Йемен: президент А.Салех и его борьба с «Аль-Каидой»

Ситуация в Йемене привлекает к себе пристальное внимание основных «международных тяжеловесов» (США и ЕС), не говоря уже о ближних соседях, совсем не потому, что кого-то в Вашингтоне или Брюсселе сильно волнует количество безработных на юге страны. Основные тревоги представителей «цивилизованного общества» связаны исключительно с тем, что Йемен в силу исторических, экономических и субъективных («политическая дальнозоркость» президента А.Салеха) причин стала образцовым рассадником исламистской заразы. Йеменцы, которые страдают от почти повальной безработицы и в большинстве своем имеющие хорошую подготовку, полученную в армии под руководством советских военных советников, охотно направляются за 300 долларов воевать куда угодно и против кого угодно. С учетом рухнувшей социалистической идеологии и системы светского образования, этот вакуум быстро заполнил воинствующий радикализм как наиболее универсальное для Востока средство вне племенного объединения. В результате Йемен в настоящее время является серьезным конкурентом того же Марокко по части вербовки «пехоты» для участия в различных джихадистских движениях.

Что касается Саудовской Аравии, то ее интерес к событиям в этой стране продиктован более прозаичными причинами. Здесь и тесные племенные и родственные переплетения; экономические связи (тот же Хадрамаут) и, наконец, территориальные споры, которые президент А.Салех волевым решением «урегулировал» в 2004 году, отдав саудовцам все спорные территории. При этом недавние события, когда хауси фактически разгромили элитную республиканскую гвардию КСА на саудовской территории, свидетельствует о том, что не все в Йемене разделяют примиренческие настроения своего президента. Война на своих южных границах вынудила Эр-Риад провести не только кадровую чистку в республиканской гвардии и задуматься о ее серьезной реорганизации. Перед королевством вновь возник вопрос, что делать и как проектировать свою политику в отношении племенной верхушки в Йемене.

Начнем с того, что координацией внешней политики в отношении Йемена занимается «Комитет по делам Йемена», который возглавляет принц Амир Султан Бен Аль-Азиз. Основным «рычагом» воздействия на внутрийеменские процессы, как нетрудно догадаться, остаются финансы. После 2004 года саудовцы, которые удовлетворились решением своей территориальной проблемы, отказались от массового взброса «финансовой помощи» шейхам йеменских племен на севере страны, наивно посчитав, что теперь можно сосредоточиться исключительно на лицах «первого порядка» в йеменской элите. В результате, повстанцы хауси, которые вроде бы воевали с центральным правительством, неожиданно изменили направление главного удара и «полезли» на саудовскую территорию. Некоторые эксперты утверждают, что это произошло далеко не случайно, как минимум при полной «моральной поддержке» власть имущих в Йемене. А кое-кто указывает и на прямой сговор и снабжение оружием повстанцев со стороны брата президента Ахмара, который еще и по совместительству является командующим северным военным округом. Это являлось своего рода закамуфлированным сигналом Эр-Рияду со стороны «недовольных» йеменских шейхов. Реакция не замедлила себя ждать. Как всегда на Востоке, выбрана политика «кнута и пряника». Для начала Комитет опубликовал 21 июня с.г. список йеменских шейхов, которым отказано в дальнейшем финансировании под предлогом «их связей с хауси и «Аль-Каидой»». Одновременно в Эр-Рияд было приглашено 140 шейхов из северойеменских провинций (Гауф, Маариб, Саада и Амран) для «консультаций». При этом впервые за много лет в числе приглашенных фигурируют представители обоих самых крупных племенных групп страны Вакиль и Хашид. Раньше саудовцы более пристальное внимание уделяли именно Хашид, которое считалось основным союзником Эр-Рияда по сдерживанию «коммунистической экспансии» с юга страны. Представляется, что в процессе этих «консультаций» и будут определяться объемы прямой денежной помощи. Тем не менее, «обиженные» остаются, и это предопределяет вспышку насилия и вооруженной оппозиции президенту Салеху. В том же Амране местная племенная верхушка требует денежной компенсации от Саны в размере 1 млрд долларов за то, что спецслужбы Салеха убили одного из племенных шейхов. К этому надо добавить блокаду дорог военнослужащими, которые тем самым выражают свой протест против задержки с выплатой жалования. Все это превращает север страны в очаг анархии, что видимо, укладывается в стратегический замысел Эр-Риада, которые решили позаимствовать у США тактику «управляемых очагов напряженности». Единственно, в чем есть серьезные сомнения, так это в потенции Эр-Рияда эффективно «управлять» этими очагами.

Что же касается связи йеменцев с «Аль-Каидой», то здесь саудовцы сильно лукавят. Основное финансирование «Аль-Каиды Аравийского полуострова», а именно так она стала называться после объединения три года назад, идет, конечно же, не из Йемена, а из самой Саудовской Аравии. Например, в процессе судебного разбирательства над одним из лидеров джихадистов Ахдалем в 2006 году, было доказано, что финансирование его террористической деятельности, в том числе и террористические атаки против иностранных туристов, финансировались крупными бизнесменами из КСА. Несмотря на это, указанные лица никакого давления со стороны органов юстиции королевства не испытали. То же самое касается и системы лагерей по перевоспитанию исламистов, в которых пребывают как саудовские, так и йеменские исламисты. Согласно официальной статистике Эр-Рияда, из 417 прошедших «перевоспитание» исламистов рецидив наблюдался только у 17 человек. Неофициальная статистика говорит о другом. Здесь идет подмена понятий: что такое рецидив по оценке саудовцев? Это, прежде всего, возобновление террористической активности против государственных служащих и военнослужащих королевства. Если «исправившийся» едет воевать в Ирак или Афганистан, то это вполне допустимо.

В Йемене с перевоспитанием исламистов тоже есть проблемы. В частности, заключенным в йеменские тюрьмы членам «Аль-Каиды» создаются предельно «тепличные», по сравнению с другими «политическими», условия пребывания. Им разрешается посещать библиотеки, спортзалы, на них не распространяются практика телесных наказаний и т.п. Например, Исмаил Гураб, который организовал взрыв гостиницы «Бааб Йемен» в Адене, во время которого погибли иностранные туристы (в том числе и американские), преспокойно проживает «под домашним арестом» в одном из президентских дворцов А.Салеха. Именно по такой схеме организуется йеменскими властями «управление и коррекция» исламистами в стране, и возможно за рубежом. При этом активность исламистов также регулируется путем стимулирования их активности в тот момент, когда необходимо лишний раз продемонстрировать Западу «безальтернативность» кандидатуры А.Салеха, как человека ведущего «непримиримый бой с исламистами». Это вопрос его финансирования и поддержки, а значит и политического выживания.

КСА, которое традиционно поддерживало йеменских радикалов как основной противовес социалистам, уже получило в лице хауси и терактов на своих объектах, «первый звонок» о том, что свою предыдущую тактику необходимо, как минимум, скорректировать. Другими словами, урезая финансирование йеменским шейхам, саудовцы наступают на грабли, которые же сами и поставили у своих ворот. Исламисты «контролироваться» не захотели, и начали все активнее и активнее взрывать самих «контролеров», при этом стирая межгосударственные противоречия. Эр-Рияд забыл старую истину «об ответственности за тех, кого приручили» и теперь вынужден расплачиваться за свою политическую близорукость. Причем расплачиваться в самом прямом смысле этого слова.

52.2MB | MySQL:103 | 0,531sec