».

Кстати, после завершения мероприятия, его представители КНД выехали в Каир, где встречались с тем же А.Н.Мухаммедом. А.Аттас по личным причинам на встрече отсутствовал. Эти поездки и консультации говорят опять же о стремлении КНД «выйти» через бывших южнойеменских руководителей на лидеров народных движений на юге и постараться таким образом «обуздать» хаотичные массовые демонстрации.

Пока это не получается в полной мере. Оппозиция должна в принципе решить этот вопрос до апреля будущего года. Именно тогда истекает срок договоренности между президентом А.Салехом и «Лика муштарака» о проведении структурных изменений в избирательном праве, формировании правительства национального единства и освобождении политических заключенных. Какие-то фундаментальные заявления об этом ожидались от президента во время его выступления в мае с.г в Таизе, но этого не произошло. А.Салех продолжает маневрировать, путем репрессий и подачек он пытается расколоть оппозицию, либо пытается как-то ослабить ее. Представляется, что время для таких маневров, несмотря на основательную финансовую подпитку, истекает. Ключ проблемы все-таки лежит больше в экономической плоскости. Более 2 млн человек на юге не имеют работы уже более десяти лет. После ликвидации южнойеменского государства, Сана не сделала ничего, чтобы интегрировать его население в существующую экономическую инфраструктуру, тем самым своими руками породив нынешнюю ситуацию. До поры, до времени ситуация «разряжалась» лояльностью северойеменской элиты. Но после «ссоры» Салеха с ныне уже покойным спикером парламента шейхом Ахмаром, этот союз дал «трещину», что вызвало уже системный кризис. Государственная модель пришла в хаотическое движение, итогом которого будет достижение какого-то равновесия, но уже однозначно без участия нынешнего йеменского лидера.

52.26MB | MySQL:103 | 0,785sec