Судан: перспективы дарфурского урегулирования

Катарские медиаторы вплотную подошли к заключению полномасштабного мирного соглашения с дарфурской повстанческой группировкой Движение за освобождение и справедливость (ДОС). Напомним, что этот конгломерат был образован благодаря титаническим усилиям спецпредставителя США по Судану С.Грейшена и поддержке ливийского лидера М.Каддафи. В Дохе официально объявлено, что в конце июня с.г стартует вторая сессия переговорного процесса, причем на этот раз работа будет сконцентрирована в отношении достижения консенсуса по конкретным проблемам: разделение властных полномочий, выплата компенсаций, возвращение беженцев и т.п. То есть будет определятся вопросы окончательной интеграции партизан в политико-экономическую инфраструктуру страны. Обсуждение и принятие окончательных соглашений пройдут в формате специализированных комитетов. Окончательное подписание общего мирного договора намечено на 15 июля с.г, а полная интеграция в «мирную жизнь» до конца с.г. Как представляется, никаких неожиданностей произойти не должно, и первый значимый полновесный договор под эгидой Катара будет подписан успешно. Естественно, что такое развитие событий в перспективе заключения полномасштабного мирного договора можно расценивать как положительное, но, к сожалению, мало что меняющее в расстановке сил и средств. То, что ДОС подпишет эти соглашения и окончательно «примирится» с правительством, сомнений не было никаких. Другое дело, что катарские медиаторы, исходя из каких-то своих далеких от реальности соображений, все время пытались объединить всех «непримиримых» партизан в один блок, совершенно не учитывая при этом различия в этническом происхождении и разности мотивации к сопротивлению. Хорошо, что в конечном счете «ослиное упрямство» лидера ДСР И.Халиля помогло открыть глаза на эти процессы, и медиаторы перешли к сепаратным переговорам, что и приносит пока свои промежуточные результаты.

На самом деле линия борьбы за реальное достижение мира в многострадальном регионе сейчас проходит не в Дохе. Катарская инициатива в нынешнем виде превратилась в своеобразную «арабскую Швейцарию», на площадке которой собираются на переговоры оппоненты. Не более того. Успех в этом случае «куется» в ходе предварительных неофициальных консультаций, а в Дохе это все просто кладется на бумагу и становится юридически легитимным. Говорить о том, что Дж.Бассоле с кем-то реально договаривается и проводит закулисные переговоры, не приходится. Так вот ситуация с тем же ДСР, лидер которой нашел убежище сейчас в Триполи, может разрешиться исключительно двумя способами. Первый, это окончательный военный разгром ослабленных отрядов боевиков в Южном Дарфуре. Второй, это желание Триполи действительно развязать этот узел.

По порядку. На прошедшей неделе в Дарфуре продолжались бои местного значения между суданскими вооруженными силами и повстанцами. Отряды ДСР, которые фактически отрезаны в настоящее время от своих тыловых баз в Чаде, вынуждены искать «счастье» на юге Дарфура. С учетом отсутствия поддержки среди этнически чужеродного местного населения, боевики пополняют запасы продовольствия и топлива исключительно за счет грабежей и нападений на гуманитарные конвои. Участились инциденты с нападениями на миротворцев, на этой неделе там погибло трое военнослужащих. На сегодняшний день суданской армии и миротворцам удалось обеспечить безопасность грузоперевозок и разблокировать основную транспортную магистраль. Все это вынудило боевиков перейти к массированному разграблению небольших населенных пунктов. Последнее крупное боестолкновение между правительственными войсками и повстанцами произошло в населенном пункте Узбан Дума в 120 км. южнее Эль-Фашера. Стороны рапортуют о полной победе друг над другом. В частности, пресс-атташе ДСР Вафи заявил о том, что им удалось уничтожить один танк и 35 джипов. «Суданская армия находится в организационном коллапсе и морально деморализована», — завил он. Представитель армии в свою очередь объявил об уничтожении 43 повстанцев, 28 джипов и захвате еще пяти. Собственные потери он оценил в семь убитых военнослужащих. В последнее заявление верится как-то больше, так как Узбан Дума был освобожден. Кроме того, повстанцы по определению не способны на крупные успехи в силу абсолютного преимущества противника в воздушном прикрытии, неблагоприятного рельефа местности, и распыленности своих сил. Последнее обусловлено уязвимостью крупных групп повстанцев для тех же вертолетов армии Судана. Более того, позднее произошло еще одно крупное боестолкновение недалеко от н.п. Умм Каткут, что вряд ли свидетельствует о «моральном упадке» суданских вооруженных сил, а, скорее всего, говорит о преследовании повстанцев. Судя по всему, это станет основной тактической схемо й суданских военных, которые будут вытеснять партизан в пустынные и малозаселенные районы, стараясь свести свои потери к минимуму с помощью активного использования авиации.

Что же касается позиции Ливии в отношении требований Хартума о высылке И.Халиля из Триполи, то неуступчивость М.Каддафи объясняется просто. Амбициозный лидер Ливийской Джамахирии активно «тянет одеяло на себя» в рамках усиления своего авторитета на континенте. И.Халиль, по его задумке, станет тем самым «джокером», который поможет ливийцам вновь заявить о себе, как об одном из основных «игроков» в Африке. Вся эта ситуация представляет собой классический пример того, как личные амбиции серьезно тормозят прогресс мирного урегулирования, что на самом деле является основной причиной возникновения всех конфликтов. Надо сказать, что Хартум сильно раздражен позицией Триполи, и это серьезно начинает влиять на состояние двухсторонних отношений. В этой связи, необходимо отметить интересную деталь. По всей видимости, есть все основания полагать, что «закадычные друзья» Ливия и Египет, в общем и целом координируют свои действия в отношении Судана. На это указывают следующие моменты. Повстанческая группа ДОС, которая была образована из полностью лояльных ливийцам повстанцев, подписывала свои уставные документы в Каире. Полевые командиры, которые добровольно явились в МУС на допросы, проходили ровно такой же путь. Из Триполи они летели в Каир, а оттуда на военном самолете ВВС Египта — в Гаагу. Та же самая история с И.Халилем. Сначала Каир начал активно его «обрабатывать», а, натолкнувшись на открытый демарш Хартума, официально «умыл руки». А неофициально поддерживает действия Триполи по предоставлению руководителю группировки фактически политического убежища, продолжая содержать региональный легальный офис организации в Каире. Все это тормозит процесс окончательного решения проблемы ДСР, что происходит опять же по причине преобладания личных амбиций над интересами дела. Именно в этом на настоящий момент и состоит основный «тормоз» полного политического урегулирования в Дарфуре.

52.23MB | MySQL:103 | 0,591sec