Пакистан выходит из глобального экономического кризиса

Завершается очередной, 2009/10 финансовый год в Пакистане, который может вызвать немалый интерес, с какими результатами страна приходит к этому рубежу, особенно учитывая то обстоятельство, что предыдущий, 2008/09 год в области экономики был крайне неблагоприятным.

Такого рода интерес обусловлен в первую очередь тем, что страна уже не один год имеет статус «прифронтового» государства, учитывая военные действия в Афганистане и практически гражданскую войну в самом Пакистане. Но наиболее серьезную тревогу мирового сообщества, в том числе и России вызывает существование на территории Пакистана в полосе племен, неподконтрольной федеральному правительству (провинция Хайбер Пахтунхва, бывшая Северо-Западная пограничная провинция) лагерей подготовки террористов, которые затем направляются в самые разные страны, включая Россию.

Непосредственно в самом Пакистане в 2002-2010 (до начала июля указанного года). было совершено по официальным данным 8.141 террористических акта, в ходе которых были убиты 8.875 человек и ранены 20.675 человек (1). Руководство Пакистана декларирует, что на цели борьбы с терроризмом страна израсходовала только в 2005-2010 гг. 43,2 млрд долл., куда включается и помощь зарубежных государств. В этой связи целесообразно будет рассмотреть ниже роль России как в рамках потенциального оказания экономической помощи, так и в торгово-экономическом сотрудничестве с Пакистаном.

Предварительные данные о состоянии экономики Пакистана свидетельствуют, что экономический рост в 2009/10 г. составил 4,1%, что заметно выше запланированных 3,3% (здесь и далее, если это не оговорено особо, статистические данные почерпнуты из опубликованного в начале июня с.г. основного официального экономического документа страны – “Pakistan Economic Survey 2009-2010”) (2). Однако международные экономические организации высказывают определенные сомнения в справедливости такого рода оценок и полагают, что в действительности этот параметр едва превысил запланированный рост в 3,3% (3). Самый простой способ улучшить макроэкономические показатели – применить иной дефлятор при пересчете из текущих цен в постоянные, на основе которые и рассчитываются темпы роста основных отраслей экономики, а затем и ВВП. Не исключено, что Статистический Департамент Пакистана использует такой вариант. Для сравнения отметим, что рост экономики Индии составил около 8%, Китая – свыше 10%.

Доход на душу населения составил 1095 долл. по сравнению с 1018 долл. в предыдущем финансовом году (этот параметр также претерпел изменение в сторону уменьшения – предварительные данные в 2008/09 г. свидетельствовали, что он был на уровне 1045 долл.).

Теперь кратко рассмотрим ситуацию в основных отраслях экономики – сельском хозяйстве и промышленности.

В агросфере положение заметно ухудшилось по сравнению с предыдущим годом – рост составил лишь 2% по сравнению с наметками в размере 3,8%. Отметим, что в 2008/09 г. этот показатель превысил 4%. Для сравнения приведем усреднённые данные за предыдущие десятилетия – 5,1% в 60-е годы прошлого столетия, 2,4% в 70-е годы, 5,4% в 80-е годы, 4,4% в 90-е годы и 3,2% в 2000-2010 гг. В настоящее время в сельском хозяйстве создается 21% ВВП, занято 45% экономически активного населения, и сельское население составляет 62% всего населения страны, которое в общей сложности насчитывает 173 млн человек (оценка). Незначительный рост в завершающемся финансовом году обусловлен сложным положением со сбором т.н. «основных продовольственных и технических культур» – пшеницы, риса, хлопка, сахарного тростника, кукурузы, а также некоторых второстепенных культур. Здесь наблюдалось падение производства – соответственно на –0,2% и –1,2%. Общую ситуацию в этой сфере удалось выровнять лишь за счет роста животноводства в размере 4,1% и лесоводства – 2,2%. Сбор урожая пшеницы составил 23,8 млн тонн (в 2008/09 г. – 24 млн т), риса – 6,8 млн тонн (6,9 млн т в предыдущем году), сахарного тростника – 49,4 млн т (было ранее – 50,1 млн т), кукурузы – 3,5 млн т (в предыдущем году – 3,6 млн т).

Несколько улучшилась ситуация в индустрии (куда входят горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, строительство и энергетика) в особенности по сравнению с предыдущими годами. При вкладе в создание ВВП в размере 25% в 2009/10 г. общий прирост промышленности составил 4,9% по сравнению с падением производства в указанных отраслях в совокупности на –1,9%. Здесь основную роль сыграло крупное промышленное производство, которое, наконец-то стало выходить из кризисного состояния (в предыдущем финансовом году падение производства в этой сфере было просто катастрофическим – на –8,2%). В то же время мелкая промышленность стабильно показывает ежегодный прирост в последние 5 лет на уровне 7-8% в среднем в год. В этом важную роль сыграли поступления от пакистанцев из-за рубежа, которые вкладывались в немалой степени в развитие мелкой промышленности (об этом подробнее речь пойдет ниже).

А вот о росте крупной индустрии следует сказать особо. Проблема заключается в том, что такой рост, пусть он несколько и преувеличен, был достигнут на фоне весьма неблагоприятных условий для ее развития – отток прямых иностранных инвестиций, энергетический кризис в стране, в частности, рост цен на потребление электроэнергии и на энергоносители, рост процентных ставок по банковским кредитам и т.д. Здесь в качестве позитивного фактора следует отметить увеличение спроса на некоторые виды продукции национальной промышленности как внутри страны, так и за рубежом. Может показаться парадоксальным на первый взгляд, но существенную роль сыграло, в частности, повышение платежеспособного спроса на сельхозтехнику (что, в свою очередь, было связано с ростом доходов национальных сельских производителей).

Что касается внешней торговли, то плановые наметки на 2009/10 финансовый год не были выполнены и как результат – торговый баланс был сведён со значительным отрицательным сальдо. Общий объем экспорта (с учетом экстраполяции) составил 18,7 млрд долл. (планировалось 18,3 млрд долл.), а импорт – 33,0 млрд долл. (по плану – 28,9 млрд долл.). А это означает реальный внешнеторговый дефицит в размере 14,3 млрд долл. Иными словами, снизить этот параметр до запланированных ранее 10,7 млрд долл. ни в коей мере не удалось.

Некоторый стоимостной рост экспорта по сравнению с запланированным был достигнут за счет увеличения вывоза высококачественных сортов риса, фруктов и хлопка-сырца. Значительное увеличение импорта было обусловлено необходимостью расширения ввоза нефтепродуктов, различных видов продовольствия (сахар, чай, бобовые, молоко и молочные продукты и др.), машино-техническое оборудование (преимущественно для текстильной промышленности, а также дорожно-строительная техника).

Говоря о товарообороте российско-пакистанской торговли следует отметить ее крайне незначительный удельный вес в двусторонних связях – лишь немногим более 400 млн долл. или всего 0,8% всего объёма товарооборота Пакистана в размере 51,7 млрд долл. Для сравнения отметим, что объем торговли Пакистана с США составляет 22%, Великобритания – 7,2%, Саудовская Аравия – 12,2%, Германия – 7,9%, Япония – 4,8%, Кувейт – 6,6%, Индия – 3,9 %. Иными словами, торговля с Индией – вечным главным врагом Пакистана почти в размере 2 млрд долл. — почти в 3 раза больше по стоимостному объему, нежели с Россией. Причем у России есть возможности повысить как экспорт в Пакистан (автотранспортная и дорожно-строительная техника, например, расширить сборку «КАМазов» в стране), так и импорт из Пакистана (текстильные изделия, отличающиеся хорошим качеством, фрукты и сухофрукты, высококачественные сорта риса, «ирри», и «басмати» ).

Далее, несколько слов о демографической ситуации в стране. Здесь не требуется делать какие-либо комментарии, и мы приведем лишь основные цифры, характеризующие состояние в этой сфере.

По оценкам составителей 10-го пятилетнего плана на 2010-2015 гг. население страны на 1 января с.г. составило 173,5 млн человек, из них 63 млн – городское население и 110,5 млн человек – сельское население (4). Однако американское бюро международной статистики считает, что эта цифра занижена, и реально численность населения Пакистана составляет 177,2 млн человек (6). Среднегодовые темпы прироста численности населения определены в размере 2%. Средняя продолжительность жизни составляет 64,5 года. Численность населения в основных городах страны такова: Карачи – 13,4 млн человек (входит в десятку самых густонаселенных городов мира), Лахор – 7,2 млн, Пешавар – 1,4 млн, Кветта – 817 тыс. и Исламабад – 973 тыс. человек.

И, наконец, последнее, что целесообразно упомянуть в связи с демографической ситуацией в стране – это численность экономически активного населения – 53,72 млн человек, из которых безработные составляют 2,93 млн человек, т.е. 5,5%.

В условиях финансово-экономического кризиса Пакистану тем не менее удалось достичь сравнительно высоких темпов экономического роста, как отмечено выше – 4,1% в 2009/10 г. (Хотя учитывая предыдущую низкую макроэкономическую базу для этого, т.е. тот факт, что реальный рост ВВП в 2008/09 г. был лишь на уровне 1,2% можно было бы вполне ожидать сравнительно высоких темпов роста экономики). Поступательное движение вперед экономики страны было обеспечено практически лишь за счет 2-х весьма существенных факторов – внешней помощи и поступлений от пакистанцев, работающих за рубежом.

Внешняя помощь стала определяющей базой для развития экономики Пакистана, как только страна стала своего рода «прифронтовым» государством и активно подключилась к борьбе против экстремизма и терроризма. Но рассмотрим такого рода помощь лишь в последние два года. В этой связи отметим, что её размеры превысили только в 2008/09 г. 10 млрд долл. Предварительные данные свидетельствуют, что в нынешнем финансовом году эта сумма достигнет уже 13 млрд долл. Здесь ведущую роль играют МВФ, Мировой банк, Азиатский банк развития и США, хотя и многие другие государства по отдельности внесли немалый вклад в возрождение пакистанской экономики. Например, по словам Директора Мирового банка по странам Южной Азии Юсуфа Крукеса, Пакистан получил в 2006-2009 гг. в рамках выполнения Программы стратегической помощи ВБ 4,63 млрд долл. Он же сообщил, что в рамках Программы партнерства Пакистан получит в 2010-2013 гг. уже большую помощь – в размере 6,5 млрд долл. (6).

Значительную помощь оказывает и МВФ. Здесь следует сказать в первую очередь о принятом и, что самое главное, реально выполняемом решении об оказании в 2009-2010 гг. помощи Пакистану в размере 7,6 млрд долл. Эта помощь предоставляется поэтапно, транш за траншем, каждый транш в среднем представляет собой сумму в 1,2 млрд долл. Очередной, пятый по счету транш был предоставлен в мае 2010 г.; следующая «порция» поступит в Пакистан осенью 2010 г. (7). Более того, летом прошлого года, ссылаясь на углубление финансово-экономического кризиса, Исламабад поставил перед руководством Фонда вопрос о дальнейшем выделении ему новой кредитной линии общим объемом в 4 млрд долл. (8).

Немалую помощь Пакистану оказывает и Азиатский банк развития. В 2009 г. была принята 4-х летняя программа оказания помощи Пакистану в размере 1,5 млрд долл. с целью восстановления его экономики в рамках преодоления негативного влияния финансово-экономического кризиса. Уже в июне 2009 г. АзБР выделил в рамках реализации этой программы 500 млн долл. (9).

И, конечно, значительную экономическую помощь оказывают Пакистану США. Здесь на первом плане находится утвержденный Сенатом законопроект Керри-Лугара о ежегодном выделении Пакистану помощи в размере 1,5 млрд долл. в течении 5-ти лет, начиная с 2010 г. Однако при этом Исламабад должен выполнить целый ряд требований Вашингтона, связанных с необходимостью эффективной реализации предоставляемой помощи. Среди них – регулярные отчеты соответствующим управляющим американским экономическим агентствам о расходовании выделяемых средств, обязательная поддержка пакистанским государством инфраструктурных проектов, особое внимание должно быть уделено Зоне племен федерального административного управления (FATA), эффективный транспарентный контроль над пакистанской армией и спецслужбами, поскольку некоторых высоких руководителей в этих структурах американская сторона подозревают в связях с талибами, увеличение размеров средств на борьбу с терроризмом из выделяемой США помощи, спонсирование системы светского образования в стране, максимальная помощь беженцам из Свата, а также других районов Пакистана и др.

Список государств, оказывающих весомую двустороннюю экономическую помощь, может быть продолжен, например, Великобритания, Китай, Япония, Саудовская Аравия, ОАЭ, другие страны. Но здесь важно иметь ввиду, что значительное повышение размеров предоставляемой Исламабаду помощи обусловлено практически одним единственным фактором – тем, что Пакистан является прифронтовым государством и ведет активную борьбу с талибами, как бы его не обвиняли в слабой активности в этом направлении.

Наконец, нельзя не упомянуть еще об одной организации, оказывающей (или лучше сказать желающей оказать) социально-экономическую помощь Пакистану. Это – «Друзья демократического Пакистана», организация, созданная 26 сентября 2008 г. в рамках 62-го заседания Генеральной Ассамблеи ООН, куда входят Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция, Япония, представители ООН и ЕС.

Состоялись уже несколько заседаний этой организации и, в частности, на третьем её заседании 17 апреля прошлого года в Токио Пакистану была конкретно обещана экономическая помощь от США и Японии в размере по 1 млрд долл. соответственно от каждой страны, а также 700 млн долл. от Саудовской Аравии. Кроме того, в предварительном порядке Пакистан представил целый список проектов на сумму в 30 млрд долл., которые он хотел бы реализовать в течение предстоящих 10 лет (2010-2020 гг.). Они пока что так и не были рассмотрены.

Мы не будем далее развивать эту тему, поскольку она достаточно подробно разработана нашими коллегами (10). Хотелось бы остановиться лишь на двух моментах.

Первое. Бывший министр финансов Пакистана Шаукат Тарин, выступая 30 декабря 2009г. перед пакистанскими представителями средств массовой информации, подчеркнул, что после многочисленных переговоров с государствами, входящими в организацию «Друзья Пакистана» как на двусторонней, так и многосторонней основе на практике вопрос об оказании помощи почти не сдвинулся с мертвой точки. За все время существования этой организации Пакистан получил лишь 632 млн долл. вместо обещанных 5,2 млрд долл. Первая указанная сумма включала 320 млн долл. от Исламского банка развития, 200 млн предоставила Саудовская Аравия, 50 млн долл. – Азиатский банк развития, 44 млн – США, 10 млн – Турция и 8 млн долл. – Германия (11). Лишь Вашингтон делает в этом направлении конструктивные шаги, т.е. оказывает реально военно-экономическую помощь.

И второе, что важнее всего сказанного выше.

Уже не раз у экспертов, занимающихся изучением Пакистана, в том числе и у российских, возникает резонный вопрос: А почему бы России не попытаться вступить в эту организацию в качестве наблюдателя? Мы (Россия) поддержали в свое время Пакистан в том отношении, чтобы вступить это государство в ШОС в качестве наблюдателя, что и было сделано.

Пакистан активно способствовал нашему намерению вступить в Организацию Исламская конференция, и это было тоже сделано. Россия сейчас – наблюдатель в ОИК.

Так, с нашей точки зрения целесообразно развивать двустороннее, российско-пакистанское сотрудничество и в рамках весьма подходящий для этого момент как с политической, да и с экономической то же точки зрения диалог, так и в рамках двусторонних отношений

У власти в Пакистане находятся новый президент и новое правительство, Исламабад давно стремится улучшить двусторонние отношения с Россией как на политическом уровне, так и развивать их в экономической сфере, а также начать вести переговоры о возможном военно-техническом сотрудничестве, пусть и в ограниченном варианте, приемлемом для России. Москва же демонстративно уходит от реальных действий по расширению наших связей, отделываясь полупустыми разговорами (достаточно упомянуть малозначимый визит бывшего премьер-министра М.Фрадкова в Пакистан в апреле 2007 г., когда были подписаны лишь 3 несущественных документа, и это — лишнее тому подтверждение).

Официальное приглашение российскому президенту, В.В Путину посетить Пакистан, сделанное еще в феврале 2003 г. во время визита в Москву президента П. Мушаррафа, так и осталось нереализованным, хотя после этого В.В.Путин неоднократно посетил, например, Индию.

Бессмысленно России продолжать смотреть с опаской на Дели, опасаясь ее гнева в случае расширения связей с Пакистаном. Индия давно уже не считает необходимым осуществлять сотрудничество во многих сферах только с Россией или преимущественно с Россией. Достаточно упомянуть недавнее соглашение с США или с Канадой о сотрудничестве в области атомной энергетики, достаточно сказать о расширяющемся военно-техническом сотрудничестве с Израилем и т.п. А игнорировать Россией Пакистана, государство с населением около 175 млн человек, расположенного в геополитически важном месте земного шара (хотя бы учитывая соседство Пакистана с Афганистаном, Индией и Китаем) просто неразумно.

Наконец, нельзя не учитывать готовность Дели урегулировать свои отношения с Пакистаном. Об этом свидетельствует предстоящая встреча 15 июля министров иностранных дел обеих государств. Обе стороны выразили готовность обсудить ВСЕ проблемы двусторонних отношений, включая, как ни парадоксально –Кашмирскую!

Стоит над этим задуматься!

И далее еще один важный фактор стабилизации социально-экономической ситуации в Пакистане, влияющей в том числе и на внутриполитическую обстановку в стране. Это – поступления от пакистанцев, работающих за границей, в свои семьи. В абсолютном исчислении они превысили в 2009/10 г. 8 млрд долл. Это – официальные данные, которые не учитывают переводы по каналам «хавала» или «хунжа», т.н. «левым» путем и просто перевозом денег в карманах, при возвращении домой. Ожидается, что поступления от пакистанцев из-за рубежа составят в таком случае реально в 2009/10 г. почти 10, млрд долл.

Поскольку поступления такого рода идут в основной своей массе в малообеспеченные слои общества, то это позволяет сдерживать социальные выступления внутри страны, и особенно сельских слоев общества. Что касается официоза, то руководство страны предпочитает закрывать глаза на то, сколько пакистанцев работают за границей, и каким путем пересылаются заработанные ими деньги в страну.

Отметим здесь же, что основная часть средств в указанном финансовом году поступила, как и ранее, из США – 1.718 млрд долл., 1.842 млрд – из ОАЭ, 1.606 млрд – из Саудовской Аравии, 1.132 млрд – это Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман вместе взятые, 798 млн долл – из Великобритании и 537 млн долл. – из стран ЕС (12).

И в заключение несколько предположений на перспективу – т.е. каковы могут быть рост экономики страны в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса и практически гражданской войны на афгано-пакистанской границе, сколько еще потребуется средств на ведение борьбы с талибами, в чем весьма заинтересовано мировое сообщество.

Пока что приведем только цифры, их анализ может быть реально осуществлен лишь в предстоящие 3-5 месяцев. Это рост ВВП в 2010/11 г. в размере 4,5%, сельского хозяйства – на 3,8%, промышленности – на 5,6: и в сфере услуг – на 5,6%.

Отметим, что в данном случае это – вполне реальные прогнозируемые темпы роста экономики страны, в отношениях с которой Россия весьма заинтересована, по крайней мере, должна быть заинтересована.

 

 

 

1. National Crisis Management Cell, Ministry of Interior. Government of Pakistan, Islamabad, 2010.

2. Pakistan Economic Survey 2009-2010. Government of Pakistan, 2010.

В Интернете данный Обзор экономики Пакистана за 2009/10 г., равно, как и обзоры экономики Пакистана за предыдущие годы, размещен на сайте www.finance.gov.pk/

3. Dawn. 14.04.2010.

4. Population Projections for the 10th Five Year People’s Plan 2010-15. Government of Pakistan, Planning Commission, Islamabad, 2010.

5. US Census Bureau International Database, N-Y. 2010.

6. Business Recorder. 27.01.2010.

7. Economic & Business Review .31.05.2010.

8. Business Recorder. 30.12.2009.

9. Business Recorder. 27.06.2009.

10. См., например: В.И.Сотников. «К итогам Конференции «Друзей Демократического Пакистана» и доноров помощи Пакистану в Токио, Япония». — www.iimes.ru. 21 апреля 2009 г. The News. 19.08.2009. Н.А.Замараева. «Стамбульская конференция Друзей Пакистана» — www.iimes. 2 сентября 2009 г. Н.А. Замараева. «Нью-Йоркская конференция Друзей Пакистана» — www.iimes.ru. 12 октября 2009 г.

11. Business Recorder. 30.12 2009. Business Recorder. 29.01.2010. Business Recorder. 25.06.2010.

12. The News. 11.06.2010.

52.27MB | MySQL:103 | 0,473sec